Связанные понятия
Ваххаби́зм (от араб. الوهابية — аль-ваххабийя) — религиозно-политическое движение в исламе, сформировавшееся в XVIII веке. Движение названо по имени Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба ат-Тамими (1703—1792), являющегося последователем Ибн Таймии (1263—1328).
Има́м (араб. إمام — стоящий впереди; тот, кто руководит молитвой) — в исламе — предводитель молитвы и духовное лицо, которое заведует мечетью; титул, который носят наиболее выдающиеся богословы и религиозные авторитеты; духовный и светский глава всего мусульманского сообщества; глава имамата горного Дагестана и Чечни в XIX веке и других государственных образований.
Мюри́д (араб. مريد — последователь, ученик) — в суфизме, ученик, находящийся на первой (низшей) ступени посвящения и духовного самосовершенствования. В более широком употреблении этот термин может обозначать суфия вообще и даже просто рядового мусульманина.
Пир (перс. (پیر — старец) — в суфизме руководитель тариката (братства), святой, а также могила, где похоронен пир.
Уле́м ы (араб. علماء «знающие, учёные»; ед.ч. عالم ) или али́мы — собирательное название признанных и авторитетных знатоков теоретических и практических сторон ислама. Со временем стало уважительным прозвищем.
Упоминания в литературе
Под «мусульманским сообществом» («исламским сообществом») здесь понимается организованная либо неорганизованная территориальная общность мусульман любой численности и национального состава. Такое же значение имеет арабское слово «умма» (община). Отдельная организованная мусульманская община традиционной направленности может называться арабским словом «махалля» (приход)2, нетрадиционной – арабским словом «
джамаат » (союз). В то же время употребление сугубо христианского понятия «конфессия» по отношению к направлениям ислама либо его организациям видится нецелесообразным. Также следует различать межрелигиозный диалог (диалог между различными религиозными традициями) и диалог межконфессиональный (диалог между христианскими течениями).
Как и большая часть населения плато, оротинцы не признают своим шейхом Саида Эфенди Черкейского, а считают себя последователями Магомеда Ободинского, знаменитого аварского шейха начала XX в. Около села много святых мест (зияратов), жители религиозны – в мечеть ходят почти все. Последователей салафии в селении нет, все придерживаются «традиционного ислама». И имам, и несколько алимов – очень уважаемые люди, включенные в разрешение конфликтов и регулирование земельных вопросов. Единственный депутат от Орота в районном совете, выходец из села, живет в Махачкале, в прошлом – член Союза правых сил (СПС). Это мало связано с политическими убеждениями: просто СПС был на момент выборов политическим инструментом Саида Амирова, мэра Махачкалы, даргинца по национальности. Попытаемся перечислить те факторы, которые сформировали политическую коалицию
джамаата Орота и Саида Амирова:
Характерной чертой нынешней ситуации является арест в марте 2003 года третьего лица в командовании «Аль-Каиды», Халида Шейха Мохаммеда, вместе с другим важным лидером. Их обнаружили в доме пакистанского члена партии «
Джамаат аль-ислами» («Исламская группа») в окрестностях Исламабада. Незадолго до ареста их обоих видели свободно разгуливающими по городу, в окрестностях которого расположена крупная пакистанская военная база. Партия «Джамаат аль-ислами» наряду с исламской политической коалицией под названием «Объединенный фронт», связанной со школами – поставщиками боевиков для афганского джихада, контролирует крупные блоки внутри Национальной ассамблеи.
Во внутренних районах Нагорного Дагестана и Чечни началось усиление сельской общины или
джамаата . К XV–XVI вв. тут появилось несколько десятков союзов сельских общин, такие, как Акуша-Дарго, Цудахар, Салатавия, Ункратль (аварск. ункъ ракь – “Четырехмиземье”), Нохчмахчкой, Галгай и др. По традиции, идущей от дореволюционных ученых, в литературе такие союзы обычно называют “вольными обществами”. Не все из них были самостоятельны. Большинство дагестанских “вольных обществ” зависело от казикумухских шамхалов, другие – от кайтагских уцмиев или аварских нуцалов. Они выплачивали им ежегодный поземельный налог (харадж) и выставляли ополчение из всех взрослых мужчин в войско своих сюзеренов на случай войны. Укрепление общины и некоторая стабилизация политической обстановки происходили на фоне подъема экономики региона. В эту эпоху восстанавливается волго-каспийская торговля. Растут старые и появляются десятки новых селений в горах и на плоскости.
Административное устройство феодальных владений было несложным: они делились на отдельные территориальные объединения аулов и
джамаатов , где представители верховной власти осуществляли свои функции совместно с членами сельской знати – старшинами каждой сельской общины, входящей в состав этих владений.[206] На должность старшин избирались наиболее почетные члены общины, власть которых в более развитых обществах стала принимать форму наследственности. Старшины занимались решением повседневных общественных и хозяйственно-бытовых вопросов, руководствуясь адатно-правовыми нормами.
31 «Сила – это умение стрелять»: Члены Исламского
джамаата Дагестана объясняют, почему ваххабиты взялись за оружие. См.: НГ-религии. 1999. 25 августа.
Связанные понятия (продолжение)
Мюридизм («послушничество»; от араб. مريد, мюрид — последователь) — одно из направлений в суфизме. В российской исторической литературе термин традиционно ассоциируется с мюридским движением, которое в 20—50-х годах XIX века охватило значительную часть Кавказа и обострило Русско-Кавказскую войну. Мюридизм существует до настоящего времени во многих странах.
Салафи́я (араб. سلفية от араб. سلف — «предки, предшественники») — направление в суннитском исламе, объединяющее мусульманских религиозных деятелей, которые в разные периоды истории ислама выступали с призывами ориентироваться на образ жизни и веру ранней мусульманской общины, на праведных предков (араб. السلف الصالحون — ас-саляф ас-салихун), квалифицируя как бида все позднейшие нововведения в указанных сферах, начиная с методов символико-аллегорической трактовки Корана и заканчивая всевозможными...
Ада́т , или а́да (араб. عادة — обычай, привычка; мн.ч — араб. عادات — ‘а́да́т) — обычай, пережиточные нормы доисламских правовых комплексов, а также реалии правовой жизни, не отражённые в шариате. адат представляет собой совокупность обычаев и народной юридической практики в самых разнообразных сферах имущественных, семейных и тому подобных отношений.
Шейх (араб. شيخ - старец, старшина, староста) — почётное название видного богослова в исламе.
Джиха́д (от араб. الجهاد — «усилие») — понятие в исламе, означающее усердие на пути Аллаха, борьба за веру.
Шариа́т (араб. شريعة — букв. путь, образ действия) — комплекс предписаний, определяющих убеждения, а также формирующих религиозную совесть и нравственные ценности мусульман. Шариатские предписания закреплены прежде всего Кораном и сунной пророка Мухаммеда и выступают источниками конкретных норм, регулирующих практически все сферы повседневной жизни мусульман.
Тарика́т (араб. طريقة — дорога, путь), или сулюк — метод духовного возвышения и мистического познания Истины (хакк). Слово тарика в значении «путь» употребляется в Коране. Тарикату следуют многочисленные суфийские ордены, сильно влияющие на общественную жизнь мусульманского мира. Сторонники мусульманского аскетизма (зухд), шедшие первоначально путём духовного возвышения и борьбы со своими страстями (нафс), в XI веке объединились вокруг духовных наставников в тарикаты. Центрами тарикатов стали многочисленные...
Мулла ́ (араб. مُلَّا от араб. مَوْلَى — господин, повелитель, владыка) — знаток и служитель мусульманского культа. В Российской империи муллами часто называли всю совокупность существующих мусульманских духовных лиц, иногда учителей медресе и просто грамотных людей.
Муджтахид (араб. مُجْتَهِدٌ ) — высокопоставленный факих (исламский богослов). Муджтахид обладает способностями и правом выносить фетвы по важным вопросам религии и мусульманского права (фикх). Он обязан опираться исключительно на коранические аяты и достоверные хадисы (сахих) пророка Мухаммада, а не на суждения других богословов (факихов).
Сунни́ты , ахль ас-су́нна ва-ль-джама‘а (от араб. أهل السنة والجماعة — «люди сунны и согласия общины») — последователи основного и наиболее многочисленного направления в исламе.
Наи́б (араб. نائب — заместитель, уполномоченный, наместник) — в средневековых мусульманских государствах должность заместителя или помощника какого-нибудь начальника или духовного лица, иногда — начальник местной полиции, старшина сельской общины.
Шии́ты (араб. شيعة; — приверженцы, последователи) — направление ислама, объединяющее различные общины, признавшие Али ибн Абу Талиба и его потомков единственно законными наследниками и духовными преемниками пророка Мухаммеда. В узком смысле понятие, как правило, означает шиитов-двунадесятников, преобладающее направление в шиизме, которое преимущественно распространено в Иране, Азербайджане, Бахрейне, Ираке и Ливане, а также в Йемене, Афганистане, Турции, Сирии, Пакистане, ОАЭ и Кувейте.
Байа (араб. بيعة ) — в арабском языке слово байа означает договор, присягу, клятву верности и т. д..
Кафи́р , другое произношение кяфи́р (араб. كافر — неверующий, иноверец), или гяу́р (тур. gävur — неверный) — понятие в исламе для обозначения человека, совершающего куфр. Согласно исламской догматике, к куфру относятся неверие в существование Единого Бога (Аллаха) и отрицание посланнической миссии пророка Мухаммеда, а также отказ от признания воскрешения после смерти, Страшного суда, существования ада и рая.
Деле́ние ми́ра в исламе — идея географического разделения по религиозному признаку. Обычно исламские богословы подразделяют страны мира на дар аль-ислам (территория ислама), дар аль-куфр (территория неверия), а также на дар аль-харб (территория войны), дар ас-сульх (территория мирного договора) или дар аль-худна (территория перемирия) и дар аль-хийад (нейтральная территория).
Хати́б (араб. خطيب — проповедник, оратор) — мусульманское духовное лицо, проводящее пятничную молитву (джума-намаз).
Му́ршид (перс. مرشد, араб. مرشد) — наставник, учитель. Принятие суфизма начинается с того, как ученик даёт клятву верности учителю — муршиду, которого он избрал. После этого ученик называется мюридом. Задача муршида состоит в том, чтобы обучать своих послушников пути суфизма.
Наки́б (мн. ч. нукаба'; «старейшина», «глава»; «уполномоченный») — исламский термин, широко употреблявшийся в практике мусульманских конфессиональных общин и религиозно-политических движений. Во времена правления Аббасидов накиб осуществлял юрисдикцию над потомками пророка Мухаммеда и членами их семей. С XV века в Османской империи делами Алидов занимались накиб аль-ашрафы.
История ла́кцев (самоназвание — лак), корренного народа Дагестана, принадлежащего к Кавкасионскому антропологическому типу, охватывает период с V века нашей эры до настоящего времени. Исторической столицей лакцев (Лакии) является селение Кумух, расположенное в центре нагорного Дагестана, к северу от хребта Дюльтыдаг. Верующие лакцы — мусульмане-сунниты. Родной язык — лакский.
Суфизм в Казахстане (каз. сопылық) впервые появился в XI—XII веках и в наше время распространён в основном на юге страны.
Силси́ла (араб. سلسلة — ряд, цепь) в суфизме — духовная генеалогия глав суфийских тарикатов; цепь посвящения, обретения благодати от предыдущего шейха. Обычно силсила возводится к пророку Мухаммаду посредством Али (например, Кубравия, однако некоторые суфии возводят свою силсилу к пророку Хизиру. Подключение к силсиле и дальнейшее включение в неё может осуществить только шейх, входящий в силсилу. Если уровня шейха достигли два и более мюрида шейха-учителя, то дальше от шейха-учителя силсила разветвляется...
Марджа’ ат-такли́д (араб. مرجع التقليد — тот, кому подражают, образец для подражания) — высшее духовное звание шиитских духовных лидеров (муджтахидов), главный религиозный авторитет в вопросах права (фикха) и богословия, обладающего правом выносить правовые решения (иджтихад). Приказы марджа ат-таклида обязательны для исполнения всеми членами шиитской общины.
Ишан (перс. ایشان , чагат. — išаn) — титул или прозвище, которым называют руководителей суфийских тарикатов (братств) и глав общин исмаилитов. Кроме того, в Средней Азии ишанами также называют представителей рода, ведущего своё происхождение от пророка Мухаммеда.
Суфи́зм или тасаввуф (араб. التصوف) — течение в исламе, проповедующее аскетизм и повышенную духовность, одно из основных направлений классической мусульманской философии. Последователей суфизма называют су́фиями.
Кюринское ханство (лезг. Куьредин шарвал) — государственное образование, существовавшее с 1812 по 1864 годы в Южном Дагестане.
Таки́я (араб. تقية — букв. благоразумие, осмотрительность, осторожность) — исламский термин, которым обозначается «благоразумное скрывание своей веры», один из руководящих принципов шиизма. Исламские богословы обосновывают дозволенность такии аятами Корана и сунной пророка Мухаммада. В частности Коран допускает в случае крайней необходимости внешнее отречение от веры, дружбу с неверными, нарушение ритуальных предписаний. Во времена пророка Мухаммада произошёл случай, когда один из первых сподвижников...
Ага-хан (перс. آقاخان — «господин» от пратюрк. «ака» — старший и тюрк. «хан» — «властитель»), англ. Aga Khan — наследственный титул главы религиозной общины исмаилитов-низаритов.
Хадж , хаджж (араб. حَجّ) — паломничество, связанное с посещением Мекки (Масджид аль-Харам) и её окрестностей (гора Арафат, долины Муздалифа и Мина) в определённое время. Хадж является пятым столпом ислама после Шахады, молитвы (намаз), налога (закят) и поста (саум).
Джума́-нама́з (араб. صلاة الجمعة — пятничная молитва) — обязательная коллективная молитва мусульман. Совершается в пятницу во время полуденной молитвы в мечетях. Совершение джума-намаза предписано в Коране.
Фе́тва (фатва, фатуа; араб. فتوى, мн.ч. фатауа) — в исламе решение по какому-либо вопросу, выносимое муфтием, факихом или алимом, основываемое на принципах ислама и на прецедентах мусульманской юридической практики.
Курайши́ты (курейшиты, араб. قريش) — хранители Каабы. Правящий клан (племя) древней Мекки; из которого происходит...
Муэдзи́н (араб. مؤذن, произн. как «муаз̱з̱ин»), муаззин, муэззи́н, азанчи́, муна́ди, биля́л — в исламе служитель мечети, призывающий мусульман на обязательную молитву (намаз).
Исмаилизм (араб. الإسماعيلية — al-Ismā‘īliyya, перс. اسماعیلیان — Esmâ‘īliyân) — совокупность религиозных движений в шиитской ветви ислама, восходящих к концу VIII века. Каждое движение имеет свою иерархию имамов. Титул имама низаритов, самой крупной и известной общины исмаилитов — Ага-хан — передаётся по наследству. В настоящее время в этой ветви исмаилитов имамом является Ага-хан IV. Исмаилитов всех направлений сейчас более 15 миллионов.
Исла́м (араб. الإسلام — «покорность», «предание себя Богу») — самая молодая и вторая по численности приверженцев, после христианства, мировая монотеистическая авраамическая религия. Число приверженцев — более 1,8 млрд человек, проживающих в более чем 125 странах мира.
Абрек — человек, ушедший в горы, живущий вне власти и закона, ведущий партизанско-разбойничий образ жизни; первоначально — кавказский горец, изгнанный родом из своей среды за преступление, обычно убийство. Термин был распространён на Северном Кавказе, в Грузии также абраг, в Абхазии абрагь, а в Азербайджане «Гачаг».
Имама́т — один из столпов шиитского ислама, институт верховного руководства мусульманской общиной, в котором сочетаются светская и духовная власть.
Панислами́зм (др.-греч. pan — «всё» и араб. إسلام — «ислам») — религиозно-политическая идеология, в основе которой лежат представления...
Шахи́д (араб. شَهيد ʃähiːd, множественное число شُهَداء ʃuhädäːˀ; происходит от араб. شهادة ʃähäːdä шахада, буквально «свидетельствование»). В исламе это понятие применяется как в отношении свидетеля на суде, так и в отношении верующих, принявших мученическую смерть на войне против врагов, сражаясь во имя Аллаха, защищая свою веру, родину, честь, семью. Употребляется в смысле «мученик за веру».Мученичество за веру так или иначе характерно для всех авраамических религий. И ислам, и христианство...
Чеченская диаспора является одной из самых молодых и быстрорастущих диаспор мира. Насчитывает несколько сот тысяч человек. Характеризуется преобладанием мужской трудовой миграции, которая направлена преимущественно в урбанизированные регионы РФ, а также других стран, где этнические чеченцы искали политическое и экономическое убежище в ходе военных конфликтов на территории Чечни и от режима личной власти Ахмада Кадырова.
Уздень («уздени» — во мн. числе; аналог — «дворянин»; карач.-балк. ёзден, кум. оьзден) — феодальное сословие на Кавказе.
Великое сокрытие — основополагающий термин шиитского направления ислама. Означает период жизни последнего, двенадцатого имама Махди, в наличие которого в мире верят шииты-двунадесятники, с 941 года н. э. по настоящее время. Великому сокрытию предшествовало малое, продолжавшееся с 874 по 941 год.
Нахские народы — этноязыковая общность, которая в современном кавказоведении объединяет ингушей (галгай) и чеченцев (нохчий) в России, а также бацбийцев/цова-тушин (бацби) и кистин/кистинцев в Грузии. Этноним введён в научный оборот учёными-лингвистами для обозначения носителей нахских языков. Распространяется и на исторических носителей этих языков — все локальные этно-территориальные группы (тукхумы/шахары, тайпы/фамилии, гары, некъи и др.), сформировавшие выше перечисленные этносы, и две отдельные...
Иджма ́‘ (араб. إجماع — единогласие) — согласие, единодушное мнение или решение авторитетных лиц по обсуждаемому вопросу. Один из источников мусульманского права — фикха.
Ка́ди (араб. قاضٍ — судья) — мусульманский судья-чиновник, назначаемый правителем и вершащий правосудие на основе шариата.