Связанные понятия
Комиций (лат. comitio, от лат. comeo — схожусь, собираюсь) — народное собрание в Древнем Риме.
Подробнее: Комиции
Трибутные комиции (лат. comitia tributa) — один из видов народного собрания в Древнем Риме. В раннюю эпоху проводились как плебейские собрания по трибам (территориальным округам), которые созывались на Капитолии, Форуме или Марсовом поле. Со II века до н. э. трибутные комиции стали основными.
Колле́гия понти́фиков (лат. Collegium Pontificum) — в Древнем Риме совет понтификов; высший жреческий институт царского и республиканского периода, возглавлявшийся Великим понтификом, который до III века до н. э. выбирался из её членов. В коллегии сосредоточивалось знание и хранение сакрального права (ius pontificium), вырабатывались правила его толкования (commentarii pontificum), велись записи юридических прецедентов и давались компетентные юридические советы.
Фециа́лы (от лат. fetiales) — древнеримская жреческая коллегия (лат. sodalitas), состоявшая из 20 пожизненных членов, избиравшихся путём кооптации, и занимавшая в ряду римских жречеств по значению и рангу первое место после четырёх главнейших жреческих коллегий (sacerdotum quatuor amplissima collegia — понтификов, авгуров, квиндецемвиров священнодействий и эпулонов).
Центуриатные комиции (лат. Comitia centuriata) — один из видов народного собрания в Древнем Риме, состоявшее из патрициев и плебеев, способных носить оружие. Собрание распределялось по принципу имущественного ценза. По преданию были учреждены предпоследним римским царем Сервием Туллием. По функциям они вытеснили куриатные комиции. Прежде чем подавать голос, участники одной центурии совещались между собой. Каждая центурия имела один голос в комициях, поэтому общее число голосов равнялось количеству...
Упоминания в литературе
В.Н. Токмаков указывает на наличие случаев уклонения от записи в войско. Но таких лиц нередко брали под защиту плебейские трибуны, пользовавшиеся правом
интерцессии , а сам набор часто становился ареной противостояния патрициев и плебеев, инструментом борьбы за власть и господство в римской civitas8. О каком либо наказании за уклонение автор не пишет. Подчеркивает, что уклонение от военной службы рассматривалось изначально как нарушение высших законов (fas), что было связано с сакральным смыслом присяги (принимая присягу, воины утрачивали гарантии свободного гражданина и как бы обрекали себя головой милости богов). Добавим, что текст Дигест свидетельствует о том, что «в древности уклонявшиеся от призыва (в ополчение) отдавались в рабство, как предатели свободы»9.
Законопроект М. Фульвия Флакка встретил сильное противодействие со стороны сената (Val. Max. IX. 5.1). Его обсуждение закончилось вполне предсказуемым поражением гракханцев[107]. Однако в период поздней Республики негативная реакция сената на ту или иную законодательную инициативу не являлась непреодолимым препятствием для оппозиции. В 133 г. до н. э. Тиберия Гракха не остановила даже
интерцессия М. Октавия. Поддержка в комициях могла обеспечить принятие любого закона в обход сената. В этой связи трудно объяснить нерешительность М. Фульвия Флакка, который, судя по всему, не стал выносить rogatio de civitate sociis danda на рассмотрение народного собрания. По крайней мере, Аппиан сообщает лишь о реакции на законопроект в сенате и умалчивает о его передаче в комиции[108]. Данная ситуация, конечно, могла быть обусловлена отсутствием у гракханцев уверенности в успешном исходе голосования. Они не рассчитывали на поддержку плебса, и поэтому пытались избежать дальнейшего обострения конфликта с сенатом. С другой стороны, неудача rogatio de civitate sociis danda не стала для них большой неожиданностью. В таком случае возникает вопрос: какого рода политический расчет заставил гракханцев решиться на эту авантюру?
Связанные понятия (продолжение)
Децемви́ры (лат. decem viri «десять мужей») в Древнем Риме — коллегия из десяти человек, образованная для исполнения духовных или светских обязанностей в государстве.
Комиций (лат. comitium) — место на римском форуме, где происходили народные собрания — комиции.
Куриатные комиции — древнеримские собрания патрициев 30 курий, восходящие к родовому строю.
Пре́тор по дела́м инозе́мцев (лат. Praetor peregrinus) — это коллегиальная магистратура в древнеримском государстве, созданная для разрешения конфликтов (споров) между квиритами и не-квиритами или между живущими в Риме чужеземцами (т. н. перегринами) и обладающая империем.
Эпуло́ны (лат. Epulōnes) — члены одной из четырёх великих римских жреческих коллегий.
Вели́кий понти́фик (лат. Pontifex Maximus, буквально «Великий строитель мостов») — верховный жрец, глава коллегии понтификов; первоначально высшая жреческая должность в Древнем Риме, была пожизненной. В 753—712 годах до н. э. должность занимали цари.
При́нцепс (лат. princeps — первый) — первый в списке древнеримских сенаторов (принцепс сената (princeps senatus)), обычно старейший из бывших цензоров. В эпоху Империи почётное место принцепса после трансформации стало важным атрибутом императорской власти.
Квири́ты (лат. Quirites) — в Древнем Риме эпохи республики название римских граждан (cives), употреблявшееся обычно в официальных обращениях (Populus Romanus Quiritium).
Августалы (лат. Sodales Augustales, аристократическое братство августалов, и Magistri Larum Augustii, или севират, — провинциальные корпорации почитателей императора) — две связанные коллегии жрецов в древнем Риме периода принципата, отправлявшие культ императора и его рода. Влиятельные и массовые при Юлиях-Клавдиях и Флавиях, эти коллегии фактически прекратили существование в эпоху переворотов конца II века.
Пе́рвый триумвира́т — политический союз в древнем Риме в составе Гая Юлия Цезаря, Гнея Помпея Великого и Марка Лициния Красса.
Лише́ние воды́ и огня ́ (лат. aquae et ignis interdictio) — вид уголовного наказания, предусмотренный римским правом. Традиционно налагалось народным трибуном. Зафиксировано начиная с эпохи Первой Пунической войны, вышло из употребления в период ранней империи.
Публиканы (лат. publi cani) — в римской финансовой системе лица, бравшие на откуп у государства его имущество — publicum (земли — ager, пастбища — scripturae, рудники — metalla, соляные варницы — salinae), а также государственные доходы (налоги — vectigalia, пошлины — portoria) и общественные подряды (на постройки) и поставки (например, хлеба).
Дуумви́ры (Duumviri или Duoviri) — так назывались в древнем Риме два лица, которым государство совместно поручало какое-нибудь дело; название поручения прибавлялось к слову «дуумвиры». Вместе составляли дуумвират.
Флами́ны (лат. flamines, единственное число flamen) — жрецы отдельных божеств в Древнем Риме.
Эра́рий (лат. Aerarium populi Romani, от лат. aes: медь, бронза; монета, деньги; ценность; жалованье) — государственная казна и архив в Древнем Риме.
Оптиматы (лат. optimus — наилучший) — идейно-политическое течение в Древнем Риме во II—I вв. до н. э., которое выражало интересы сенатской аристократии, т. н. нобилитета, в противовес популярам. Применение термина в исторических исследованиях остаётся дискуссионным вопросом.
Популя́ры (лат. populares от populus — народ) — идейно-политическое течение в поздней Римской республике конца II—I вв. до н. э., противостоявшее оптиматам и отражавшее интересы плебса, прежде всего сельского. Вожди популяров, выступая против нобилитета, сами же принадлежали, за редким исключением, к этому сословию.
Авгу́р (лат. augures) — член почётной римской жреческой коллегии, выполнявший официальные государственные гадания (главным образом ауспиции) для предсказания исхода тех или иных мероприятий по ряду природных признаков и поведению животных. Понятие augurium обозначало мероприятие гадания. Отличительной одеждой авгуров была трабея, а инсигниями — жезл (lituus) и специальный сосуд (capis) при жертвоприношениях. Совокупность знаний и полномочий авгуров называлась ius augur(i)um и документировалась в...
Проскри́пция (лат. proscriptio от proscribere — «письменно обнародовать, оглашать») — в Древнем Риме — список лиц, объявленных вне закона. За выдачу или убийство включённого в списки назначалась награда, за укрывательство — казнь. Имущество проскрибированного подвергалось конфискации, потомки лишались почётных прав и состояния.
Перегрины (от лат. peregrinus — иностранец, чужеземец) — категория населения Римского государства.
Померий (лат. Pomerium) — античная граница, обозначавшая священные пределы города Рима, его сакральная граница.
Кри́зис Ри́мской респу́блики — продолжительный период политической нестабильности и социальных волнений, которым завершилась эпоха Римской республики и началось время Римской империи, примерно, со 134 по 44 гг. до н. э.
Префе́кт анно́ны (лат. praefectus annonae) — римское должностное лицо, контролировавшее поставки пшеницы в Рим.
Пропре́тор (лат. propraetor или pro praetore) — так назывался в последнее время республики наместник преторской провинции, избиравшийся из окончивших годичный срок службы преторов. Пропретор имел самостоятельное командование и высшую юрисдикцию в своем районе, по объёму власти ничем не отличаясь от проконсулов; только инсигнии его были ниже: 6 ликторов вместо 12, менее значительная cohors praetoria и т. п.
Было несколько римских гражданских войн, особенно во время поздней республики. Самой известной из них является война в 40-х годов до н. э. между Юлием Цезарем и сенаторской элитой во главе с Помпеем Великим. Период гражданских войн 133—31 до н. э. профессор СПбГУ А. Б. Егоров выделяет как один из четырёх больших системных кризисов в древнеримской истории.
Подробнее: Гражданские войны в Древнем Риме
Законы двенадцати таблиц (лат. Leges duodecim tabularum; 451—450 год до н. э.) — кодификация государственного закона от народа (lex publica) в Древнем Риме. Законы двенадцати таблиц — плод специально созданной комиссии из 10 человек (децемвиры с консульской властью для написания законов, лат. decemviri consulari imperio legibus scribundis) и представлял собой свод законов, регулирующих практически все отрасли. Законы двенадцати таблиц регулировали сферу семейных и наследственных отношений, содержали...
Эди́л (лат. aedilis; от aedes — храм) — в древности одна из должностей магистратов Рима.
Квиндецемви́ры священноде́йствий (лат. quindecemviri sacris faciundis или просто decemviri sacris) — одна из главных жреческих коллегий Древнего Рима, члены которой избирались пожизненно. Их главной обязанностью было заботиться о Сивиллиных книгах и проверять их во всех важных для государства событиях по приказу сената.
Арва́льские бра́тья (лат. Arvāles fratres, «бра́тья-па́хари» от лат. arvum — пашня) — римская коллегия 12 жрецов. В обязанности её входили молитвы богам о ниспослании урожая и процветании общины граждан.
Ликтор (лат. lictor) — особый вид госслужащих; упоминаются в истории со времени правления в Риме этрусских царей (VII век до н. э.).
Принципат (лат. principatus, от princeps — первый сенатор, сенатор, открывающий заседание) — условный термин в исторической литературе для обозначения сложившейся в Древнем Риме в период ранней империи (27 год до н. э. — 284 год н. э.) особой формы монархии, совмещавшей монархические и республиканские черты. Обладатели высшей власти в основном именовались титулом принцепс, этим подчёркивался их статус не монарха-самодержца, а первого среди равных.
Наро́дный трибу́н (лат. tribunus plebis, plebei или plebi) — одно из важнейших и своеобразных римских учреждений.
Квестор священного дворца (др.-греч. κοιαίστωρ (κυαίστωρ τοῦ ἱεροῦ παλατίου); лат. quaestor sacri palatii), позднеримское и византийское должностное лицо, ответственное за разработку законов.
Экви́ты (Всадники) (лат. equites, от лат. equus, «конь») — одно из привилегированных сословий в Древнем Риме.
Год четырёх императоров (лат. annus quattuor imperatorum) — период в истории Римской империи (68—69 годы), в течение которого на престоле сменилось четыре правителя: Гальба, Отон, Вителлий и Веспасиан.
Вое́нный трибу́н (лат. tribunus militum) — командная должность в составе легиона Древнеримского войска.
Ауспи́ция (лат. auspicia, от avis — «птица» и speculare — «наблюдать»), Птицегада́ние — в узком смысле — гадание авгуров по поведению птиц, откуда и происходит этимология, в широком — гадание авгуров вообще. В этом смысле использовался также термин augurium либо auspicium ex diris (signis). Ауспиции как предзнаменования делились на 5 видов...
Эди́кты пре́торов — римский источник права, перешедший от республиканского Рима. Эдикты издавались преторами при вступлении в должность и содержали в себе программу их деятельности на время службы, а также информацию о характере обстоятельств, при которых предоставлялась судебная защита. Эдикты преторов дали толчок к формированию особой системы преторского права.
Клиентела (лат. clientēla, p. -lae) — форма социальной зависимости в Древнем Риме: взаимные правовые, социальные и экономические обязательства между патронами и клиентами. Восходит ко временам разложения родового строя.
Салии (лат. Salii, от salio — «прыгаю, пляшу») — в Древнем Риме жреческая коллегия, состоявшая из 12 жрецов бога Марса и 12 жрецов бога Квирина. Своё название салии получили от военной пляски, совершавшейся ими во время ежегодных празднеств в честь Марса. Также существовала версия о происхождении названия от имени Салия, который якобы научил этой пляске. Салии охраняли двенадцать щитов — анкилов, среди которых один, по легенде, упал с неба, а остальные одиннадцать были точными его копиями. Были также...
Э́квы (лат. Aequi) — в древности горное италийское племя, населявшее долины Толена и Верхнего Аниена и западный берег Фуцинского озера между областями сабинян, латинян, марсов и герников. В V и IV вв. до н. э. эквы, нередко в союзе с вольсками, вели непрерывные войны с римлянами. В 304 г. до н. э. область их была завоёвана, причём римляне взяли 41 город, вернее — 41 местечко. В числе более значительных городов упоминаются Карсиолы и Альба Фуценция (позднее присоединённая к области марсов). Небольшая...
Центурия (лат. centuria — сотня; от centum — сто) — военное подразделение римской армии. В легионе было 60, при Империи 59 центурий. По мнению большинства специалистов, первоначально центурия насчитывала действительно около 100 человек, что примерно соответствует современной армейской роте, хотя имеются возражения. Некоторые авторы ссылаются на то, что во времена царского периода, в Риме просто не хватило бы солдат на 193 центурии (по реформе Сервия Туллия), в результате чего размер центурии оказался...
Фили́ппика (др.-греч. οἱ (λόγοι) Φιλιππικοί — филиппики) — в переносном смысле гневная, обличительная речь. Термин принадлежит афинскому оратору Демосфену, который произносил подобные речи против македонского царя Филиппа II в IV веке до н. э. (сохранилось четыре речи против Филиппа, причём четвёртую часто считают неподлинной). Филиппиками в подражание Демосфену Цицерон называл свои речи, направленные против Марка Антония (в 44–43 годах до н. э. им были написаны и дошли до нашего времени четырнадцать...
Кве́стор (лат. quaestor < quaerere — буквально «расспрашивать; расследовать») — один из римских ординарных магистратов.