Связанные понятия
Ко́ра — струнный щипковый музыкальный инструмент с 21 струной, распространённый в Западной Африке. По строению и звуку кора близка к лютне и арфе.
Берберская музыка - традиционная народная музыка Северная Африка, созданная народами берберы и представляющая большое разнообразие стилей по регионам: в особенности широко популярна музыка региона Сус (регион), Эр-Риф и Средний Атлас в Марокко, Кабилияи Орес (горы) в Алжир, а также музыка берберов из Тунис и музыка Туареги из Алжир, Ливия, Нигер, Мали и Буркина-Фасо и т.д.
Хайлайф (англ. Highlife) — музыкальный жанр, состоящий из танцевальных стилей англоязычной Западной Африки, сплав африканских ритмов с западной музыкой. Существуют две основные формы жанра: гитарные ансамбли с медно-духовой секцией, обладающей джазовым звучанием, либо исключительно гитарные ансамбли в сельских районах. Название возникло в 1920-х от обозначения пришедшего из Европы стиля «высокой жизни» (англ. high life). Профессор Джон Коллинз, музыковед Университета Ганы, писал: «Объединив … так...
Агого (порт. agogô) — бразильский народный музыкальный инструмент, имеющий африканское происхождение. Исполняет ведущую роль в создании ритмической полифонии в кандомбле, капоэйре, макулеле и карнавальной самбе.
Африканская литература — литературные произведения, созданные в Африке. В отличие от европейского понимания литературы в основном как письменного произведения, значительную часть литературы Африки составляют устные произведения. Также, в отличие от европейцев, различающих понятия формы и содержания, для традиционных произведений африканцев форма и содержание неотделимы друг от друга; красота изложения используется не столько ради неё самой, сколько для построения более эффективного диалога со слушателем...
Африканское искусство — объединённое название культурной деятельности различных этносов, проживающих на африканском континенте.
Кизомба (порт. kizomba) — современный городской популярный парный танец, а также музыкальный жанр. Этот танец возник как смесь традиционной ангольской сембы и карибского зука: из-за похожести ритма музыкальный стиль кизомба иногда путают с последним. Кизомба — чувственный, романтичный танец.
Ака́н (чви-фа́нти) — один из аканских языков, один из языков народа аканов. Распространён в центральной и южной Гане, а также на востоке Кот-д’Ивуара. Число говорящих свыше 7 млн человек (оценка, 1995).
Канем (ок. 700—1376) — доколониальное африканское государство. Занимало территорию современного Чада, а также южной Ливии (Феццана), восточного Нигера, северо-восточной Нигерии и северного Камеруна. История Канема с XIII века хорошо известна благодаря Королевской хронике (en:Girgam), найденной в 1851 году немецким путешественником Генрихом Бартом. Преемником Канема стало государство Борну.
Дже́мбе — западноафриканский барабан в форме кубка с открытым узким низом и широким верхом, на который натягивается мембрана из кожи — чаще всего козьей. По форме относится к так называемым барабанам в форме кубка, по звукообразованию — к мембранофонам. Играют на джембе руками. Ранее неизвестный Западу, со времени своего «открытия» он обрёл огромную популярность.
Ара́бская му́зыка (араб. موسيقى عربية) сформировалась в результате слияния собственно арабского искусства с искусством стран, некогда входивших в Арабский халифат. В ранний, «бедуинский», период музыка и поэзия представляли единое целое. Сохранились сведения о древних арабских поэтах-певцах (шаирах), о песенных жанрах — караванные песни (хида), песни конников (хабаб), о музыкальных инструментах — дуфф (бубен), ребаб (однострунная скрипка), мизхар (лютня).
Сонгай — торговое государство, созданное в XV—XVI вв. народом сонгаи вдоль среднего течения реки Нигер на территории современных государств Мали, Нигер и Нигерия.
Реку-реку (порт. reco-reco), бразильский музыкальный инструмент идиофон, изначально используемый в ритуалах кандомбле, следовательно имеет африканское происхождение. Ранее представлял собой полую бамбуковую палочку или рог животного с поперечными насечками, а звук извлекался при проведении взад-вперёд другой палочкой.
Кале ́ (цыг. Kale, букв. перевод смуглые, чёрные, единственное число кало) — самоназвание одной из «больших» групп цыган. Территория проживания: Испания, Португалия, Латинская Америка, юг Франции, встречаются также в странах Северной Америки и Северной Африки. Делятся на испаноязычных (известных также как кало́с и хита́нос) и португалоязычных (кало́нс). Говорят на диалектах, образованных от испанского и португальского языков при помощи вкраплений цыганской лексики и элементов цыганской грамматики...
Сонгайские языки — языки народа сонгай, прежде считались одним языком. Распространён в среднем течении Нигера, на территории государств Мали, Нигер и Бенин.
Китуба — язык группы банту, широко распространенный в качестве лингва франка в Центральной Африке. Сформировался на основе диалектов языка конго. Является официальным языком Республики Конго и Демократической Республики Конго.
Реба́б (также рубаб, от араб. рабаб) — струнный смычковый инструмент арабского происхождения, с почти круглым корпусом и круглым небольшим отверстием для резонанса на деке. В Египте произносят как «раба́ба».
В Средние века на территории хаусаленда (север Нигерии, юг Нигера) существовали города-государства (Кано, Зария, Замфара, Кадуна, Даура и пр.). Их расцвет пришёлся на XV—XIX вв., когда они стали важными торговыми центрами на пути караванщиков, задействованных в транссахарской торговле.
Подробнее: Города-государства хауса
Афробит (англ. Afrobeat) — музыкальный жанр, комбинирующий яркий, танцевальный, гитарно-духовой жанр хайлайф с афроамериканской музыкой — фанком и джазом. Для афробита характерны большие инструментальные ансамбли, продолжительные ритмичные произведения, импровизация, что сильно сближает жанр с джазом, и политизированность текстов. Его основным разработчиком является нигерийский мульти-инструменталист и лидер группы Nigeria '70 (ранее известной под названием Koola Lobitos) Фела Кути, придумавший название...
Нево́льничий бе́рег (англ. Slave Coast) — берег залива Бенин и прилегающие к нему прибрежные районы на территории современных государств Того, Бенина и западной части Нигерии. В XVI–XVIII веках Невольничий берег был крупнейшим центром работорговли в Африке, контролируемым в основном Англией и Нидерландами, — отсюда и происхождение названия.
Му́зыка и́нков была частью культурной и религиозной жизни народа Империи Инков и заключалась в игре на музыкальных инструментах, пении, танцах. Музыка инков уникальна по своему богатству, характеру и жанровому разнообразию, что обусловлено множеством событий, которые сопровождались песнопениями или игрой: от бытовых до ритуальных. Несмотря на то, что многие особенности исконной музыкальной культуры были забыты и безвозвратно утеряны, она, в основе, продолжает свои традиции в музыке современных андских...
Такрур (Takrur, Tekrur или Tekrour) — одно из небольших государств Западной Африки, существовавшее в IX—XIII веках, чей расцвет пришелся примерно на тот же период, что и у Империи Гана. Одно из первых исламских государств в этом регионе. Столица располагалась на острове Морфил между реками Сенегал и Дуэ на севере современного Сенегала, в то время важном центре транссахарской торговли.
Подробнее: Текрур
Семба (порт. Semba) — современный ангольский городской социальный парный танец. Возник в столице Анголы Луанде в 40-х годах XX века. Согласно одному из распространённых мнений бразильская самба произошла от ангольской сембы. Семба — один из самых популярных музыкальных и танцевальных жанров Анголы — явилась предшественницей кизомбы и кудуру. Характерной особенностью сембы является юмор импровизированной пародии, когда исполнители танца походят порой на пару склеившихся паяцев.
Пасторализм (от лат. Pastoralis — пастушеский) — тип экономики, основу которого составляет разведение домашних животных. Этим термином обозначается форма экономического уклада, при которой общины добывают средства к существованию, используя прирученных животных и кочуя в поисках лучших пастбищ.
Африканские империи — крупные государства и государственные образования, основанные в древности и в средние века на африканском континенте.
Калипсо — афрокарибский музыкальный стиль, образовавшийся на Тринидаде и Тобаго в XX веке, произошёл от западноафриканского кайсо, был популярен в 1950-х годах. Корни калипсо возникли в XIX веке у африканских рабов на сахарных плантациях.
Нило́ты — группа родственных народов (динка, календжин, луо, шиллук, нуэр, бари, масаи, самбуру, датог, карамоджонг и др.), населяющих бассейн верхнего и среднего Нила по рекам Голубой Нил и Собат в Южном Судане, на территории между озёрами Виктория и Туркана в Уганде и Кении, в Танзании, а также в пограничных районах Демократической Республики Конго, Эфиопии и Египта.
Се́верный мбу́нду (кимбу́нду) — язык группы банту, распространённый в Анголе и отчасти в ДРК и Замбии. Северный мбунду не следует путать с южным мбунду (умбунду) — другим языком банту, распространённым в Анголе, но относящимся к зоне R по классификации Гасри (в то время как северный мбунду относится к зоне H).
Балафон — ударный музыкальный инструмент, идиофон. Характерен для многих стран Африки: Мозамбик, Ангола, Бенин, Габон, Гамбия, республика Конго, Камерун, Малави, Мали, Сенегал, Чад и на Мадагаскаре.
Гамела́н (от яв. gamel ‘стучать, ударять’) — традиционный индонезийский оркестр и вид инструментального музицирования. Появившись на острове Ява, впоследствии распространился на Бали, Суматре и других островах Малайского архипелага.
Марокканский диалект арабского языка (араб. لهجة مغربية Maġribi (mɑɣribi); самоназвание араб. الدارجة (ad-)dārija, дословно «диалект»; также Дарижа) — разговорная разновидность арабского языка, распространённая в Марокко.
Зук (фр. Zouk) — стиль танцевальной ритмической музыки, сложившийся в первой половине 1980-х годов на французских островах Гваделупа, Мартиника, Гаити, Сент-Люсия и Анголы и ставший популярным благодаря творчеству групп Grammacks и Exile One. В Европе он стал наиболее популярен во Франции, в Северной Америке — в Канаде, в провинции Квебек. Зук обрёл популярность также и в Азии. На Островах Зеленого мыса (Кабо-Верде) развито своё особое направление зука. Zouk переводится с языка французских креолов...
Бача́та (исп. bachata) — музыкальный стиль и танец Доминиканской Республики, получивший также широкое распространение в латиноамериканских странах Карибского бассейна, а также в тех из латиноамериканских общин США, где преобладают выходцы из этих стран. Музыкальный размер — 4/4. Музыка, как правило, характеризуется умеренным темпом; тексты песен повествуют о страданиях неразделённой любви и жизненных невзгодах.
Беримба́у (порт. berimbau) — однострунный ударный музыкальный инструмент, родом из Бразилии. Происхождение беримбау до конца не установлено, но, наиболее вероятно, он имеет африканские корни. Беримбау тесно связан с бразильским боевым искусством капоэйра, также является частью традиции Кандомбле.
Американская народная музыка варьируется по многочисленным региональным и этническим группам США. Для различных индейских племён характерен свой вариант народной музыки. Европейские поселенцы и африканские рабы привезли в страну собственные музыкальные инструменты и традиции. Европейцы — скрипки и фортепиано, а африканцы — технологию изготовления аналога современного банджо и технику игры на нём. К XIX веку на этих инструментах играли как белые, так и черные американцы, зачастую в совершенно разной...
Нубийские языки — одна из двух ветвей тама-нубийской семьи языков, традиционно включаемой в состав восточносуданской надсемьи нило-сахарской макросемьи. Распространены в Судане и на крайнем юге Египта, все носители активно владеют арабским.
Танбу́р , также тамбу́р (перс. تنبور) — струнно-щипковый музыкальный инструмент типа лютни, с декой (корпусом) грушевидной формы и длинным грифом, распространённый в арабских странах, Иране, Средней Азии, у уйгуров (тамбир). Общая длина танбура составляет 1100—1300 мм. Звук извлекается плектром. Большинство словарей указывает, что у танбура 3 струны. Однако в Словаре музыкальных терминов Ю. Е. Юцевича (1988) приведена следующая классификация танбуров: дутар — 2-струнный, сетар — 3-струнный, чартар...
Дарбу́ка (тарбука, дарабука, тарамбука, думбе́к) — старинный ударный музыкальный инструмент неопределённой высоты звучания, небольшой барабан, широко распространённый на Ближнем Востоке, в Египте, странах Магриба, в Закавказье и на Балканском полуострове. Традиционно изготовляется из глины и козлиной кожи, сейчас также распространены металлические дарбуки. Имеет два отверстия, одно из которых (широкое) закрыто мембраной. По типу звукообразования относится к мембранофонам, по форме — к так называемым...
Банданцы — общее название для двух по сути разных народов Индонезии: старобанданцев и оранг-банда.
Кавва́ли (урду قوٌالی, хинди कव्वाली) — исполнение под музыку суфийской поэзии, распространённое преимущественно в Пакистане и северной Индии. Традиция Каввали существует более 700 лет. Её популяризаторами были члены братства Чишти. Первоначально Каввали использовалась в ритуальных целях в суфийских обителях (ханака), во время радений и праздников (урс), у гробниц суфийских шейхов и святых. В дальнейшем Каввали стали также исполняться на светских концертах и фестивалях. Широкую международную известность...
Ньоро (баньоро, самоназвание) — один из народов Уганды, разговаривающий на языке ньоро группы банту. Проживают в районе озера Альберт , а также рек Виктория-Нил и Кафу. На конец 1990-х годов численность населения оценивалась приблизительно в 520 тыс. человек. Основными видами деятельности ньоро являются земледелие и скотоводство. Ньоро принадлежат к негроидной расе, по языку и культуре близки к народу торо (баторо).
Культура Вьетнама (вьетн. Văn hóa Việt Nam) является одной из старейших в Азии, и берёт своё начало в донгшонской культуре бронзового века. Из-за территориальной близости с Китаем, а, следовательно, частых контактов с китайской культурой, Вьетнам считается частью юго-восточноазиатской культурной сферы.
История цыган — история этнической группы общего индийского происхождения, говорящей на цыганском (и его разновидностях) языке, представители которой идентифицируют себя с цыганской диаспорой.
Сомалийская мифология охватывает верования, мифы, легенды и народные сказки, которые циркулировали в сомалийском обществе на протяжении нескольких тысячелетий, вплоть до установления ислама. Многие из них составляют сегодня основу местных традиций, существуя параллельно с мусульманскими обычаями.
Культура Индии была сложена из различных эпох истории, обычаев, традиций и идей, как захватчиков, так и иммигрантов. Многие культурные обычаи, языки и памятники приводятся в примеры такого смешения в течение столетий.
Многонациональность
Малайзии , а также множество религий и языков, распространенных здесь, способствовали культурному разнообразию страны. Коренное население, называемое здесь «Оранг-Асли», малайцы, китайцы, индийцы — все эти народы, проживающие в стране, привнесли свой вклад в её культуру. Длительное присутствие в регионе европейцев и арабов также наложило свой отпечаток. Подобно соседнему Сингапуру, о Малайзии часто пишут, называя её «Азией в миниатюре».
Амбонцы (другое название — амбоинцы, самоназвание — оранг-амбон) — народ, относящийся к амбоно-тиморской группе, проживающий на востоке Индонезии на Амбонских островах и юго-западе острова Серам, входящих в состав Молуккских островов. Также проживают на островах Ява, Новая Гвинея (в провинции Ириан-Джая) и некоторых других районах Индонезии. Кроме того, около 35 тысяч амбонцев проживают в Нидерландах. Общая численность народа на конец XX века составляла 600 тыч. человек, из которых 350 тыс. проживало...
Хиллбилли (англ. hillbilly — дословно «Билл с холма», деревенщина) — имеющий распространение в Соединённых Штатах Америки термин для обозначения определённой группы людей, проживающих в сельской местности горных районов этой страны, в первую очередь в Аппалачских горах, и имеющих собственную культурную среду и специфические особенности жизни и быта, отличные от окружающих. По своему этническому происхождению большинство хиллбилли являются потомками ирландских и шотландских эмигрантов, поселившихся...
Николай Николаевич Миклухо-Маклай трижды побывал в экспедициях на северо-восточном побережье Новой Гвинеи: с 20 сентября 1871 по 19 декабря 1872 года, с 27 июня 1876 по 6 ноября 1877 года и с 17 по 23 марта 1883 года. Во время двух длительных путешествий он успешно вступил в контакт с аборигенами — народом бонгу, — в некоторой степени изучил язык и в результате стал персонажем фольклора и мифологии. Первые мифы о Маклае были записаны немецкими миссионерами в 1906 году, когда ещё были живы люди, лично...