Календарь

  • Календа́рь (лат. calendarium — долговая книжка: в Древнем Риме должники платили проценты в дни календ, первых чисел месяца) — система счисления больших промежутков времени, основанная на периодичности движения небесных тел: Солнца — в солнечных календарях, Луны — в лунных календарях и одновременно Солнца и Луны в лунно-солнечных календарях. Также календарём называется список дней года с разделением на недели и месяцы и обозначением праздников и периодическое справочное издание с последовательным перечнем дней, недель, месяцев данного года, а также другими сведениями различного характера.

Источник: Википедия

Связанные понятия

Юлиа́нский календа́рь — календарь, разработанный группой александрийских астрономов во главе с Созигеном. Календарь назван в честь Юлия Цезаря, по указу которого был введен в Римской империи с 1 января 45 года до н. э. Год по юлианскому календарю начинается 1 января, так как именно в этот день с 153 года до н. э. избранные комициями консулы вступали в должность.
В долине Нила был создан календарь, просуществовавший вместе с Египетской цивилизацией около 4-х тысячелетий. Происхождение этого календаря связано с Сириусом — яркой звездой тропического небосвода. Промежуток времени между двумя гелиакическими восхождениями Сириуса, совпадающими в Древнем Египте с летним солнцестоянием и предшествующими разливу Нила, составляет 365,25 суток. Однако в длину своего года египтянами было положено целое число дней — 365. Таким образом, за каждые 4 года сезонные явления...

Подробнее: Древнеегипетский календарь
Григориа́нский календа́рь — система исчисления времени, основанная на циклическом обращении Земли вокруг Солнца; средняя продолжительность года принята равной 365,2425 суток; содержит 97 високосных лет на 400 лет.
Китайский календарь представлен двумя типами календарей: солнечный (сельскохозяйственный) и солнечно-лунный. Второй из них исторически известен в двух вариантах: календарь Ся (по названию первой полумифической династии 夏), наиболее популярный в Восточной Азии, отсчитывающий год по весне; а также календарь Чжуань, по имени первопредка династии Цинь Чжуань-сюй, отсчитывающий год по осени (см. ниже Календарь династии Цинь).
Иранский календарь или Солнечная хиджра (перс. تقویم هجری شمسی؛ سالنمای هجری خورشیدی‎) — астрономический солнечный календарь, который используется в качестве официального календаря в Иране и Афганистане. Календарь был разработан группой из 8 астрономов под руководством Омара Хайяма, и с тех пор несколько раз уточнялся. Он ведёт летосчисление от хиджры (переселение пророка Мухаммада из Мекки в Медину в 622 году), но основывается на солнечном (тропическом) годе, в отличие от классического исламского...

Упоминания в литературе

В 46 году до н. э. Юлием Цезарем был введен календарь, получивший название юлианского, согласно которому в простых годах было 365 дней, в високосных – 366 дней. Это означает, что средняя продолжительность «юлианского» года превышала продолжительность тропического года на 0,0078 суток. Если, например, в 325 году точка весеннего равноденствия пришлась на 21 марта, то в 1582 году в результате реформы, осуществленной папой Григорием XIII, этот момент наступил 11 марта. Реформа предполагала пропуск нескольких високосных лет. Ими стали годы в начале каждого столетия, которые не делились на 4 без остатка – 1700, 1800, 1900 годы. В итоге средняя продолжительность года по григорианскому календарю стала составлять 365,2425 суток. Новый (григорианский) стиль летоисчисления в России был принят в 1918 года. Все государственные организации получили предписание считать 1 февраля 14 февралем.
Проблема заключалась в том, что полный оборот вокруг Солнца – тропический год – Земля совершает за 365,24219878 дня. В календаре же число дней целое. Получается, что если в году 365 дней, то каждый год календарь будет сбиваться – уходить вперед почти на четверть дня. В юлианском календаре поступили просто – для коррекции расхождения положили, что каждый четвертый год станет високосным (annus bissextus) и будет иметь 366 дней. Таким образом, средняя продолжительность года в юлианском календаре – 365,25 дня, что уже гораздо ближе к настоящему тропическому году. Однако календарь стал отставать каждый год на 11 мин 14 с. За 128 лет это будут уже сутки. Это привело к тому, что некоторые даты, связанные с астрономическими явлениями, начали смещаться. В результате появилась необходимость в реформе календаря.
Далее Б. В. Соколов пишет: «Однако, раз действие разворачивается соответственно в 29 и 1929 годах, ершалаимские и московские сцены в окончательном тексте произведения разделяет ровно 1900 лет. Этот период содержит девятнадцать столетий, 100 19-летних лунных циклов Метона и 25 76-летних лунно-солнечных циклов Каллипа. 76 лет – это наименьший отрезок времени, содержащий равное число лет по солнечному юлианскому и лунному иудейскому (древнееврейскому) календарю. Через каждые 76 лет фазы луны приходятся на одни и те же числа и дни недели по юлианскому календарю. Поэтому иудейская Пасха 14 нисана, приходившаяся в 29 году на пятницу 20 апреля по юлианскому календарю, падает на это же число и в 1929 году…»[91]
Отправной точкой теории Герберта Иллига стала реформа календаря папы Григория XIII, проведенная в 1582 году. Эта реформа корректировала юлианский календарь, составленный более 1600 лет назад при Гае Юлии Цезаре, в котором каждый четвертый год имел дополнительный день – 29 февраля. Поскольку на период, истекший с момента возникновения юлианского календаря, пришлось очень много подобных дней, в конце XVI столетия начало времен года календарно значительно сместилось. Григорианский календарь исправил ошибку. Во-первых, отныне дополнительный день вводился только в столетиях, номер которых не кратен 400, а во-вторых, чтобы привести в соответствие календарь и времена года, папа Григорий бесцеремонно вычеркнул несколько дней: в 1582 году не было дат с 5 по 14 октября, после 4-го сразу наступило 15-е. Это были десять дней, однако, согласно Герберту Иллигу, их должно было быть 13; три дня, в свою очередь, соответствовали примерно трем столетиям.
Перейдем к КРУГУ СОЛНЦУ. Как и круг Луне, это – тоже цикл юлианского календаря. Однако он не связан напрямую с астрономическими явлениями. В частности, несмотря на свое название, он не связан с наблюдениями Солнца. Название «круг Солнцу» – условное, поскольку цикл этот является чисто календарным. Он представляет собой 28-летний цикл повторения дней недели в числах юлианского календаря. Поясним, что дни недели могут повториться в числах календаря и через промежуток меньший, чем 28 лет. В этом легко убедиться, просмотрев старые календари на несколько лет назад. Как правило, можно подобрать календарь и менее чем 28-летней давности, который совпадет с календарем текущего года. Однако наименьшее число лет, через которые будет повторяться календарь ЛЮБОГО юлианского года, это – 28.

Связанные понятия (продолжение)

Високо́сный год (от лат. bis sextus — «второй шестой») — календарный год, содержащий в солнечных календарях дополнительный день, в лунно-солнечных календарях — дополнительный месяц для синхронизации с астрономическим или сезонным годом. Год, не являющийся високосным, называется невисокосным годом.
Как и многие мировые религии, вера Бахаи имеет свой особый календарь. Он был введён Бабом, Предтечей Бахауллы, и известен ныне как календарь Бадӣ', или календарь Бахаи. Согласно этому календарю день — это период времени между двумя следующими друг за другом заходами солнца. В Байане Баб сделал месяц ‘Алā’ месяцем Поста; Он указал, что день Нау-рӯза знаменует окончание этого периода, и объявил Нау-рӯз Днём Божиим. Бахаулла утвердил календарь Бадӣ', в котором Нау-рӯз обозначен как праздник.

Подробнее: Календарь бахаи
Новоюлиа́нский календа́рь — система исчисления времени, основанная на циклическом обращении Земли вокруг Солнца; продолжительность года составляет 365,242222 суток; содержит 218 високосных лет на 900 лет. Календарь разработан сербским астрономом, профессором математики и небесной механики Белградского университета Милутином Миланковичем.
Еврейский календарь (ивр. ‏הלוח העברי‏‎, ха-лу́ах ха-иври́) — ежегодный календарь евреев, официальный календарь в Израиле (наряду с григорианским). По этому календарю празднуют еврейские праздники, читают соответствующие части Торы в синагогах, отмечают дни рождения и дни памяти умерших родственников, проставляют даты на официальных и коммерческих документах. Современное использование математики в подсчёте еврейских дат вместо наблюдения за фазами Луны было утверждено постановлением Гилеля Второго...
Древнегреческий календарь — лунно-солнечный календарь, использовавшийся в Древней Греции.
Древнеармя́нский календа́рь (арм. Հին հայկական տոմար) или Айкидский календарь (арм. Հայկյան տոմար) — солнечный календарь, которым пользовались в Древней Армении до принятия христианства, основывавшийся на той же модели, что и древнеегипетский календарь и состоявший из 365 дней в году.
Запросы «Всемирный календарь», «Постоянный календарь» и «Стабильный календарь» перенаправляются сюда.Стаби́льный календа́рь (постоя́нный календарь, всеми́рный календарь) — проект календаря, в котором номера дней, дни недели, месяцы и год согласованы лучше, чем в григорианском календаре, причём за каждым днём года закрепляется постоянный день недели. Предлагалось множество подобных проектов, один из них — календарь Армелина — обсуждался в 1953—1954 годах в ООН.

Подробнее: Проекты стабильного календаря
Со́лнечный календа́рь — разновидность календаря, в основе которого лежит тропический год, то есть период смены времён года.
60-летний вьетнамский циклический календарь — лунно-солнечный календарь, заимствованный из Китая. В связи с официальным переходом Вьетнама на григорианский календарь с 1954 года, в настоящее время применяется редко, главным образом для определения дат праздников, зависящих от лунно-солнечного цикла, таких как праздник Тэт или праздник середины осени.
Эпагомен или Эпагоменальный день (др.-греч. ἐπαγομένη ἡμέρα — дополнительный день) — день года, не вошедший ни в один из календарных месяцев.
Румийский календарь (тур. Rumi takvim) — календарь, официально использовавшийся в Османской империи (с Танзимата, то есть с 1839 года) и её преемнице — Турецкой республике до перехода в 1926 году на григорианский календарь.
Календарь Армелина — проект всемирного календаря, разработанный Гюставом Армелином в 1888 году и удостоенный первой премии Французского астрономического общества.
Эфиопский календарь (амх. የኢትዮጵያ ዘመን አቆጣጠር — ye'Ītyōṗṗyā zemen āḳoṭaṭer) — календарь, использующийся в Эфиопии, а также Эфиопской и Эритрейской православными церквами, Эритрейской католической церковью и Евангелистской церковью Эритреи. Этот календарь основан на более древнем, александрийском, который в свою очередь происходит от древнего египетского календаря, но имеет сходство и с юлианским календарём: в нём также используется дополнительный день каждые четыре года. Начало года в эфиопском календаре...
Календа́рь ма́йя — система календарей, созданных в доколумбову эпоху мезоамериканской цивилизацией майя. Этот календарь использовался и другими центральноамериканскими народами — ацтеками, тольтеками и др.
Шведский календарь — календарь, использовавшийся в Швеции в период с 29 февраля (11 марта) 1700 года по 29 февраля (11 марта) 1712 года (в самом шведском календаре этому периоду соответствовали даты с 1 марта 1700 года по 30 февраля 1712 года). Он опережал на один день юлианский календарь и отставал на 10 дней от григорианского.
Французский республиканский (революционный) календарь был введён во Франции в ходе Великой французской революции декретом Национального конвента от 5 октября 1793 года, отменён Наполеоном с 1 января 1806 года. Календарь был разработан специальной комиссией под руководством Жильбера Ромма и знаменовал разрыв с традициями, дехристианизацию и «естественную религию», ассоциируемую с природой.
Зороастри́йский календа́рь — солнечный календарь, используемый последователями зороастризма в религиозной и общественно-культурной жизни. В его основу положена последовательность 12 тридцатидневных месяцев, в которых каждый день назван в честь той или иной почитаемой в зороастризме сущности: Ахура-Мазды, Амешаспандов и язатов. Отличительной особенностью календаря является отсутствие понятия недели. В древности зороастрийский календарь был широко распространён в Иране, Средней и Малой Азии. В современном...
Римский календарь — календарь, использовавшийся в Римском царстве и республике. Этот термин часто включает в себя Юлианский календарь, установленный реформами диктатора Юлия Цезаря и императора Августа в конце I века до нашей эры.
Исламский календарь — лунный календарь, используемый мусульманами для определения дат религиозных праздников. До 2016 года использовался также как официальный календарь в некоторых мусульманских странах. Летоисчисление ведётся от Хиджры (16 июля 622 года н. э.) — даты переселения пророка Мухаммеда и первых мусульман из Мекки в Медину. Поэтому в мусульманских странах календарь называют календарём Хиджры (араб. الـتـقـويم الـهـجـري‎, ат-таквиму-л-Хиджри).
С 1 января 1873 года в Японии был принят григорианский календарь. До 1873 года широко использовался японский традиционный лунно-солнечный календарь, который основывался на китайском календаре. Традиционный календарь используется сейчас в основном в церемониальных, астрологических и культурных целях. А система традиционного японского летоисчисления (счет лет по императорам) продолжает и поныне широко использоваться в повседневной жизни.

Подробнее: Японский календарь
Ацтекский новый год (исп. Año Nuevo Mexicano или Año Nuevo Azteca; аст. Yancuic Xīhuitl) — празднование нового года в соответствии с ацтекским календарём. Дата, на которую в григорианском календаре выпадает данный праздник, зависит от разновидности используемого календаря, но принято считать, что он отмечается на рассвете 12 марта. Дата отмечается народностью Науа, которая проживает в некоторых областях нынешней Мексики. Для празднования используется дерево ocote (одна из разновидностей сосны), на...
Бенгальский календарь (бенг. বঙ্গাব্দ) — солнечный календарь, который используется в Бангладеш и некоторых восточных штатах Индии (Западная Бенгалия, Ассам, Трипура).
Буддийский календарь используется с небольшими различиями в Таиланде, Лаосе, Камбодже, Мьянме и на Шри-Ланке (то есть, странах распространения буддизма тхеравады). Использовался в Тибете до аннексии Китаем (в этих странах распространён буддизм махаяны). В Таиланде используется наряду с григорианским. Был заимствован у индуистов и основан на фазах луны. Календарь лунно-солнечный так как начало года всегда приходится на декабрь, но месяцы привязаны к фазам луны. В Таиланде буддийский календарь также...
Календарь Гильбурда (всемирный постоянный календарь или стабильный календарь) — проект всемирного календаря, предложенный Яковом Гильбурдом (в СССР) в 1969 году (разработан в 1940-х годах).
Яванский календарь (яв. ꦥꦤꦁꦒꦭ꧀ꦭꦤ꧀ꦗꦮ, Pananggalan Jawa) — календарь яванского народа. Используется обычно одновременно с двумя другими календарями — григорианским и исламским. Григорианский календарь является официальным календарём Республики Индонезии и местного гражданского общества, в то время как исламский календарь используется мусульманской общиной Индонезии для религиозного богослужения и определения соответствующих исламских праздников.
Юлиа́нская да́та (JD) — астрономический способ измерения времени, при котором считается число суток, прошедших начиная с полудня понедельника, 1 января 4713 до н. э. юлианского календаря или, что то же самое, 24 ноября 4714 г. до н. э. григорианского календаря (соответственно, −4712 г. и −4713 г. по астрономическому счёту лет). Первый день имел номер 0. С тех пор по настоящее время прошло немногим менее 2,5 миллиона дней. Даты сменяются в полдень UT или TT. Для точного обозначения времени применяют...
Дариский календарь является одной из предлагаемых систем измерения времени на Марсе, который может быть использован поселенцами на красную планету. Он был создан аэрокосмическим инженером и политологом Томасом Гангале (Thomas Gangale) в 1985 году и назван им честь своего сына Дариуса.
Коптский календарь, именуемый также Александрийским календарём, используется Коптской православной церковью. Этот календарь основан на древнем Египетском календаре. Во избежание сползания календарных дат по сезонам в 238 до н. э. царь Египта Птолемей III Эвергет попытался провести реформу древнего календаря, заключавшуюся во вставке шестого эпагоменального дня каждые четыре года. Однако, эта реформа не была принята египетскими жрецами и населением, а введение нового календаря было отложено до...
На́ша э́ра, н. э. (альтернативная расшифровка но́вая э́ра) — период начиная с 1 года по юлианскому и григорианскому календарям, текущая эпоха. Период, заканчивающийся до начала первого года — до нашей эры, до н. э.
Вавилонский календарь — разновидность лунно-солнечного календаря, использовавшегося в древней Вавилонии. Структура календаря, вероятно, была унаследована от шумерского лунно-солнечного календаря.
Лунный календарь — разновидность календаря, в основе которого лежит период смены фаз Луны, то есть синодический месяц.
Неде́ля — период времени в семь суток. В русском языке о семидневном устройстве недели напоминает церковнославянское слово седми́ца.
Зодиакальный календарь по Дионисию — календарь, использовавшийся александрийскими астрономами для датировки наблюдений планет в 272—241 гг. до н. э. Единственная сохранившаяся информация об этом календаре дошла до нас благодаря «Альмагесту» Птолемея. Реконструкцию зодиакального календаря выполнили Бёх в 1863 г. и ван дер Варден в 1984 г.
Епа́кта (греч. ἐπάκτη, лат. epactae, ἐπακτὰἱ ἡμέραἱ — добавочные дни), также эпакта или эпакт — возраст Луны на определённую дату солнечного календаря. Часто возраст Луны на 1 января.
Тысячелетие (также милле́ниум) — единица измерения времени, равная 1000 годам или 10 векам.
Византийский календарь был официально утверждён императором Василием II в 988 году и использовался вплоть до падения империи в 1453 году. Он совпадал с юлианским календарём, отличаясь лишь названиями месяцев, переведенными с латыни на греческий язык. Первым днём года считалось 1 сентября, а началом летосчисления 5509 год до н. э., предполагаемая дата сотворения мира.
Зи́мнее солнцестоя́ние — астрономическое явление, происходящее, когда наклон оси вращения Земли в направлении от Солнца принимает наибольшее значение. Максимальный угол наклона земной оси относительно Солнца во время солнцестояния составляет 23° 26′. Более очевидно для жителей высоких широт то, что зимнее солнцестояние приходится на самый короткий день и самую длинную ночь в году, когда высота подъёма солнца на небосклоне является самой низкой.
Термин кельтский календарь используется для обозначения различных календарей, которые использовались у кельтоязычных народов в различные периоды истории.
Запрос «Позитивный календарь» перенаправляется сюда.Календарь Конта (позитивный календарь) — проект всемирного календаря, предложенный Огюстом Контом в 1849 году.
Литурги́ческий календа́рь, богослужебный календарь, церковный календарь, (от лат. Calendae, название первого дня каждого месяца в Древнем Риме) — принимаемая той или иной церковью (конфессией) система определения дат переходящих и непереходящих церковных праздников, сроков и продолжительности связанных с ними предпразднств и попразднств (предшествующих и последующих дней, в которые проводятся особенные богослужения), а также постов. Такое же название носит печатное издание этого календаря-таблицы...
Названия дней недели, пришедшие из римской культуры, связаны с названиями семи небесных тел халдейского ряда. Первым днём считались воскресенье или понедельник, в зависимости от культурных или религиозных причин.
Лунно-солнечный календарь — календарь, в основе которого лежит периодичность видимых движений Луны и Солнца.
Древнеперсидский календарь — лунно-солнечный календарь древней Персии, зафиксированный в древнеперсидских наскальных надписях Ахеменидских царей (IV—V вв. до н. э.). Календарь был синхронизирован с вавилонским. Год начинался в районе весеннего равноденствия в праздник, послуживший прообразом персидского Новруза, и состоял из 12 лунных синодических месяцев (по 29 или 30 дней), насчитывая таким образом около 354 дней. Для компенсации разницы с тропическим годом раз в шесть лет вставлялся тринадцатый...
Древнеславянский календарь — условное название комплекса календарных представлений древних славян, существовавших в языческой культуре и повлиявших в период христианизации на формирование календарных систем славянских народов. Эти представления касаются способов подсчёта дней, месяцев и лет.
Тамильский календарь (там. தமிழ் மாதங்கள்) — солнечный календарь, который используется в индийских штатах Тамилнад, Пудучерри, а также среди тамильского населения Сингапура, Малайзии и Шри-Ланки. Свои основы он берёт из древнеиндийского календаря.

Упоминания в литературе (продолжение)

Разные народы, сосчитав примерное количество лунных циклов в году, создали 12-месячные календарные системы, однако осталась необходимость привести в соответствие лунные месяцы и годы. Поэтому многие люди, вначале отдавшие лунному календарю предпочтение, со временем переходили к счету дней «по Солнцу». Так поступили и древние римляне, от которых мы получили календарь, принятый сегодня практически всем человечеством. Годовой цикл – это примерно 365 дней, 5 часов, 48 минут и 46 секунд, то есть время оборота Земли вокруг Солнца не делится на целое количество дней – оборотов Земли вокруг собственной оси. Каждый год у нас остается 5 часов, 48 минут и 46 секунд – причина, по которой в григорианской системе появились високосные годы с «лишними» днями.
Разные народы, сосчитав примерное количество лунных циклов в году, создали 12-месячные календарные системы, однако осталась необходимость привести в соответствие лунные месяцы и годы. Поэтому многие люди, вначале отдавшие лунному календарю предпочтение, со временем переходили к счету дней «по Солнцу». Так поступили и древние римляне, от которых мы получили календарь, принятый сегодня практически всем человечеством. Годовой цикл – это примерно 365 дней, 5 часов, 48 минут и 46 секунд, то есть время оборота Земли вокруг Солнца не делится на целое количество дней – оборотов Земли вокруг собственной оси. Каждый год у нас остается 5 часов, 48 минут и 46 секунд – причина, по которой в григорианской системе появились високосные годы с «лишними» днями.
К современному летоисчислению (неодинаковому в календарях разных христианских церквей) христианство пришло в несколько этапов. Первые христиане пользовались юлианским календарем, введенным Юлием Цезарем в 45 году до Рождества Христова. Именно он был заимствован из Византии и взят за основу Русской православной церковью. В юлианском календаре летоисчисление велось от эры «сотворения мира» – так называемой византийской эры – с 1 сентября 5509 г. до н. э. Согласно решению Никейского собора 325 г., который признал юлианский календарь обязательным для всех христиан, начало года припадало на 1 сентября, а 21 марта было зафиксировано как день весеннего равноденствия (от этой даты зависело исчисление пасхалий). Юлианский календарь имел среднюю продолжительность года 365 суток и 6 часов, хотя фактическая продолжительность тропического года была короче юлианского на 11 минут и 14 секунд. По этой причине начало каждого юлианского года несколько припозднялось, и за каждые 128 лет «набегал» один день [34].
Праздничные даты еврейского народа определяются не по григорианскому, а по лунно-солнечному календарю, поэтому каждый год они приходятся на разные числа. К тому же длина месяца и длина года (в сутках) в еврейском календаре – величины переменные и каждый год вычисляются заново. В целом, в еврейском году 12 или 13 месяцев. Добавление тринадцатого месяца происходит каждый 7-й год 19-летнего цикла.
Словом, общего отсчета времени, а значит, и даты начала Нового года не существовало. Но единый отсчет требовался – хотя бы для какой-то части человеческой цивилизации. И вот в 45 году до н. э. великий Юлий Цезарь ввел календарь, названный его именем – юлианский. По нему Новый год начинался 1 января. До этого его начало приходилось, как мы помним, на мартовские календы, то есть первые дни марта. По юлианскому календарю год состоял из 365 дней и раз в четыре года набирался дополнительный високосный день.
Одной из составных частей духовной культуры любого народа, тесно связанной с его хозяйственной деятельностью, является система календарных представлений, связанные с астрономическими знаниями. Эти вопросы подробно раскрыты в исследованиях А. И. Гоголева [40], Н. М. Игнатьева [75], Д. С. Макарова [103] и др. Как отмечает А. И. Гоголев: «Изучение традиционного якутского календаря, фактически началось с 1980-х годов. В дальнейшем особый интерес вызвали публикации А. Павлова и Л. Афанасьева, посвященные интерпретации традиционного календаря саха» [40, с.25]. С давних времен якуты умели вести календарь и как многие скотоводческие народы пользовались лунно-солнечным календарем. В его основе лежит лунный год, состоящий из 12 месяцев, но согласованный со сроком и солнечного года. Они знали о дополнительном тринадцатом месяце – тиргэ ыйа, который вставлялся между ыам ыйа (май) и от ыйа (июль) перед летним солнцестоянием. Он также согласован и со сменой лунных фаз и началом солнечного года – равноденствием. Продолжительность месяца такого календаря, равная в среднем 29,5 суток, меньше его фактической продолжительности на 0,03 суток. А для лунно-солнечного года были важны полнолуния и новолуния. Дни внутри естественного, т.е. природного, года якуты определяли по изменению фаз Луны.
Сельскохозяйственный год Древнего Египта, состоявший из трех сезонов по четыре тридцатидневных месяца в каждом, определял жизнь и труд земледельца и с добавлением в конце пяти дней для согласования с солнечным годом считался официальным календарным годом из 365 дней. Новый год традиционно начинался с подъема воды в Ниле, что обычно случалось в третью неделю июля по нашему календарю. За многие столетия отсутствие високосного года произвело такой сдвиг во времени, что в ту пору, когда происходит действие нашего романа, официальный новый год начинался на шесть месяцев раньше, чем сельскохозяйственный, то есть в январе, а не в июле. Чтобы избавить читателя от необходимости постоянно держать это в уме, даты, указанные в начале каждой главы, соответствуют сельскохозяйственному календарю того времени, то есть разлив – конец июля – конец ноября, зима – конец ноября – конец марта и лето – конец марта – конец июля.
Отличие от юлианского календаря, действительно, было невелико: сводилось к тому, что сократилось – на три в четыре столетия – число високосных лет. Годы: 1700, 1800, 1900, 2100 – стали «рядовыми», по 365 суток. А в 1600-м, 2000-м, 2400-м – так и осталось по 366 дней.
Для исследователя русской революции в буквальном смысле «порвалась дней связующая нить»[2]. До 1918 года в России использовался юлианский календарь, который отставал на тринадцать дней от современного григорианского. Поскольку действующие лица этой книги использовали именно юлианский календарь, пользуюсь им и я. В некоторых работах можно прочитать, что Зимний дворец был взят 7–8 ноября 1917 года. Однако те, кто его брал, делали это 25–26 октября по своему календарю, и именно слово «Октябрь» перестало быть просто названием месяца, превратившись в лозунг. Поэтому, что бы ни утверждал григорианский календарь, эта книга – об Октябре.
Период времени обращения Луны вокруг Земли когда-то был равен 30 дням. Этот период условно равен месяцу. В настоящее время реальное время обращения Луны вокруг Земли составляет чуть больше 29 дней, а количество дней в месяцах григорианского календаря разное, и только продолжительность апреля, июня, сентября и ноября равна 30 дням.
Лунный календарь в том виде, в каком его используют в современном мире, вобрал в себя знания, накопленные многими народами. До сих пор исчисление времени во многих странах ведется по лунному календарю, часто по нему отмечают праздничные даты. Поскольку лунный год не совпадает с годом по более распространенному солнечному григорианскому календарю, то одни и те же праздники приходятся на разные дни.
Да, наша Церковь живет по сентябрьскому стилю (этим термином обозначается определение начала года); 1 сентября начинался у нас и государственный год до 1700 года. «Январский стиль» одновременно с летосчислением от Рождества Христова ввел царь Петр Первый. Ранее существовали и другие стили (мартовский и ультрамартовский). Сентябрьский стиль сохраняется в юлианском церковном календаре до настоящего времени, и церковный Новый год начинается 1 сентября (= 14 сентября по григорианскому календарю, но только для XX и XXI веков!). Другое значение слова стиль – это стиль летосчисления, т. е. календарная система в целом («старый стиль», «новый стиль»). Существуют и другие – не календарные – значения этого термина. Теперь об индикте.
Египтяне, как и другие древние народы, вели систематические и тщательные обзоры неба. На основании накопленных наблюдений они сначала разработали лунный календарь, затем – солнечный. Египетский год подразделялся на 12 месяцев по количеству зодиакальных созвездий и по 30 дней в каждом месяце, всего получалось 360 дней. Дополнительные «5 дней сверх года» египтяне прибавляли к концу года и считали их праздничными. Египетский месяц, как и китайский, состоял из трех десятидневок – деканов. В году их насчитывалось 36.
Слово календарь происходит от латинского сalendarium и означает не что иное, как «долговая книга». Календарь – это система счета промежутков времени, основанная на видимых движениях небесных светил. Циклическое движение Земли, Солнца и Луны имеет основное значение при построении календаря. Европейский календарь – солнечный, в нем месяцы связаны с движением Луны только исторически. Исламский календарь – лунный, в нем годы совершенно не связаны с обращением Земли вокруг Солнца. А вот иудаистский и восточный календари учитывают движение Солнца и Луны (восточные прибавляют еще и влияние Юпитера). Между прочим, в Саудовской Аравии и странах Персидского залива люди до сих пор живут по лунному календарю. Там он называется хиджри, содержит 12 месяцев и длина его составляет 354,36 дня. В этом календаре началом месяца считается день, когда серп Луны становится видимым. Древнейший календарь на земле – именно лунный. Его организовали и использовали задолго до солнечного.
Службы, посвященные многим событиям христианской истории, зависели от дня Пасхи, определявшегося для каждого года течением лунного календаря. Большинство самых значительных церковных праздников предварялось циклами различной длины постов, и почти все праздники с точки зрения состава и длительности богослужения, как правило, не ограничивались одним днем, имея разное количество предпраздничных и попраздничных дней. Правильное течение ежегодных календарных событий было в средневековом обществе важнейшим условием его успешного, в том числе и хозяйственного (прежде всего сельскохозяйственного), функционирования. Достаточно напомнить, что наступление конца света связывалось сначала с завершением цикла Великого индиктиона и невозможностью вычисления очередного дня Пасхи, а позднее – с совпадением Пасхи и Благовещения.
?вгуст («месяц Октавиана Августа», буквально: «божественный, величественный») – восьмой месяц года в юлианском и григорианском календарях, шестой месяц староримского года, начинавшегося до реформы Цезаря с марта. Один из семи месяцев длиной в 31 день. В Северном полушарии Земли является последним, третьим, месяцем лета, в Южном – последним, третьим, месяцем зимы. В современную эпоху до 10 августа по григорианскому календарю солнце стоит в созвездии Рака, с 10 августа – в созвездии Льва (по другим данным – 11 августа).
На всем протяжении романа при упоминании японских дат используется лунный календарь – он может в разные годы «отставать» от грегорианского на три-семь недель. Так, «первый день Первого месяца» означает не первое января, а некую переменную дату между концом января и примерно серединой февраля. Годы указаны согласно японской традиции, с упоминанием эры.
Мнение большинства историков относительно первой даты сводится к тому, что она является элементом простого шифра, намекая на упомянутый выше 2242 год, поскольку: 1555+2242=3797, где 1555 – дата публикации первых 353 катренов. Вторая дата до недавнего времени понималась как ссылка на малопримечательный 1732 год, поскольку: 1555+177=1732. В этой связи заслуживает самого пристального внимания идея П. Гинара (носителя французского языка!), согласно которой особенность построения оригинальной фразы требует не сложения 177 лет с точкой отсчета 1555, а скорее вычитания из конечной даты, то есть из 2242–2243 гг[26]. Действительно, согласно тексту, 177 лет прошло между обозначенным важным моментом мировой истории и указанным пределом, которым является 2242 год. Отсюда возникает гипотеза, что Нострадамус предсказывает именно этот важный момент, то есть Крушение Мира на 2065–2066 годы, поскольку 2242-177=2065. Правда П. Гинар тут же добавляет, что по его мнению, цифра 3 месяца и 11 дней служит не для конкретизации даты этого важного события с точностью один день, а скорее обозначает смещение Нового года при календарной реформе. В 1564 году, Карл IX перенес празднование Нового года с 1 апреля на 1 января, то есть на три месяца, а в 1582 был принят Григорианский календарь, сдвинутый на 11 дней относительно Юлианского календаря. Вероятно, полезность реформы календаря обсуждалась задолго до того, как изменения были приняты, и это было известно Нострадамусу. Фраза «не найдется никого, кто хотел бы работать в полях, и они надолго станут свободными от того, чему служили» – по-видимому, отсылает нас к Третьей книге Ездры: «Не останется никого, кто возделывал бы землю и сеял на ней. Дерева дадут плоды, и кто будет собирать их? Виноград созреет, и кто будет топтать его? Ибо повсюду будет великое запустение» (3Езд.16:25–29)
Название месяцев сохранились арабские: мухаррам, сафар, рабиа авваль, раби сани, джумада авваль, джумада сани, раджаб, шаабан, рамадан, шавваль, зуль каада, зуль хиджа. Месяцы сафар, раби сани, джумада авваль, джумада сани и зуль када не отмечены какими-либо памятными событиями. В шести месяцах исламского календаря насчитывается по 30 дней, а остальных шести насчитывается по 29 дней. Соответственно даты перемещаются относительно солнечного календаря и полный круг совершается за 32 солнечных или 33 лунных года, так как в лунном году 354 года.
Календарь разбит на 16 столбцов из месяцев, охватывающих период в 5 лет, при этом каждый месяц разделен на две части, и в первой части оказываются 15 дней, а во второй – либо 14, либо 15 дней, причем нумерация начинается заново. Это связано с фазами прибывания и убывания Луны. В итоге в лунном году насчитывается только 355 дней, и ежегодная нехватка 10 дней по сравнению с солнечным годом возмещается появлением раз в каждые 2,5 года дополнительного месяца из 30 дней, занимающего двойное положение в столбце. За 5 лет такая система в 62 лунных месяцах дает 1835 дней и приводит к переизбытку солнечного времени, которое не должно превышать 1826 дней.
В календаре есть расхождение во времени восходов и заходов Солнца, начиная с конца марта и заканчивая последними числами октября. Также в календаре приведены советы, которые не привязаны к лунным дням. Это связано с тем, что в некоторые лунные дни не рекомендуется проводить работы с растениями, поэтому можно заняться другими делами, например, подготовкой садового инвентаря к зиме и пр.
До февраля 1918 г. Россия жила по юлианскому календарю (так называемый старый стиль, с.с.), который на 13 дней отставал от григорианского календаря (новый стиль, н.с.), а затем перешла на общий с Западом отсчет времени. В этой книге события в России до февраля 1918 г. датируются по старому стилю, а далее – по новому стилю. В неоднозначной ситуации мы указываем, о каком календаре идет речь.
Календарь майя, несмотря на свою древность, удивительно точен. По современным расчетам, продолжительность солнечного года составляет 365,2422 дня. Майя вычислили значение в 365,2420 дня. Разница – всего в две десятитысячные. Для составления столь точного календаря, по мнению ученых, потребовалось бы наблюдать и записывать движения планет на протяжении приблизительно десяти тысяч лет.
Первые следы календарей нашлись в XIV веке, когда была обнаружена копия рукописи Оле Ворма «Computus Runicus». В ней имелся календарь, выполненный с помощью рун. Скандинавы называли лето «безночные дни», а зиму – «короткие дни». В календаре на одной стороне обозначались числа с 14 апреля по 13 октября, а на другой – с 14 октября по 13 апреля. В этом календаре использовался повторяющийся строй из семи рун. Даты полнолуния отмечались 19 числовыми значениями рун (которые определялись алфавитным порядком), называемыми «золотые числа».
Праздник Пасхи был центральным, основным годовым событием. Издревле, Православие сохранило точное время празднования Пасхи. Оно определяется астрономическим путем. Исчисляется возможно точное время события Воскресения Иисуса Христа определенное количество лет назад. Православная Церковь пользуется особым календарем, известным как юлианский. У нас этот календарь называется старым стилем, когда говорят о точных данных событий, происшедших до революции, согласно этому календарю, тогда, обычно, говорят: «Такого-то числа, такого-то месяца, по старому стилю».
Деление года у древних славян определялось теми естественными, для всех наглядными знамениями, какие даются самою природою. Год распадался на половины: летнюю и зимнюю, и начинался с первого весеннего месяца – марта, так как именно с этой поры природа пробуждается от мертвенного сна к жизни и боги приступают к созиданию своего благодатного царства. Апокрифы и народные поверья относят Сотворение мира и первого человека к марту месяцу[56]. Водворение христианства на Руси не скоро изменило старинный обычай начинать новолетие мартом. Церковь, руководствуясь византийским календарем и святцами, приняла годичный круг индиктовый – сентябрьский; народ же и князья оставались при своем мартовском годе и продолжали обозначать месяцы древнеславянскими именами. И Нестор, и его продолжатели держались мартовского года; к сентябрьскому счислению летописцы перешли уже в позднейшее время: так, в Троицкой описи сентябрьское счисление начинается с 1407 года, а в новгородских – не прежде покорения Новгорода Иваном III. В делах житейских и гражданских мартовский счет, вероятно, продолжался до конца XV века. В 1492 году созванный собор, установив церковную пасхалию на осьмое тысячелетие, перенес начало гражданского года с 1 марта на 1 сентября; январский же год введен уже Петром Великим[57].
ЗАМЕЧАНИЕ 1. Относительно полученной датировки гороскопа Желтого императора ШЕСТЫМ марта ст. ст. 1725 года – полностью соответствующей словам китайских источников, что гороскоп наблюдался именно ШЕСТОГО числа месяца – может возникнуть естественный вопрос почему китайцы в данном случае использовали именно старый стиль календаря? Ведь считается, что переход на новый стиль произошел еще в 1582 году.
В настоящее время разность между старым и новым стилем увеличилась еще на 3 дня и составляет 13 дней. Поэтому, когда по юлианскому календарю 1 января, по григорианскому – уже 14 января. Так, православное Рождество отмечается 7 января, в то время как другие конфессии отмечают его 25 декабря.
Таким образом, настоящая дата открытия Америки приходится на конец XIX в., за несколько десятилетий до того, как папа Григорий ввел в действие Григорианский календарь в 1923 году.
Месячный георитм означает следующий за неделей естественный интервал времени, тоже запечатленный в календаре и привычный, но как формальный отрезок солнечного года. Его физический смысл тоже проявляется катастрофическими землетрясениями, а также рождением и смертью выдающихся людей (рис. 2: Б). Землетрясения чаще бывают 30–1, 13–16 и 25–27-го числа календарных месяцев, а главные максимумы рождений и смертей приходятся на 23–26-е и 13–17-е числа месяцев соответственно.
По мере распространения земледелия складывается новый календарь. Он стал необходим по той простой причине, что производящее хозяйство основано на иных природных ритмах. Исследователи говорят о возможности существования «растительных» календарей (по циклам жизнедеятельности растительности) или календарей, основанных на счете лет по урожаям (Pennick, 1989, p. 16–21). У них несколько иной отсчет начального дня при той же продолжительности года. Однако во всех случаях – и это обстоятельство нам весьма пригодится впоследствии – ключевые точки всех календарей приходятся примерно на одни и те же даты, близкие к солнцестояниям и равноденствиям. Это вполне понятно, так как столь приметные дни служат прекрасными маркерами смены времен года, от которых и зависит поведение объектов живой природы.
И наконец, цифра еще более короткого года. У майя, кроме обычного календаря, строго выверенного и даже оказавшегося точнее, чем тот, которым пользуемся мы, существовал еще один так называемый «священный календарь», о происхождении которого до сих пор ничего не известно. Год «священного календаря» состоял из 260 дней.
Вспомним, что в предыдущей матрице, приведённой на с. 14, было девять треугольников в одном и что рунические знаки иногда фигурировали в календарях. Это только подтверждает мнение, что обе схемы могли использоваться параллельно, и в ряде случаев их символы были взаимозаменяемы. Так, в древнетурецком алфавите, как и в сабейском, рядом с руническими знаками располагаются символы, происходящие из календарной матрицы. Многое указывает на то, что девятидневный цикл был увязан с лунным календарём (и девятью месяцами беременности, в частности). У древних греков, римлян и германцев существовала девятидневная неделя. 27-дневный период, в течение которого Луна видна в небе, состоял из трёх таких недель, после чего следовал безлунный период до начала следующего месяца. В ведической астрологии существует 27 лунных звёзд, или накшатр («лунных стоянок»), которые делятся на девять различных групп. В мифологии эти звёзды считаются жёнами бога Луны. Это членение отличается от привычной нам вавилонской семидневной недели, которую мы привыкли связывать с лунным циклом. Но вместе с тем в древности, по всей видимости, оно имело значительно большее распространение. Не исключено, что именно Луна, вернее, вид её фаз, послужил прообразом для построения самой матрицы.
Прошлая жизнь в приполярных областях зафиксирована во многих древних культурах и летосчислениях. Сведения эти самоочевидны и лежат, так сказать, на поверхности, но становятся понятными лишь в свете представлений о полярном происхождении древних цивилизаций. Искомые факты легко обнаруживаются, к примеру, при анализе календарных реформ, проведенных в свое время в Древнем Египте и Древнем Риме. Древнеегипетский солнечный календарь включал первоначально 360 дней. Между прочим, именно отсюда возникло разделение окружности на 360 градусов – как символ годичного круговорота Солнца и по соответствующему числу солнечных дней. Затем, благодаря богу Тоту-Гермесу (подробнее об этом см. далее), было добавлено еще 5 дней. Но откуда могли взяться эти 360 солнечных дней? И на каком основании произведена добавка пяти дней? Все очень просто: некогда, в отдаленном прошлом, прапредки египтян наблюдали солнце 360 дней в году, а несколько дней (а именно – 5), в соответствии с законами движения Земли вокруг главного светила, оно на небосклоне не наблюдалось. Такое (опять-таки в соответствии с законами природы) возможно только в приполярных областях. В ходе этнической миграции праегиптян на Юг старое летосчисление долгое время сохранялось, хотя и противоречило видимым фактам и новым географическим условиям, но затем была произведена коренная реформа календаря.
Прошлая жизнь в приполярных областях зафиксирована во многих древних культурах и летосчислениях. Сведения эти самоочевидны и лежат, так сказать, на поверхности, но становятся понятными лишь в свете представлений о полярном происхождении древних цивилизаций. Искомые факты легко обнаруживаются, к примеру, при анализе календарных реформ, проведенных в свое время в Древнем Египте и Древнем Риме. Древнеегипетский солнечный календарь включал первоначально 360 дней. Между прочим, именно отсюда возникло разделение окружности на 360 градусов – как символ годичного круговорота Солнца и по соответствующему числу солнечных дней. Затем, благодаря богу Тоту-Гермесу (подробнее об этом см. далее), было добавлено еще 5 дней. Но откуда могли взяться эти 360 солнечных дней? И на каком основании произведена добавка пяти дней? Все очень просто: некогда, в отдаленном прошлом, прапредки египтян наблюдали солнце 360 дней в году, а несколько дней (а именно – 5), в соответствии с законами движения Земли вокруг главного светила, оно на небосклоне не наблюдалось. Такое (опять-таки в соответствии с законами природы) возможно только в приполярных областях. В ходе этнической миграции праегиптян на юг старое летосчисление долгое время сохранялось, хотя и противоречило видимым фактам и новым географическим условиям, но затем была произведена коренная реформа календаря.
Интересно, что если в древних частях «Вед» присутствуют лишь шесть божеств, что соответствует шести месяцам в году, то в мифах более южного происхождения говорится о десяти, а затем и о двенадцати божествах «месяцах» года: этим подтверждается движение людей к югу. Причем, первое указание совпадает с описанием шестимесячной световой (и полусветовой) половины года, а второе – с гораздо более поздним солнечным календарем, известным, наряду с лунным, всем индоевропейским народам, включая русских и славян. В ряде ведических гимнов воспевается период зари, которая бывает дважды в году и длится дольше 30 дней, включая и появление краешка солнца над горизонтом (такие периоды зари именуются «рассветом и закатом» дня богов). Утром заре предшествуют, а вечером следуют за ней многодневные сумерки. Все это уменьшает длительность упоминаемой «полугодовой ночи» на 2–3 месяца и таким образом на это время повышается срок освещенности местности, пусть даже отраженным светом. В «Ригведе» богиня зари Ушас часто воспевается во множественном числе: «Из этих многих сестер в течение (многих) дней она идет последней вслед за прежней», и еще: «Вот появилась она… красуясь незапятнанным телом… Сестра уступила свое место старшей сестре… пламенея лучами Сурьи», то есть солнца. Это напоминает картину постепенной смены сестер-зорь, нарастания длительного полярного восхода солнца.
Во второй части календаря указаны так называемые ключевые моменты, по которым Крайон призывает синхронизироваться с природой: это моменты новолуния и полнолуния с указанием конкретных дат каждого месяца 2015 года, а также дни лунных и солнечных затмений.
Царь Петр опирался на юлианский календарь, который был еще принят во многих протестантских государствах Европы. Россия тогда праздновала Новый год одновременно с этими странами, но на 11 дней позже стран католических, где c 1582 г. действовал григорианский календарь. В XVIII в. практически все протестантские государства перешли на григорианский стиль, и Новый год в России вновь перестал совпадать с западноевропейским. Только начиная с 1919 года новогодний праздник уже в послереволюционной России стали отмечать в соответствии с григорианским календарем.
Год 433 от создания нового календаря и начала летосчисления по лунному и солнечному циклам.
Номер лунного дня не соответствует номеру календарного дня месяца. Лунные дни рассчитываются по специальным алгоритмам. Так уж повелось, что у разных авторов разные алгоритмы расчета лунных дней, и поэтому в сравнении с другими изданиями могут быть расхождения на один лунный день в ту или другую сторону. Мы не отвечаем за расчеты других авторов. Наш алгоритм расчета представляется наиболее уместным, так как начало каждого лунного дня (за исключением первого – он начинается в точное Новолуние и не связан с восходом Луны) приходится на точный момент восхода Луны. Если построить гороскоп на начало лунного дня согласно нашему календарю, то Луна с высокой точностью будет занимать место в точке асцендента, то есть восходящего на востоке градуса Зодиака, и следующий восход Луны будет «закрывать» предыдущий лунный день и начинать следующий.
Во всех случаях, кроме особо оговоренных, даты приводятся по старому стилю – то есть по юлианскому календарю, введенному в 45 г. до н. э. В феврале 1582 г. папа Григорий XIII ввел новое летоисчисление; согласно папской булле, после 4 октября 1582 г. следовало 15 октября, а новый год должен был начинаться 1 января, а не 25 марта, в день Благовещения, как раньше. Англия, не признававшая папской власти, не приняла новый григорианский календарь, и до 1751 г. английское летоисчисление на 10 дней отставало от летоисчисления католических стран Европы.
Самый популярный из лунно-солнечных календарей, которыми пользовались в Китае, – это циклический, или бытовой, календарь. Его цикл содержит пять периодов по 12 лет, то есть продолжительность одного календарного цикла составляет 60 лет. Каждый период управляется одной из пяти стихий.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я