Связанные понятия
Городско́е поселе́ние — один из типов муниципального образования в России; город или посёлок городского типа, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Городские поселения, не являющиеся городскими округами, входят в состав муниципальных районов.
Муниципа́льное образова́ние — населённая территория, на которой осуществляется местное самоуправление, то есть решаются преимущественно вопросы местного значения.
Се́льское поселе́ние — один из типов муниципальных образований в России, представляет собой один или несколько объединённых общей территорией сельских населённых пунктов (посёлков, сёл, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов, починков и других сельских населённых пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Сельское поселение входит в состав муниципального района.
Вексиллоло́гия — вспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся изучением флагов, знамён, штандартов, вымпелов и прочих предметов подобного рода.
Администрати́вный центр — официальный главный город любого административного образования первого, второго или третьего уровня (такого как область, край, автономная республика, провинция, штат, департамент). В административном центре, как правило, располагаются государственные органы власти и управления местного уровня...
Упоминания в литературе
Городской округ (состоит из одного городского поселения) и соответствует привычному советскому городу областного подчинения. Это городское поселение, которое не входит в состав
муниципального района , его органы местного самоуправления обладают полномочиями как поселения, так и муниципального района. Статус городского округа определен Федеральным законом № 131. В состав территории городского округа может входить один город или один поселок, а также, в соответствии с генеральным планом городского поселения, территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры. Городские округа не имеют внутренней структуры, в них существуют – по закону – только невнятно определенные внутригородские территории.
На территории Свердловской области в соответствии с областными законами образовано 67 городских округов и 5
муниципальных районов , в которые вошло 21 поселение. Городские округа оказались наиболее привлекательной формой территориальной организации местного самоуправления. Свердловская область – первый регион в РФ по количеству городских округов.
В связи с этим Федеральным законом от 28 декабря 2004 г. № 186-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в статью 84 Федерального закона № 131-ФЗ внесено дополнение, согласно которому, если на территории района находится один населенный пункт или если здесь может быть, по правилам Закона, образовано не более двух поселений, то указанный населенный пункт наделяется статусом городского или сельского поселения либо территория района наделяется статусом сельского поселения. Вновь образованное поселение и территория района, не вошедшая в состав указанного поселения, включаются в состав
муниципального района .
7. Изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа осуществляется законом субъекта Российской Федерации с согласия населения соответствующего городского поселения, а также с согласия населения
муниципального района , из состава которого выделяется (в состав которого включается) соответствующее городское поселение. Мнение населения городского поселения и мнение населения муниципального района выявляются путем голосования, предусмотренного частью 3 статьи 24 настоящего Федерального закона и проводимого раздельно на территории городского поселения и на территории муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) городское поселение. Изменение статуса городского поселения не допускается при отсутствии согласия на такое изменение населения городского поселения и (или) населения муниципального района.
г) в состав
муниципального района в сельской местности входят городские и сельские поселения, но могут входить и так называемые межселенные территории, т. е. территории, находящиеся вне поселений;
Связанные понятия (продолжение)
Насле́г (якут. нэһилиэк) — якутский посёлок, часть якутской волости (улуса) в Российской империи или района Якутской АССР в СССР. В настоящее время — низшая административная единица Якутии, соответствующая сельсовету или сельскому поселению.
Внутригородской район или городской район, район в городе, район города — низовая административно-территориальная единица, включающая часть территории города в Российской Федерации — России и ряде других государств (преимущественно бывших союзных республик Советского Союза).
Городски́е райо́ны или райо́ны го́рода образовывались в составе крупных городов союзных республик СССР, после распада которого сохранились в ряде из них, а в рамках административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации они представляют собой низовые административно-территориальные единицы этих субъектов РФ (внутригородские районы). В одних субъектах РФ городские районы признаются единицами местного самоуправления, муниципальными образованиями (внутригородскими муниципальными...
Городско́й о́круг — название типа территориальных единиц в разных странах, как государственно-административных, так и относящихся исключительно к местному самоуправлению, но не государственной власти (например, в России местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти).
Районы Южно-Африканской Республики (англ. District municipality), или «Муниципалитеты категории C» — это округа Южно-Африканской Республики, в состав которых входит преимущественно сельская местность. Районы делятся на местные муниципалитеты.
Вследствие большого населения и обширной площади административное деление Китая с древних времён было многоуровневым. В конституции КНР предусмотрено трёхступенчатое административное деление: провинции (автономные районы, города центрального подчинения), уезды и волости. Однако де-факто в КНР насчитывается пять уровней местного самоуправления: провинция, округ, уезд, волость и деревня. Административное деление Китайской Республики, как называет себя правительство Тайваня, схоже с делением КНР, однако...
Подробнее: Административное деление Китайской Народной Республики
Метрополитенский район (англ. metropolitan borough — метрополитенский боро) — единица административно-территориального деления Англии, является подразделением графств-метрополий. Созданы в 1974 по Акту местного самоуправления 1972 года, метрополитенские районы определены в английском законе как метрополитенские дистрикты (англ. metropolitan districts). Тем не менее, все из них были наделены королевскими хартиями, по которым они получали статус района (англ. borough — боро) (а в некоторых случаях...
Подробнее: Метрополитенские районы Англии
Райо́н (фр. rayon — «радиус, луч») — территориальная единица в ряде государств: СССР, России, Азербайджана, Белоруссии, Литвы, Молдавии, Украины и Таджикистана.
Административные единицы первого порядка (вьетн. Thị xã) — административные единицы второго уровня, которые находятся под контролем народных комитетов провинций или городов центрального подчинения. На 31 декабря 2009 года, в стране было 46 таких единиц. На 31 декабря 2015 — 51. Города этого типа классифицируются IV и III классом, в зависимости от баллов, полученных по критериям указа № 42/2009/ND-CP от 7 мая 2009 года.
Ма́тушкино — район и внутригородское муниципальное образование Москвы в Зеленоградском административном округе.
Район городского подчинения (кит. упр. 市辖区, пиньинь: shìxiáqū, палл.: шисяцюй) или просто район (кит. упр. 区, пиньинь: qū, палл.: цюй) — административная единица уездного уровня в Китае. Ранее ими являлись районы, состоящие только из городской застройки. Однако в 1980-х годах в КНР округа стали преобразовываться в городские округа — таким образом, частями «городов» стали не только районы, но и уезды, автономные уезды и городские уезды. Параллельно с этим (особенно после 1990 года) уезды и городские...
Посёлок — один из видов населённых пунктов в России, на Украине, в Белоруссии и Казахстане.
Округа Южно-Африканской Республики (англ. Municipalities of South Africa) относятся к более низкому, чем провинции, уровню административно-территориального деления. Они образуют самый низкий самоуправляемый уровень административно-территориального деления, и функционируют на основании Главы 7 Конституции ЮАР, а также принятых после введения Конституции в действие парламентских актов.
Промышленно-сельскохозяйственный район (кит. упр. 工农区, пиньинь: gōngnóngqū) — административная единица уездного уровня в Китае. Промышленно-сельскохозяйственные районы создавались в провинции Сычуань в районах, имеющих важное промышленное значение, где по каким-либо причинам нельзя было основать городские структуры.
Иже́вская агломера́ция (иногда также именуется «агломерация южной части Удмуртии» и «Ижевская территориальная система») — термин, применяемый к городской агломерации Ижевска, включающей город и его пригородную зону (в сумме около 700 тыс. жителей), или более обширную зону влияния республиканского центра (с суммарной численностью населения около 950 тыс. человек), а также иногда к предполагаемому 1,25-миллионному «инвестиционному пространству», объединяющему 13 муниципальных образований Удмуртии...
С 31 мая 2018 года Пакистан разделен на 4 провинции, 1 федеральную столичную территорию и 2 территории Кашмира, административно подчиненных Пакистану.
Подробнее: Административное деление Пакистана
Невключённая территория (немуниципальная территория, межобщинная территория, неинкорпорированная территория) — территория, которая не входит («не включена») в состав какой-либо административной единицы соответствующего уровня (обычно самого низкого), например, общины, поселения, коммуны, муниципалитета и т. д. и находится под непосредственным управлением вышестоящего уровня власти (района, провинции, штата и т. д.).
Барнау́льская агломера́ция — городская агломерация на северо-востоке Алтайского края с общим населением 824 073 чел. (2018), что составляет более трети населения края. Сформировалась вокруг города Барнаул, её образуют два городских округа (Барнаул и Новоалтайск) и один прилегающий муниципальный район (Первомайский район).
Соле́цтво (польск. Sołectwo) — административная единица в Польше, действующая на территории сельских населённых пунктов.
Населённый пункт (н.п.) — населённое людьми место (поселение), первичная единица расселения людей в пределах одного застроенного земельного участка (город, посёлок городского типа, село и пр.). Обязательный признак населённого пункта — постоянство использования его как места обитания из года в год (хотя бы сезонно). Как правило, на территории государства один из крупных населённых пунктов имеет статус его столицы.
Городско́е населе́ние — население, проживающее в городских населённых пунктах. В силу того, что критерии отнесения населенных пунктов к городским в разных странах не совпадают, данные о численности городского населения различных стран не вполне сопоставимы.
Сомон , или Сум, или Суму, или Сумон (тув. сумон, монг. сум, кит. 苏木) — наименьшая административно-территориальная единица в Республике Тыва (Российская Федерация), Монголии, а также Внутренней Монголии (КНР).
Промышленный район — тип административно-территориальных единиц, созданных в ходе реформы административно-территориального деления СССР в 1962—1963 годах. Промышленные районы, в противовес сельским, создавались на территориях с преобладанием промышленного производства над сельскохозяйственным. В 1964 году из-за неэффективности реформа была свёрнута, а промышленные районы преобразованы в «обычные» административные районы либо упразднены. Официально промышленные районы упразднялись с 12 января...
Городская гмина (гмина со статусом города) — муниципальное образование в Польше, которое включает в себя административные границы города.
Город Березники — муниципальное образование со статусом городского округа в составе Пермского края России.
Малый город (городок) — это поселение, которое больше, чем сельский населённый пункт, но меньше, чем крупный город. Размер и определение того, что представляет собой малый город, существенно варьирует в разных частях мира.
Национа́льный райо́н городско́го подчине́ния — вид района городского подчинения в КНР, созданного для национальных меньшинств. На текущий момент существуют 4 национальных района городского подчинения: 1 в Хэйлунцзяне и 3 в Хэнане.
Се́рпуховская агломера́ция — городская агломерация, с центром в городе Серпухов, расположенная на территории трёх смежных субъектов Российской Федерации: Серпуховского района Московской области, юго-восточной части Жуковского района и северо-восточной части Тарусского района Калужской области, северной части Заокского района Тульской области. Население агломерации превышает 260 тысяч человек, почти половина населения проживает в её центре — городе Серпухов.
Край — административно-территориальная единица в некоторых странах или государствах.
Южный управленческий округ — территориальное формирование в Свердловской области, не являющееся административно-территориальной единицей, но имеющее территориальный исполнительный орган государственной власти в виде администрации управленческого округа. Центр округа — город Каменск-Уральский.
Ле́нинский о́круг — название административных единиц и муниципальных образований в ряде городов и субъектов бывшего СССР, названных в честь В. И. Ленина.
Коммуна (нидерл. gemeente, фр. commune, нем. Gemeinde) — низшая административная единица Бельгии. Входит в состав провинции (Фламандский и Валлонский регионы) или непосредственно в состав округа (Брюссельский столичный округ). Коммуна может состоять из одного или нескольких поселений, не имеющих статус города, небольшого города и нескольких сельских поселений или одного большого города (во фламандском и валлонском регионах). Коммуны Брюссельского столичного района являются городскими районами.
Подробнее: Коммуны Бельгии
Горнозаводской управленческий округ — территориальное формирование в Свердловской области, не являющееся административно-территориальной единицей, но имеющее территориальный исполнительный орган государственной власти в виде администрации управленческого округа. Центр округа — город Нижний Тагил.
Северный управленческий округ — территориальное формирование в Свердловской области, не являющееся административно-территориальной единицей, но имеющее территориальный исполнительный орган государственной власти в виде администрации управленческого округа. Центр округа — город Краснотурьинск.
Земли поселений — земли, расположенные, как правило, в городской черте или в границах иных населённых пунктов, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделённые от других категорий земель.
Округ — название различных военных и гражданских административно-территориальных или учётных единиц на территории, в том или ином государстве.
Упоминания в литературе (продолжение)
Местное самоуправление (муниципальная власть) осуществляется в пределах муниципального образования. Муниципальное образование – городское или сельское поселение,
муниципальный район , городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.
Муниципальный район – несколько поселений (городских и сельских), объединенных общей территорией.
В 1825 году по Указу Николая I образовано Туркменское приставство, а несколькими годами позднее Летняя Ставка, как место пребывания управления Туркменского приставства. В 1917 году Туркменское приставство ликвидируется, и на его основе создается Туркменский уезд. В апреле 1920 по приказу Губревкома уезд преобразуется в район. Указом Президиума Верховного совета РСФСР от 2 ноября 1956 года Туркменский район был упразднен. Почти полтора десятка лет на карте Ставропольского края не было такого административного образования, как Туркменский район и лишь в декабре 1970 года район был воссоздан. Были открыты предприятия и организации федерального, краевого, районного уровня по всем направлениям его жизнедеятельности. Поэтому уже в 2004 году в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» Туркменский район был наделен статусом
муниципального района [1]. Сейчас район состоит из 11 муниципальных образований, включающих 25 населенных пунктов, из них 7 сел, 13 поселков, 5 аулов, объединенных общей территорией, границы и статус, которого установлены законами Ставропольского края. Административным центром района является село Летняя Ставка. Сегодня все села и аулы района – это современные населенные пункты с набором объектов инфраструктуры. К услугам жителей района 14 средних, 1 начальная, 16 дошкольных учреждений, 19 Домов культуры, 17 библиотек, 11 отделений связи, 5 участковых больниц, районная больница, поликлиника [2].
Наряду с численностью жителей важное значение имеет статус городского поселения. В ряде
муниципальных районов административным центром является поселок городского типа, но у него уже больше возможностей для концентрации экономических и административных ресурсов, чем у других поселений района. В последние годы повышается роль административных центров субъектов Федерации. В них создается больше высокооплачиваемых рабочих мест, что приводит к повышению средней заработной платы по отношению к средней по региону (табл. 4).
Особенный казус двух субъектов Федерации – Москвы и Санкт-Петербурга, фактически выведенных из сферы действия Закона о МСУ в соответствии со ст. 79 указанного Закона, привел к тому, что в них выстроена жесткая управленческая вертикаль, в формате которой существо Закона грубо нарушено, так как государственная власть объединена с местным самоуправлением и поглощает его. Две крупнейшие урбанизированные территории страны, призванные задавать образец социальной модернизации, являют собой наглядный образец полного подавления муниципального начала губернским управлением. Районные управы представляют собой отделы Правительства Москвы, и в результате по своему статусу московские
муниципальные районы , насчитывая на круг по 100 тыс. жителей, приравнены к сельским поселениям и имеют при этом еще меньше полномочий.
Федеральный закон «Об общих принципах…» устанавливает, что наличие выборных органов местного самоуправления в муниципальных образованиях является обязательным. Главным выборным органом местного самоуправления является представительный орган, который разрешается не создавать лишь в поселениях, где проживает менее 100 жителей. В этом случае его функции осуществляются сходом граждан. Порядок формирования представительного органа определяется уставами муниципальных образований, однако с учетом положений региональных законов. Новый Федеральный закон 2003 г. «Об общих принципах…» непосредственно определил возможные способы формирования данного органа в зависимости от вида муниципального образования. Представительный орган поселения формируется только на муниципальных выборах. Представительный орган
муниципального района может быть образован двумя способами. Во-первых, он может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, и при этом число депутатов от одного поселения не должно превышать две пятых от установленной численности органа. Во-вторых, представительный орган муниципального района может состоять из глав поселений и части депутатов представительных органов поселений, находящихся на территории района. Такие депутаты избираются самими представительными органами этих поселений из своего состава при одинаковой норме представительства для каждого поселения независимо от его численности. Такой вариант формирования представительного органа района возможен только при одобрении его не менее чем 2/3 представительных органов поселений, входящих в состав района. Свои полномочия он может осуществлять в случае избрания не менее двух третей депутатов от установленной численности.
земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления, относятся к собственности населенных пунктов, городских округов,
муниципальных районов ;
Для этой цели принят Указ Президента РФ от 28 апреля 2008 г. «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и
муниципальных районов »[69]. Указом утвержден перечень показателей, а Правительству РФ предписано разработать дополнительные показатели для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, в т. ч. показатели, необходимые для расчета неэффективных расходов местных бюджетов; типовую форму доклада глав местных администраций городских округов и муниципальных районов о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов за отчетный год и их планируемых значениях на 3-летний период; методику мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов; методические рекомендации о порядке выделения за счет бюджетных ассигнований из бюджета субъекта Российской Федерации грантов муниципальным образованиям в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. Главам местных администраций городских округов и муниципальных районов предписывается ежегодно представлять в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации доклады о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. А органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано выделять из бюджетов субъектов Российской Федерации гранты городским округам и муниципальным районам в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.
Диспозитивные нормы характеризуют соответственно и метод правового регулирования отношений. Данный метод в теории права назван диспозитивным в силу наличия альтернативы, т. е. выбора решения. В муниципальном праве этот метод используется при формировании представительного органа
муниципального района и в других случаях. Так, ст. 35 Закона «Об общих принципах организации…» (2003 г.) устанавливает два возможных варианта формирования представительного органа местного самоуправления. Он может быть сформирован из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений или может быть избран на основе всеобщего равного и прямого избирательного права населением. В данном случае есть выбор из двух вариантов (или/или). То же самое относится к инициативе по проведению местного референдума.
На территории муниципалитетов имеются как участки, которые принадлежат муниципалитетам, так и участки, которыми владеют частные лица, физические и юридические. ЗК РФ гласит: если иное не предусмотрено другими федеральными законами, земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью городского округа, городского или сельского поселения либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории собственностью
муниципального района по месту расположения земельного участка.
Образовательная организация, созданная муниципальным образованием –
муниципальным районом , городским округом, является муниципальной образовательной организацией, которая учреждается актом органа местного самоуправления. Например, в г. Москве, где существует административно-территориальное деление по округам, в каждом из них созданы дошкольные образовательные организации, общеобразовательные организации.
Важнейший фактор экономического развития муниципалитетов – состояние местных бюджетов, которые формируются за счёт собственных доходов и финансовой помощи в различных формах (дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований и др.). В связи с высокой территориальной концентрацией промышленного (города Вологда и Череповец) и сельскохозяйственного (Вологодский, Верховажский, Грязовецкий, Междуреченский, Череповецкий, Шекснинский районы) производства бюджеты большинства
муниципальных районов области испытывают недостаток собственных доходов. А принятый в 2003 году ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и связанное с ним перераспределение доходных источников и расходных полномочий различных уровней публичной власти только ухудшили финансовое состояние бюджетов районного звена. В период, последовавший за социально-экономическими реформами, удельный вес собственных средств в общем объёме доходов бюджетов муниципальных районов был наиболее высоким в 2008 г. Однако с 2009 г. ситуация резко ухудшилась: уровень дотационности 11-ти из 26 районных бюджетов составлял от 70 до 80 %, а остальных был ещё выше [32; с. 34–45].
а) бюджеты
муниципальных районов , бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт—Петербурга;
Таблица 1.2.3. Рейтинг
муниципальных районов Вологодской области по уровню развития туристской деятельности
2) установлению порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета
муниципального района бюджетам городских, сельских поселений;
– разработка ряда показателей, наиболее полно характеризующих уровень развития сферы образования в
муниципальных районах области;
В гендерной структуре населения Вологодского
муниципального района преобладают женщины (52,1 % общей численности населения в 2008 г.).
Туристская дестинация «Белоозеро» располагается в границах Кирилловского, Белозерского и Вашкинского
муниципальных районов . Территория является привлекательной нишей на рынке туристских услуг и имеет возможности для развития многих видов туризма: активного, культурно-познавательного, событийного, паломнического и новых интерактивных конкурентоспособных туристских проектов – «Княжий двор» и «Липин Бор – царство Золотой рыбки».