Связанные понятия
Па́рус — ткань или пластина, прикрепляемая к средству передвижения и преобразующая энергию ветра в энергию поступательного движения.
Па́русная доска ́ (англ. Sailboard) — официальное название спортивного снаряда для участия в соревнованиях по виндсёрфингу. Часто употребляемое бытовое название — виндсёрф, виндсёрфер, другое название — аква́та.
49-й и 49-й FX (произносится "Сорок девятый" или, как устаревшее, «фоти-найнер») — олимпийские классы гоночных яхт.
Подробнее: 49-й (класс гоночных яхт)
Парус любого парусного судна — это сложное техническое сооружение. Все части и элементы паруса носят свои названия.
Подробнее: Устройство паруса
Виндзейль (нидерл. wind — ветер и нидерл. zeil — парус) — широко распространённый предмет корабельного инвентаря, предназначенный для принудительной вентиляции трюмов и других подпалубных помещений.
Упоминания в литературе
На статуэтке святого Георгия
вы видите небольшую дополнительную пластину в нижней части нагрудника кирасы, которая прикрепляется к ней расположенным в центре пластины ремнем, – эта усиливающая деталь называется плаккартом. По прошествии столетия эта часть стала больше. На кирасе, изображенной на рисунке 23, эта часть доходит уже почти до самого верха нагрудника. Задняя пластина кирасы выполнена из перекрывающих друг друга частей, что придает ей довольно неплохую гибкость. Отверстия для заклепок представляют собой скорее щели (подвижные или немецкие заклепки), что допускает движения в направлении вверх и вниз. На рисунке 23б кираса показана с левой стороны. Как можно видеть, передняя и задняя части кирасы в этом месте скреплены петлями. Для того чтобы надеть эту часть доспехов, воин раскрывал кирасу на петлях, надевал ее и закрывал. После этого обе половины кирасы скреплялись между собой застежками, расположенными на правом боку доспеха. Ремешок прикреплялся к нагруднику и продевался в пряжку, расположенную на задней части кирасы. Верхние края накидки и кулета просто набрасывались на кирасу сверху в ее нижней части. Вы, должно быть, уже заметили, что главным отличительным признаком доспехов является обилие перекрывающихся пластин. Везде, где это возможно, пластины перекрыты так, чтобы отводить в стороны колющие и рубящие удары любого оружия, какое может использовать противник. Очевидно, это и была самая главная задача ремесленника-оружейника и признак его высокого мастерства, основанного на практической заботе о безопасности, которая, в конце концов, является главной целью, поскольку речь идет о латах. Но удивительно, что, когда делают имитацию доспехов, этим железным правилом почему-то часто пренебрегают.
К началу эпохи Возрождения кольчужная или кожаная защита скакуна стала меняться на латы. Это была тяжелая, но надежная преграда для вражеского копья или меча. В конский доспех обязательно входили наголовник с ушными трубками и прорезями для глаз, порой, как фары на автомобиле, заботливо прикрытыми решеткой. Выковывался он, как правило, из цельного листа металла, чтобы надежно защитить лоб. Чешуйчатые полосы, напоминающие устройство панциря креветки или рачьего хвоста, закрывали шею и гриву. На широкую грудь лошади спускался латный шарф, затем
следовал металлический накрупник. Несколько широких, загнутых по форме листов обороняли не только грудь, но и верхнюю часть передних ног. Бока тоже находились под защитой стальных листов, которые плотно смыкались с нагрудником. Даже возможным ударам сзади препятствовала броня, хитро собранная из стальных деталей.
Рис. 16. Пластинчатый доспех XV в. Готический доспех из полированной стали, XV в. Шлем с круглым венцом и забралом. Доспех приписывается Фредерику I, графу-палатину Рейнскому, умершему в 1475 г. Коллекция Амбрасс, Вена. Такой же костюм, находящийся в той же коллекции, приписывается Фредерику Католику.
Это военное снаряжение, как видно даже на первый взгляд, относится к середине XV в. На это указывает уникальная форма набедренных щитков, рукавиц и наножных лат, одна из которых изображена целиком у левой ноги. Шлем уже напоминает армет и кажется более современным, чем остальной доспех
Линкруст (от лат. linum – «лен» и crusta – «кора») – отделочный материал, выпускаемый в рулонах. Линкруст на тканевой
или бумажной основе сверху покрыт тонким (не более 1 мм) слоем пластмассы, полученной на основе алкидных смол. Сравнительная дешевизна и долгосрочность использования позволяют применять линкруст для отделки потолков в детских учреждениях и в жилом секторе.
Связанные понятия (продолжение)
Финикийское торговое судно — тип кораблей, использовавшегося финикийцами примерно от 2000 года до н.э. (изображения в Тире, Сидоне) до 200 г. до н.э. (падение Карфагена).
Ма́чта (нидерл. mast) — вертикально стоящая конструкция на судне (корабле), обычно поддерживаемая оттяжками, т. н. вáнтами, часть парусного вооружения на яхтах и парусниках.
Толлбой (англ. Tall Boy), он же подспинакерный стаксель (подспинакерник) — узкий дополнительный крыловидный парус, снабжённый латами и стальным ликтросом по передней шкаторине.
Раньшина , a также ранщина, рончина, роншина, роньшина — историческая разновидность парусно-гребных двух- или трёхмачтовых судов, которые широко применялись северными славянами (поморами) в XI—XIX веках для рыболовного и зверобойного промысла в тяжёлых ледовых условиях. Этимология названия связана с тем, что эти суда могли быть использованы начиная с ранней весны, задолго до того, как в море можно было выйти на кораблях других типов.
Тайме́нь — тип туристской каркасной байдарки второго поколения, освоенной производством в СССР. Выпускается заводом «Салют» с конца 1970-х годов. Двухместная или трёхместная.
Флот
викингов состоял преимущественно из боевых кораблей, которые назывались драккарами, и торговых судов, кнорров. Корабли могли служить временным жилищем — поскольку они имели мощный киль, их можно было волоком вытащить на берег и, укрепив, оборудовать как дом. Военные корабли первоначально были вёсельными, но в дальнейшем (в соответствии с общей тенденцией развития флота) викинги стали применять в дополнение парус, а потом и вовсе отказались от вёсел.
Кано́э (англ. canoe, от исп. canoa — чёлн; заимствование из языка карибских индейцев) — универсальное название для безуключинных маломерных гребных судов (лодок) разных народов. Характерной особенностью является способ гребли — она осуществляется лопатообразным однолопастным веслом, которым также производится и руление путём поворота весла в воде и изменением его траектории в конце гребка. Гребцы в каноэ располагаются сидя на дне лодки или на сиденьях-банках.
Луч — гоночный одноместный швертбот национального класса с парусным вооружением типа кэт.
Ло́дка — небольшое судно. В Военно-морском словаре лодка определяется, как судно длиной до девяти метров, шириной до трёх метров и грузоподъёмностью до пяти тонн. Как правило, лодки — гребные суда, но бывают и парусные лодки, однако небольшие спортивные парусные суда принято называть яхтами. Лодка может быть оборудована мотором (мотор может быть как вспомогательным, так и основным источником энергии). В соответствии с принятой в большинстве стран классификацией, моторными лодками называют суда с...
Багала (араб. بغلة, baghl — мул), также доу, дау, дхау — небольшое арабское полуторамачтовое судно с косым парусным вооружением. Появилось в VIII—IX веках, применялось с конца XVI по XIX век в рыболовно-промысловых, транспортно-грузовых и военных целях. Некоторые суда этого типа были известны вплоть до середины XX века, в несколько изменённом виде встречаются и по сей день.
Па́русное вооруже́ние (нем. Takelage) — системы оснастки парусного судна (рангоут, такелаж и паруса), служащие для восприятия и передачи корпусу судна энергии ветра, приводящей судно в движение , а также для управления курсовым движением и изменения скорости хода судна. Немецкий термин «Takelage» имеет более широкое смысловое значение в сравнении с русским термином «Такелаж», являясь синонимом русскому термину «парусное вооружение» — объединяет собой все системы оснастки парусного судна: рангоут...
Ли́сель-спи́рт ы — элементы рангоута парусного судна, представляющие собой тонкие рангоутные деревья на фока- и грота-реях и на фор- и грот-марса-реях, служащие для постановки дополнительных парусов — лиселей.
Потесь (часто также говорят «гре́бя» или, просторечно, «гребло́») — прави́льное (рулевое) весло. Изготовляется из бревна длиной 20—25 метров.
Дрифтер (от англ. drift — дрейф) — разновидность паруса, стаксель большого размера для использования при слабом (до 2 баллов) ветре. Изготавливается из нейлона с большим «пузом», расположенным ближе к середине паруса. Как правило в переднюю шкаторину вшивается стальной трос, галсовый угол снабжается «оттяжкой Каннингхэма» для регулирования величины «пуза» в зависимости от силы ветра.
Косы́е паруса́ — паруса, которые ставятся в диаметральной плоскости вдоль судна. Имеют много разновидностей. В отличие от прямых парусов, позволяют судну идти круче к ветру, под углом до 20°. К косым парусам относятся и треугольные паруса.
Подробнее: Косой парус
Монола́ста — спортивный инвентарь, разновидность ласт, представляющая собой единую конструкцию, приводимую в движение обеими ногами одновременно.
«Ерети́к » (судно) (греч. αἱρετικός — приверженец еретической идеологии) — надувная резиновая лодка, изготовленная компанией Zodiac, для французского доктора Алена Бомбара, на которой он в одиночку пересек Атлантический океан за 65 дней, с 19 октября по 22 декабря 1952 года. Названа так, потому, что в то время сама мысль о возможности длительного плавания на маленькой лодке, без запасов питьевой воды и пищи считалась ересью...
Я́корь (из германских языков, др.-шв. ankari «якорь», др.-исл. akkeri из лат. ancora от греческого agkyra) — специальной формы литая, кованая или сварная конструкция, предназначенная для удержания корабля, подлодки, плота или другого плавающего объекта на одном месте за счёт сцепления с грунтом и связанная с объектом удержания посредством якорной цепи или троса. Усилие, которое якорь может воспринять, не перемещаясь и не выходя из грунта, называется держащей силой. Эффективность якоря оценивается...
Иллюмина́тор (лат. illuminator — осветитель) — круглое или прямоугольное окно в борту корпуса корабля, стене его надстройки или в верхней палубе для доступа света и свежего воздуха во внутренние помещения. Иллюминаторами также называются застеклённые, обычно круглые, окна подводных судов и летательных аппаратов. Исторически наиболее распространённая круглая форма иллюминатора вызвана тем, что круглое отверстие меньше ослабляет конструкцию, в которой оно проделано, а также большей технологической...
Па́луба , также дек (англ. deck) — архитектурный элемент судна, горизонтальное перекрытие в корпусе или надстройках, опирающееся на борта, переборки и пиллерсы (при их наличии) и состоящее из набора (бимсов, карлингсов и др.) и настила (обычно деревянного или металлического); разделяет внутреннее пространство корпуса корабля на помещения по вертикали.
Адмиралтейский якорь (англ. common anchor, anchor of the Admiralty, admiralty pattern anchor) — классический тип якоря.
Драккар (норв. Drakkar, от древнескандинавских Drage — «дракон» и Kar — «корабль», буквально — «корабль-дракон») — так сегодня принято называть деревянный корабль викингов, длинный и узкий, с высоко поднятыми носом и кормой. Отсюда другое название подобного судна — «длинный корабль» (Langskip). Принято считать, что драккар — «большой длинный корабль». В Европе его ещё называют также и Draka/Dreka. В зависимости от языка написание слова может варьироваться.
Фа́стекс (фаст, пряжка-фаст, «трезубец») — полуавтоматическая застёжка для соединения тканевых лент, стропов, ремней.
О-ёрой (大鎧) — название группы японских средневековых доспехов, относящихся к группе ламеллярных или пластинчатых. Буквальный перевод — «большой доспех». В эпоху Хэйан (XI—XII вв) данный тип защитного вооружения становится преобладающим, причём именно в это время крепление пластинок с помощью металлических заклепок заменяется на гибкое соединение шелковыми шнурами. Именно эти доспехи получили широкую известность, причём, даже утратив свое практическое назначение, будучи вытесненными более совершенными...
Клипеус (лат. clipeus, clipeum) — овальный или круглый щит, применявшийся в армии Древнего Рима. Название щита, предположительно, связано с др.-греч. καλύπτω — «прикрывать».
Баронг — толстый листовидный нож с одним лезвием. Использовался исламскими племенами на Южных Филиппинах.
Весло ́ — специальное приспособление (движитель) в виде узкой лопаты для приведения малых судов, а в древности и больших, в движение посредством гребли (действует по принципу рычага).
Отпо́рный крюк , сокр. отпорник или крюк — древко с насаженным металлическим наконечником, имеющим два загнутых рожка, а иногда между ними прямой стержень с утолщением на конце. Служит для отталкивания носа шлюпки (катера) при отходе и подтягивания при подходе к кораблю (судну, другой шлюпке, катеру, трапу, пристани). Иногда называется шлюпочным крюком, на катерах (судах) — отпорным крюком.
Жёстко-корпусная надувная лодка (англ. rigid-hulled inflatable boat, RHIB) или жёстко-надувная лодка (ЖНЛ) (англ. rigid-inflatable boat, RIB) — маломерное судно (моторная лодка или катер), имеющая прочный и жёсткий корпус и расположенный по периметру верхней части надводного борта (у планширя) надувной баллон. Жёстко-корпусная надувная лодка является дальнейшим усовершенствованием обычной надувной лодки. Лодки такой конструкции имеют большую остойчивость. Надувной баллон (краг) даёт большой запас...
Бригантина , изначально возникнув в XIII—XIV веках как элемент военного снаряжения, доступный только для феодалов, к началу XV века получила широкое распространение, став типичным доспехом пехотинца.
Хольк , хулк, халк — североевропейское парусное судно X—XVI веков. В современном толковании термин неоднозначный и может означать как весьма разные суда (в разные периоды), так и скорее своеобразную уникальную технологию, нежели судно определённых параметров.
Бархоут (нидерл. berghout, от bergen — охранять, hout — дерево) — усиленный ряд досок наружной обшивки в районе ватерлинии на парусных судах или стальной профиль наваренный на наружную сторону пояса стальной обшивки корпуса судна в районе главной ватерлинии (ГВЛ) и/или выше. Бархоут служит для защиты обшивки корпуса судна во время швартовки, стоянки у причала, абордажа, так как выступает наружу от обшивки и, принимая на себя первый удар (давление) при касании о причал или другое судно, не даёт возможности...
Ликтрос (англ. bolt-rope), или лик — трос для обшивки кромок (шкаторин) парусов, пластырей и т. п. для предохранения их от преждевременного износа и разрыва, или для их крепления к элементам рангоута. Выполняется как из растительных материалов, так и из стали. Процесс соединения шкаторины паруса с ликтросом называется ликовкой.
Транцевая корма — тип образований кормы судна, при котором она имеет плоский срез в подводной части, прямые очертания в плане и вертикальной плоскости.
Дахабие — разновидность плоскодонных полуторамачтовых парусно-гребных судов, использовавшихся для вояжей по реке Нил в 1820—1920 годах зажиточными европейцами. Как правило, всплеск их интереса к Египту, как к колыбели человеческой цивилизации, был вызван неудачной кампанией Наполеона в Африке.
Жёсткий дирижа́бль — тип дирижабля, основной особенностью которого являлось распределение несущего газа по отдельным замкнутым отсекам, размещённым внутри обтянутого тканью металлического (реже — деревянного) каркаса, воспринимавшего все нагрузки и избавлявшего от необходимости поддерживать посредством баллонетов избыточное давление несущего газа (в отличие от дирижаблей мягкой и полужёсткой систем).
Гастовех (, англ. gustoweh, kastowah, gastowa, gahsto:wa(h), gahsdo:wa(h), досл. — настоящая шапка) — головной убор торжественных церемоний ирокезов в виде шапочки жёсткой конструкции с укреплёнными на ней перьями. В настоящее время иногда прикрепляют по бокам небольшие рога оленя, которые, по обычаю, символизировали мирного вождя — сахема. Это же делают и современные лидеры ирокезов. Однако есть сведения, что ношение рогов сахемами в историческое время не зафиксировано. В настоящее время гастовех...
Кайт (англ. power kite — буксировочный воздушный змей) — большой управляемый воздушный змей, предназначенный для передвижения человека по поверхности воды или по снегу. Также, кайтом называют и его уменьшенную версию, предназначенную для обучения управлению кайтом и развлечений (пилотажный кайт).
Куррах (ирл. Currach или Curach, в английском обычно используется -gh; также встречаются варианты курога и каррех) — тип традиционных ирландских и шотландских средних и больших лодок с деревянным каркасом, обтянутым кожей или шкурой животных (обычно бычьей). Современные лодки обтягиваются, преимущественно, плотной тканью наподобие брезента, на который наносится защитное покрытие, например, гудрон в несколько слоёв. Обводы и, порой, технология постройки курраха различаются для разных регионов Ирландии...
Кабуто (яп. 兜, 冑) — японский тип шлема. Имел, как правило, полусферическую форму, с присоединёнными пластинами для защиты шеи. Шлем изготавливался из трёх или более склёпанных металлических пластин, расположенных сверху вниз; либо из кожи, иногда усиленной металлическими пластинами. Элементы защиты шеи (сикоро) — своего рода сегментный назатыльник, сделанный из изогнутых металлических пластин, покрытых лаком, и соединённых шёлковыми или кожаными ремнями. Сикоро закрывало не только затылок, но и уши...
Реннцойг — турнирный полудоспех XV века для особого конного поединка на турнире — реннена. Изобретателем последнего считают маркграфа Альбрехта-Августа Бранденбургского.
Ахтерштевень (нидерл. achtersteven, achter — задний, steven — штевень, стояк) — задняя оконечность корабля в виде жёсткой балки или рамы сложной формы, на которой замыкаются вертикально киль, борт, обшивка и набор; к нему подвешивается судовой руль.
Линоторакс (др.-греч. λινοθώραξ) — древнегреческий панцирь из льняной ткани. Также был известен и в других частях античного мира. Подобные панцири использовались вероятно ещё с микенского периода, а с конца VI века до н. э. они становятся стандартным доспехом гоплитов. По сравнению с бронзовыми панцирями линотораксы были легче, дешевле и в меньшей степени стесняли движения, давая при этом сравнимую степень защиты. Линотораксы использовались до III века до н. э., когда они были сменены кольчугами...
Полик (уменьшительно-ласкательная форма слова пол) — термин из различных областей человеческой деятельности.