Связанные понятия
Зато́н , за́водь — часть акватории реки, защищённая от ледохода и течения. Затоны бывают как естественные, например, превратившееся в залив русло старицы, часть акватории, отгороженная от основной акватории косой или речным островом, так и искусственные, отгороженные от основной акватории реки дамбами.
Водоём, например река, канал или озеро, является судоходным, если он достаточно глубок и широк для прохождения судов и не имеет препятствий таких, как скалы, деревья и низкие мосты.
Подробнее: Судоходность
За́пань (За́понь) — инженерное заградительное сооружение в естественной или искусственной акватории, представляющее собой огражденную плавучими конструкциями (сооружаемыми обычно из брёвен или деревянных ферм, связанных шарнирами) водную поверхность и используемое для временного или окончательного задержания, придания нужного направления движения, хранения, сортировки твёрдых плавучих объектов (леса, льда, мусора и др.) в определённом месте водотока (обычно это сплавные реки и каналы) или водоёма...
Ледохо́д — движение льдин и ледяных полей на реках и озёрах под действием течения или ветра.
Леспромхо́з (лесное промышленное хозяйство) — государственное предприятие лесной промышленности в СССР, осуществлявшее заготовку, вывозку, сортировку, разделку и отгрузку древесины, а также сплав леса.
Упоминания в литературе
Плата за пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств, которые подлежат лицензированию, определяется законодательством о недрах за: осуществление забора воды из водных объектов, удовлетворение потребностей в воде гидроэнергетики; использование акваторий для
лесосплава на плотах и кошелях, а также для добычи полезных ископаемых, организованной рекреации, размещения плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, для проведения буровых, строительных работ.
В соответствии с Водным кодексом Республики Беларусь и СТБ 17.06.02-01-2009 «Гидросфера. Классификация водопользований» по целям использования воды выделяют такие виды водопользования, как: питьевые нужды населения и работников организаций; хозяйственно-бытовые нужды населения и работников организаций; лечебные и курортно-оздоровительные цели; сельскохозяйственные нужды (кроме орошения); орошение; промышленные нужды (кроме гидроэнергетики); нужды гидроэнергетики; нужды водного транспорта и
лесосплава ; рыбохозяйственные нужды; отведение сточных и других вод; переброска стока; рекреационные и спортивные цели; прочие нужды.
Связанные понятия (продолжение)
Речной транспорт (внутренний водный транспорт) — транспорт, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров судами по внутренним водным путям, как по естественным (реки, озёра), так и по искусственным (каналы, водохранилища). Перевозки по Каспийскому морю относятся к морскому транспорту, хотя фактически это море является озером (самым большим в мире).
Запру́да — гидротехническое регуляционное сооружение, временная низконапорная плотина, типично выполняемая как грунтовая насыпь. Запрудой также называется запруженный этим сооружением водоём. Запруды устанавливаются на небольших водотоках (второстепенных протоках, рукавах или малых реках) с целью достижения большего расхода воды в основном русле (например, для обеспечения судоходства) в межень или создания подпора для экстенсивного использования водных ресурсов.
Плоти́на — гидротехническое сооружение, перегораживающее водоток для подъёма уровня воды, также служит для сосредоточения напора в месте расположения сооружения и создания водохранилища. Плотины на небольших водотоках, а также временные, называют также запрудами.
Судоходный шлюз — гидротехническое сооружение на судоходных и водных путях для обеспечения перехода судов из одного водного бассейна (бьефа) в другой с различными уровнями воды в них. С двух сторон шлюз ограничен затворами (воротами), между которыми располагается камера с регулируемым уровнем воды.
Пристань — специально оборудованное место для причаливания (стоянки) речных судов у берега на внутренних водных путях. Предназначается для посадки-высадки пассажиров и перегрузочных операций в период навигации. Обычно имеет 1—2 причала.
Ледовая переправа — это переправа (дорога, путь), проложенная по ледяному покрову рек, озер, морей и других водных преград (водных объектов).
Поро́г, поро́ги — каменистый или скалистый участок в русле водотока (реки или ручья) с повышенной скоростью течения и относительно большим падением отметок уровня воды, образовавшийся вследствие ступенчатого размыва русла, если материал его неоднороден.
Водный путь — участки водоёмов и водотоков, используемые для судоходства и лесосплава; любой водный судоходный путь, включающий реки, озёра, моря, океаны и каналы.
Бече́вни́к (бичевник, бечева́я) — сухопутная дорога вдоль берега водного пути (реки или канала), предназначенная для буксирования людьми (бурлаками) или лошадьми судов на канате (обычно несамоходных барж), называемом бечевой или бичевой.
Тече́ние — движение воды в русле водотока (реки, канала, ручья). Течение водотоков происходит под действием гравитации за счёт перепадов уровней воды.
Земснаряд — судно технического флота, предназначенное для производства дноуглубительных работ и добычи нерудных строительных материалов.
Плёс речной — глубокий участок русла реки, расположенный между перекатами, обычно образующийся в русле меандрирующей реки у вогнутого участка излучины берега.Перекаты вместе с расположенными между ними плёсами образуют на реках системы плёс — перекат. Плёсы обычно приурочены к участкам русла с наибольшей кривизной, перекаты — к прямым (переходным) участкам русла между смежными излучинами.Плёс обычно образуется там, где в половодье наблюдается местное увеличение скорости течения реки и интенсивно...
Туер (от фр. toueur) или цепной пароход — особый вид речного судна, буксир, движущийся вдоль уложенной по дну цепи или троса. Туеры появились в первой половине XIX века. С начала XX века их начали вытеснять другие типы судов, и к 30-50 годам туеры практически перестали использоваться.
Гидроу́зел — комплекс или группа гидротехнических сооружений, объединённых по расположению, целям и условиям их работы.
Водный канал (лат. canal — труба, жёлоб) — искусственный водоток, предназначенный для сокращения водных маршрутов или для перенаправления потока воды.
Лесосека — участок леса, отведённый для рубок спелых и перестойных насаждений, лесовосстановительных рубок, рубок ухода за лесом и санитарных. Граница такого участка определяется визирами, лесосечными знаками (столбами, кольями) или естественными рубежами. Площадь лесосек — от нескольких га до нескольких десятков га. Ширина сплошных лесосек — от 50 м до 1 км.
Лесозаготови́тельная промы́шленность — является крупнейшей отраслью лесной промышленности, осуществляющей заготовку древесины, её вывоз либо сплав, а также первичную обработку, частичную переработку крупных лесоматериалов и утилизацию отходов лесозаготовки. За рубежом лесозаготовительная промышленность, как правило, является составной частью лесного хозяйства. Занимала немаловажное место в народном хозяйстве бывшего СССР.
Во́лок — участок суши, обычно с перевалом, между двумя озёрами или реками, через который тащили суда — «волоком».
Зи́мник — автомобильная дорога, эксплуатация которой возможна только в зимних условиях, при минусовой температуре. Для устройства зимника снег уплотняют и разгребают грейдерами, на реках намораживают ледовые переправы. Зимник может также проходить непосредственно по замёрзшему льду рек и озёр.
Ши́вера (мн. ч. ши́веры) — относительно мелководный (глубина до 1,5 — 2 м) участок реки с беспорядочно расположенными в русле подводными и выступающими из воды камнями и быстрым течением.
Подпо́р — в гидротехнике, повышение уровня воды по сравнению с «бытовым» (нормальным) уровнем. Подпор возникает при строительстве водопропускных сооружений на реках, ограничивающих водоток (например, плотин), но может также образовываться из-за природных условий: нагонного низового ветра, изменения конфигурации стока подземных вод, ледовых заторов и зажоров, завалов.
Бурла́к — наёмный рабочий в России XVI — начала XX веков, который, идя по берегу (по так называемому бечевнику), тянул, с артелью, при помощи бечевы речное судно против течения.
Лесозагото́вка (чаще во множественном числе: лесозагото́вки) — заготовка лесоматериалов. Заготовка леса подразумевает валку деревьев в лесу, с последующей разработкой древесины (хлыстов) по сортиментам (брёвнам, без сучьев, определённой длины).
Полово́дье — одна из фаз водного режима реки, ежегодно повторяющаяся в один и тот же сезон года, — относительно длительное и значительное увеличение водности реки, вызывающее подъём её уровня; обычно сопровождается выходом вод из меженного русла и затоплением поймы.
Мокшан , Мокшана (от названия реки Мокша) — беспалубное парусное судно (барка) XVIII—XIX веков, служившее для перевозки людей и грузов.
Во́дный тра́нспорт — вид транспортa, перевозящего грузы и/или пассажиров по водным путям сообщения, как естественным (океаны, моря, реки, озера), так и искусственным (каналы, водохранилища). Основным транспортным средством является судно.
Речно́й порт — комплекс сооружений, расположенных на земельном участке и акватории внутренних водных путей, обустроенных и оборудованных в целях обслуживания пассажиров и судов, погрузки, выгрузки, приёма, хранения и выдачи грузов, взаимодействия с другими видами транспорта.
Лесопилка , лесопильня — предприятие первичной переработки леса на лесоматериалы в системе лесозаготовительной промышленности.
Беля́на — деревянная некрашеная плоскодонная барка, использовавшаяся для сплава леса по рекам Волге и Каме в XIX — начале XX века.
Судно смешанного плавания (судно «река-море») — класс судов, предназначенных для плавания как по морским, так и по внутренним (речным) водным путям. Выделение судов река-море в отдельный конструктивный тип произошло в период 1950-1960-е годы в СССР и связано с окончанием глобальной реконструкции водных путей Европейской части страны. Первым судном, специально спроектированным для длительных речных и морских переходов, стал сухогруз река-море типа «Балтийский» (проект 781, 1959 г.). Термин Суда смешанного...
Торфяная промышленность — отрасль топливной промышленности, предприятия которой осваивают торфяные месторождения, добывают и перерабатывают торф. На нынешний момент основная часть торфа, который добывается в России, используется для потребностей сельского хозяйства (в качестве удобрения), как сырьё для некоторых химических предприятий и как топливо на некоторых электростанциях.
Такасэбунэ (яп. 高瀬舟) — малое японское традиционное речное судно, ранее широко применявшееся во всех районах страны.
Гидроторф — это: гидравлический способ разработки торфяной залежи при помощи гидромеханизации, целесообразный только в крупных хозяйствах: торфяная залежь размывается водяной струёй высокого давления и затем высасывается торфососом.
Лесово́зная доро́га — путь сообщения, предназначенный для вывозки лесоматериалов с лесосек до места складирования или переработки, а также перевозки грузов в пределах зоны деятельности лесозаготовительного предприятия.
Судоходные каналы (искусственные водные пути) - каналы, осуществляющие транспортные функции, например, для доставки грузов или людей.
Подробнее: Судоходный канал
Гусяна или гусянка — это грузовое судно (барка), предназначенное для перевозки различных грузов.
Бон (боновые заграждения) — плавучие заграждения, служащие для ограничения распространения чего-либо по поверхности воды.
Ру́бка ле́са — спиливание, срубание или срезание деревьев, кустарников или лиан в лесу. Производится с целью получения древесины, а также для оздоровления, возобновления леса и повышения его продуктивности. Различаются четыре основных типа рубок: главного пользования, рубки ухода, санитарные и комплексные. Важное отличие рубок главного пользования от рубок ухода в том, что после первых обязательно должны проводиться лесовосстановительные мероприятия.
Всплывший торфяник (Плавучие торфяные острова) — плавающие по поверхности водоёма острова, состоящие в основном из торфа.
Гуффа или куффа — историческая разновидность примитивных речных плавсредств круглой формы, использовавшихся в Месопотамии и в бассейне реки Инд.
Каргалинский гидроузел — гидроузел на реке Терек в 105 километра от устья. Расположен на стыке границ Кизлярского, Бабаюртовского районов Дагестана и Шелковского района Чечни (граница проходит по середине канала Дельтовый. Обслуживается Кизлярским УОСом.
Плот — конструкция для плаванья, из связанных совместно брёвен или стеблей камыша, тростника, скрученных в пучки. Обычно ширина плота относится к длине как 1 к 2—3,5. Средняя скорость плотов при сплаве по рекам составляет 30—50 км в день, а при благоприятных условиях превосходит 100 км.