Связанные понятия
Бридж (с англ. — «мост»; также средняя восьмитактовая секция, рилис, ченнел) — раздел музыкального произведения, контрастный по своему содержанию окружающим разделам и подготавливающий переход (или возвращение) к основной музыкальной теме. В русском языке термин является относительно свежим заимствованием из английского языка и применяется почти исключительно для описания структуры популярных и ро́ковых песен или же джазовых произведений.
Кво́длибет (ср.-лат. quodlibet, от лат. quod libet — что угодно) — старинная техника музыкальной композиции, а также пьеса, как правило, шуточного характера, написанная в этой технике. Суть кводлибета в комбинировании «по горизонтали» (последовательно) или сочетании «по вертикали» (одновременно) известных мелодий, с текстами или без них. Кводлибеты, как правило, многоголосны (одноголосные кводлибеты редки).
Гра́унд (англ. ground, вар. англ. grounde, grownde — «основа») в английской музыке — пьеса в форме вариаций на basso ostinato. Термин встречается с конца XVI века и широко используется в заголовках музыкальных произведений английских вирджиналистов.
Фламе́нко (исп. flamenco, исп. cante flamenco) — общее обозначение южно-испанской (андалусийской) народной музыки — песни (cante) и танца (baile). Выделяются два стилистически и музыкально отличных друг от друга класса фламенко: древнейший cante hondo/jondo (hondo букв. глубокий, то есть серьёзный, драматический стиль), он же — cante grande (большой, высокий стиль); и более современный cante chico (chico букв. маленький, то есть облегчённый, простой стиль). В рамках обоих классов фламенко существует...
Шранц (нем. Schranz) — термин, применяемый для обозначения европейского (в большей степени немецкого) хард-техно, под-стиля техно. Музыкальный жанр, характеризующийся быстрым темпом (от 150 до 180 BPM), а также тяжёлым, минималистичным и преимущественно монотонным звучанием, выстроенным из напористых басовитых ударных, громких перкуссий и рваных зацикленных синтетических шумов.
Мэшап (иначе «мэш-ап», от сленг. англ. mash-up — «смешивать композиции», букв. досл. «толочь», «взбивать») — неоригинальное музыкальное произведение, состоящее, как правило, из двух (реже нескольких) исходных произведений, записанное в студийных условиях путём наложения любой партии одного исходного произведения на похожую партию другого. С развитием специализированного музыкального программного обеспечения и постоянным усовершенствованием контроллеров для него мэшапы выделились в собственный жанр...
Кельтская музыка — термин, используемый для обозначения совокупности музыкальных традиций народов, являющихся потомками кельтов. Современные потомки кельтов проживают на территории Ирландии, Шотландии, Мэна, Корнуолла, Бретани, Уэльса, Галисии, Астурии и Кантабрии. Синтез кельтской традиционной музыки с жанрами популярной музыки породил целое направление — келтик-фьюжн.
«Хорово́д ду́хов » (итал. La Ridda Dei Folletti, часто фр. La ronde des lutins), или фантастическое скерцо Op. 25 — виртуозное сочинение для скрипки и фортепиано Антонио Бадзини, написанное в 1852 году. Примерная продолжительность — 6 минут. Пьеса неоднократно издавалась ведущими мировыми издательствами; издание Шотта вышло под редакцией Августа Вильгельми, издание Ширмера — под редакцией Леопольда Ауэра, называвшего Бадзини «виртуозом в подлинном смысле слова» и отмечавшего, что в своё время эту...
Скэт (англ. scat, также англ. scat singing) — вид импровизированного джазового вокализа, в котором голос используется для имитации музыкального инструмента. Известные мастера скэта (по алфавиту) — Луи Армстронг, Диззи Гиллеспи, Эл Джерро, Джонатан Дэвис, Кэб Кэллоуэй, Анита О'Дэй, Бобби Макферрин, Скэтмен Джон, Терри Тейлор, Джей Ди Уолтер, Элла Фицджеральд.
Регтайм (англ. ragtime) — жанр американской музыки, особенно популярный с 1900 по 1918 год. Это танцевальная форма, имеющая размер 2/4 или 4/4, в которой бас звучит на нечётных, а аккорды — на чётных долях такта, что придаёт звучанию типичный «маршевый» ритм; мелодическая линия сильно синкопированная. Многие регтаймовые композиции состоят из четырёх различных музыкальных тем.
«Таинственные баррикады », «Мистические преграды» (фр. «Les Barricades Mystérieuses») — пьеса, сочинённая Франсуа Купереном в 1716—1717 году. В оригинале предназначена для клавесина, находится в сборнике «Ordre 6-еme de clavecin» in B-flat major (№ 5). Считается одним из музыкальных символов эпохи барокко.
Музыкальная импровизация (итал. improvisazione, от лат. improvisus — неожиданный, внезапный) — исторически наиболее древний тип музицирования, при котором процесс сочинения музыки происходит непосредственно во время её исполнения.
Шред (также шреддинг, англ. shred) — стиль игры на электрогитаре, главной особенностью которого в значительной мере являются быстрые гитарные соло. Хоть некоторые критики утверждают, что шреддинг связан со свипом, уменьшенными и гармоническими минорными гаммами, тэппингом и дайв-бомбами, несколько авторов гитарных пособий утверждают, что это скорее всего больше музыкальное определение, чем отдельный термин, используемый гитаристами и любителями инструментальной музыки. Шред обычно ссылается на игру...
Фо́лия , также фоли́я (порт. folia, исп. folía, итал. follia) — танец испанско-португальского происхождения, породивший одну из самых ранних известных в Европе музыкальных тем, основу вариаций. Строится на повторении гармонического оборота (остинато). Гармоническое остинато фолии легло в основу многих сочинений профессиональных композиторов, особенно популярно оно было во второй половине XVI — XVIII веках.
Пассаме́ццо (итал. passamezzo) — жанр танцевальной и инструментальной музыки в XVI—XVII веках, в рамках которого сформировались популярные (одноимённые) модели гармонического остинато.
Энсала́да (исп. ensalada, букв. «салат») — музыкальный жанр, разновидность кводлибета в Испании XVI века.
Рэп (англ. rap, rapping) — ритмичный речитатив, обычно читающийся под бит. Исполнитель рэпа называется рэ́пером (не путать с репе́ром), или более общим термином «эм-си» (англ. M.C., «Master of Ceremonies», но возможны и другие толкования).
Ню-диско (англ. nu-disco (new disco) — новое диско), также диско-хаус (англ. disco house) — жанр танцевальной музыки XXI века, связанный с возобновившимся интересом слушателей к диско-музыке конца 1970-х и начала 1980-х годов, итало-диско середины 1980-х и синтезаторному евродиско 1990-х.
Электро-хаус (англ. electro house) — стилевая разновидность музыки хаус, возникшая от влияния тек-хауса и электроклэша на прогрессив-хаус начала 2000-х.
Ка́чча (итал. caccia охота) — поэтическая и музыкальная форма в Италии XIV — начала XV веков, один из наиболее характерных жанров светской музыки периода Ars nova.
Техно (англ. Techno) — жанр электронной музыки, зародившийся в середине 1980-х годов в Детройте и его окрестностях и впоследствии подхваченный европейскими продюсерами. Он характеризуется искусственностью звука, за счёт активного использования сэмплирования, акцентом на механических ритмах, многократным повторением структурных элементов музыкального произведения (лупы). Является одним из основных музыкальных жанров, исполняемых на рейвах.
Нойз (от англ. «noise» — шум) — один из старейших стилей в индустриальной музыке; музыкальный жанр, в котором используются разнообразные звуки (чаще всего искусственного и техногенного происхождения), неприятные и даже болезненные для человеческого слуха. Отнесение жанра «нойз» к музыке довольно противоречиво, поскольку шум сам по себе явление нежелательное — непредвиденные и случайные звуки, артефакты звукозаписывающей аппаратуры, которые обычно удаляются из музыкальных записей.
Фанк(и)-рок (англ. funk(y)-rock) — афроамериканская танцевальная музыка с выделенными ударными, для которой характерны минимальная мелодичность и активное синкопирование.
Подробнее: Фанк-рок
Гли (англ. glee, от др.-англ. gligg — музыка) — жанр популярной вокальной музыки, распространённый в Англии во второй половине XVIII и первой половине XIX веков.
За́йдеко (англ. zydeco) — музыкальный стиль, зародившийся в начале XX века в юго-западных областях Луизианы среди креольского и каджунского населения. Характерные особенности — обильное синкопирование и быстрый темп.
«Дрим-хаус » (англ. «Dream house»), также известный как «Дрим-транс» (англ. «Dream trance»), также иногда называемый «Дрим-дэнс» (англ. «Dream dance») — один из ранних поджанров транса. Также относится и к поджанрам хауса, в связи с нечёткостью границ между хаусом и трансом.
Нидерландский хаус (англ. Dutch House) — стиль электронной музыки, появившийся в конце 80-х годов на первых порах европейского движения в хаусе. Также, как и андерграунд-стиль «габбер», возникший в еврейской общине Роттердама в примерно то же время (1988-89), нидерландская вариация хауса заимствует многие элементы из техно (например, наличие «жёстких» ударных большой и малой бочек), поочерёдно смешав их с популярными поджанрами хауса того времени: acid, funk и kraut.
Средневековый метал (нем. Mittelalter metal, англ. Medieval metal) — поджанр фолк-метала, который объединяет хард-рок или метал со средневековой музыкой. Жанр возник в середине 90-х, благодаря экспериментам групп Subway to Sally, In Extremo и Corvus Corax. Он характеризуется использованием широкого спектра народных и средневековых инструментов.
Даб-поэзия , даб-поэтри — форма поэтической декламации, возникшая в Карибском регионе. Развилась из даб музыки в Кингстоне, Ямайка в 1970-х годах, также известна в Лондоне и Торонто, городах с большими общинами иммигрантов из этого региона. Представляет собой декламацию под ритмы регги. Ее особенностью является использование разговорного языка, но в отличие от других подобных жанров, выступление даб-поэта не является импровизацией, текст написан заранее. Музыкальное сопровождение к каждому стиху создает...
Тек-хаус (англ. Tech house) – стилистическое направление в танцевальной электронной музыке, появившееся под влиянием минимал-техно на хаус музыку. Тек-хаус являлся самой ранней популяризацией движения «минимал», которое противопоставлялось европейскому движению «рейв» в 1990-х. Как результат, стиль подчёркивается более медленным темпом, относительной глухостью бас-бочки и несложным, минимальным набором ударных инструментов. В клубах такие композиции обычно игрались задним фоном, в отличие от более...
Восемь одежд (яп. 八重衣 яэгоромо) — музыкальная композиция, созданная японскими композиторами I половины XIX века на стихи из антологии «Сто стихотворений ста поэтов», была предназначена для ансамбля санкёку (яп. 三曲).
Клаве (исп. clave) — остинатный ритмический рисунок, используемый в афро-кубинской музыке, в таких её жанрах как румба, конга, сон, сон монтуно, мамбо, сальса, латинский джаз, сонго, тимба и др.. Известен в нескольких разновидностях. Ритмические циклы клаве образуются пятью основными акцентами, разделенными временными интервалами неравной длительности. Ритмы клаве происходят из музыкальных традиций Черной Африки. Используются также в ритуальных барабанных ритмах гаитянского вуду, афро-бразильской...
Эта статья — о современной менестрельской песне, о творчестве средневековых менестрелей смотрите статью МенестрельМенестре́льская пе́сня — поджанр фолк-музыки, связанный с ролевыми играми и исторической реконструкцией. Исполнители в этом жанре называются менестрелями по аналогии со странствующими сказителями Средневековья. Жанр берёт свои истоки как от средневековой музыкальной культуры, так и от авторской песни, мировой культуры фолк-музыки, а также существовавших в СССР Клубов самодеятельной песни...
Подробнее: Менестрельская песня
Алеато́рика (вероятно, из англ. aleatoric — случайный < лат. aleatorius — игорный < лат. aleator — игрок < лат. alea — игральная кость) — техника композиции в музыке XX—XXI веков, допускающая вариабельные отношения между элементами музыкальной ткани (в том числе нотного текста) и музыкальной формы и предполагающая неопределённость или случайную последовательность этих элементов при сочинении или исполнении произведения.
Страйд (полное название англ. Harlem Stride Piano, что значит «гарлемский шагающий») — джазовый фортепианный стиль, развившийся в основном из рэгтайма, в который были добавлены элементы классической фортепианной музыки — арпеджио, гаммы и др. Стиль страйд возник в Гарлеме и Манхэттене во время Первой мировой войны. Его возникновение связано с тем, что пианисты должны были исполнять музыку каждую ночь, что требовало вносить разнообразие в монотонные рэгтаймы и превращать их в более виртуозные произведения...
Пампинг хаус (англ. pumping house) или пампин-хаус, иногда — скаус (англ. scouse) — стилевая разновидность музыки хаус, характерной чертой которого является присутствие Bamboo-баса, который был синтезирован нидерландским проектом Klubbheads, на синтезаторе Yamaha DX7, в композициях данного стиля. Первым треком данного стиля является Ultimate Seduction — A Walking Nightmare (Klubbheads GP Mix).
Подробнее: Пампинг-хаус
Баро́кко-поп (англ. baroque pop) или барокко-рок (англ. baroque rock) — поджанр поп-музыки, сочетающий классическую музыку, оркестровый поп, рок и музыку эпохи барокко. Проявляется это в использовании контрапункта, тональных гармоний, драматических или меланхолических настроений. Барокко-поп появился в 1960-х, когда музыканты и продюсеры поп-музыки выдвигали клавесин на передний план аранжировок. К прочим типичным музыкальным инструментам жанра относятся струнные секции, валторна и гобой.Барокко-поп...
Музыка́льная нота́ция (лат. notatio, от лат. nota знак) — система фиксации музыки с помощью письменных знаков (графем).
Чиллве́йв (англ. chillwave; иногда также упоминается как глоу-фай, англ. glo-fi) — музыкальный жанр, появившийся в середине 2000-х годов. Его звучание характеризуется интенсивным использованием звуковых эффектов, синтезаторов, семплирования, зацикливания и вокалом, сильно обработанным аудиофильтрами и наложенным на простую мелодию. Жанр сочетает в себе основные тенденции 2000-х годов, направленные в сторону ретро-музыки 1980-х и (в независимой музыке) эмбиентному звучанию, с современной поп-музыкой...
Дип-хаус (англ. deep house — «глубокая хаус-музыка») — жанровая вариация хаус-музыки, характеризующаяся лёгким, но в то же время углублённым атмосферным звучанием при минимальном наборе инструментации, а также частым наложением эффекта «влажного сигнала» (реверберации), и наличием лёгких эмбиент-переливов.
Попурри ́ (фр. pot-pourri — мешанина) — музыкальная инструментальная пьеса, составленная из популярных мотивов других сочинений. Произведение для хора, вокального ансамбля или солиста, составленное из песен, объединённых одной темой, написанных в одной или одноимённых тональностях, а в разных тональностях связанных модулирующей последовательностью аккордов.
Брейкбит (англ. breakbeat — ломаный ритм) — термин, объединяющий класс жанров электронной музыки на основе ударной партии с ломаным ритмом, или же непосредственно сами эти ударные партии. «Ломаность» ритма достигается за счёт смещения акцента с сильных долей такта на слабые (синкопирование) или же за счёт одновременного сочетания двух и более независимых ритмов (полиритмия). Брейкбит может иметь как регулярную структуру, то есть с постоянным использованием одного и того же ритмического рисунка (брейка...
Эстампи ́, или эстампи́да (франц. estampie, лат. stantipes) — жанр средневековой (одноголосной) вокальной, а также инструментальной музыки преимущественно танцевального характера. Французские эстампи XIII в. — древнейший дошедший до нас нотированный образец инструментальной музыки Европы.
Хорошо темпери́рованный клави́р (нем. Das wohltemperierte Klavier), BWV 846—893, — цикл клавирных произведений И. С. Баха, включающий 48 прелюдий и фуг, объединённых в 2 тома (24 пьесы в каждом томе). Название гласит...
Ронде́ль (лат. rondellus) — техника трёхголосной музыкальной композиции. Рондель сложился и получил наиболее яркое воплощение в английской полифонии XIII — начала XIV веков. Техника ронделя использовалась преимущественно в многоголосных кондуктах английского происхождения. Она встречается также в полифонических обработках респонсориальных форм григорианики (особенно в версах аллилуй). В редких случаях (Hare, hare, hye / Balaam goudalier / Balaam) рондель встречается также в мотетах.
«Выход гладиаторов » op. 68 (чеш. Vjezd gladiátorů, нем. Einzug der Gladiatoren) — военный марш, написанный в 1897 году чешским композитором Юлиусом Фучиком. Первоначально назывался «Большой хроматический марш» (Grande Marche Chromatique), в этом названии отражено использование хроматических гамм на протяжении всей пьесы. Впоследствии название было изменено в соответствии с интересом автора к Римской империи.
Электро-свинг (англ. Electro Swing), впоследствии свинг-хаус (англ. swing house) — стыковая разновидность в хаус и дэнс музыке, использующая традиционные звучания свинга, быстрого джаза, буги, а также других стилей 1940-х и 1950-х годов в рамках методов и приёмов производства современной танцевальной электроники. Понятие «электро-свинг» появилось ещё в 1990-м году, в момент зарождения эйсид-джаза и балеарик-бита в южной Европе (Швейцария, Италия и Испания), однако со временем вышло из обихода и уже...
А капричио (итал. A capriccio — «по желанию» или «произвольно») — музыкальный термин, означающий возможность произвольности в темпе.
Полиметри́я , в многоголосной музыке — одновременное или последовательное сочетание двух или более метров, частный и наиболее распространённый случай полиритмии.