Связанные понятия
Даф (азерб. dəf, перс. دف, арм. դափ, араб. دف, также дафф, дуфф, дэфф), то же, что азербайджанский гавал (азерб. Qaval), узбеко-таджикская дойра (тадж. дойра) — персидский ударный музыкальный инструмент, разновидность бубна, используемый в популярной и классической музыке в Азербайджане, Армении, Ираке, Иране, Таджикистан, Сирии, Турции, Узбекистане и странах Ближнего Востока. Один из тех редких музыкальных инструментов, который сохранил до наших дней свою первоначальную форму.
Реба́б (также рубаб, от араб. рабаб) — струнный смычковый инструмент арабского происхождения, с почти круглым корпусом и круглым небольшим отверстием для резонанса на деке. В Египте произносят как «раба́ба».
Най , нэй, ней (перс. نی; араб. ناي; арм. նայ; тур. и азерб. ney) — продольная открытая флейта народов Кавказа, Западной и Центральной Азии.
Саз (от персидского слова ساز, означающего «инструмент») — инструмент типа лютни семейства тамбуров. Распространён у народов Закавказья, Ирана, Афганистана, Турции и других стран Востока, также у татар и башкир. Является типичным музыкальным инструментом ашугов...
Сантур (перс. سنتور, азерб. Səntur, арм. Սանթուր, груз. სანთური) — струнный ударный музыкальный инструмент, род цимбал. Распространён в Азербайджане, Армении, Грузии, Индии, Иране, Ираке, Турции и других странах Востока.
Упоминания в литературе
• названия музыкальных инструментов: авлос 'тростниковая флейта у греков', ангклунг 'ударный музыкальный инструмент у народов Индонезии', гиджак 'струнный музыкальный инструмент у народов Средней Азии', дутар 'струнный щипковый музыкальный инструмент у народов Средней и Передней Азии', зурна 'деревянный духовой музыкальный инструмент у народов Кавказа', кеманча 'струнный смычковый музыкальный инструмент у народов Кавказа и Передней Азии', кобза 'струнный щипковый музыкальный инструмент у молдаван и румын', ребаб 'двухструнный музыкальный инструмент у арабов', саз 'струнный щипковый музыкальный инструмент у народов Кавказа и Передней Азии', сямисэн 'японский струнный щипковый музыкальный инструмент с тремя струнами',
танбур 'струнный щипковый музыкальный инструмент у народов Азии', хур 'струнный смычковый музыкальный инструмент у монгольских народов ' и др.;
Связанные понятия (продолжение)
Кану́н (от др.-греч. κανών), азерб. qanun, араб. قانون, арм. Քանոն и т. п. — струнный щипковый музыкальный инструмент типа цитры, с трапециевидным корпусом. Инструмент встречается в странах Ближнего и Среднего Востока, Азербайджане, Армении, на Балканах.
Балабан (азерб. Balaban, лезг. кфил, перс. دودوک или بالابان; Narmeh-ney, тур. Balaban или Mey, узб. Balaban), или иногда баламан — язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент с двойной тростью. Представляет собой трубку с 9-ю игровыми отверстиями. Является народным инструментом у азербайджанцев, узбеков и некоторых народов Северного Кавказа. В Азербайджане балабан также называют дюдюк (азерб. düdük). Близок по конструкции и звучанию с балабаном инструмент дудук (Армения), в Грузии — дудуки...
Уд (азерб. ud, араб. عود, арм. Ուդ, арам. ܥܘܕ — ūd, тур. ud или ut, греч. ούτι, ивр. עוד — ud) — струнный щипковый инструмент. Распространён в странах Ближнего Востока, Кавказа и Средней Азии, особенно в Армении, Азербайджане, Узбекистане, Таджикистане, Иране и Турции. Предшественник европейской лютни (был завезён в Европу арабами во время исламского завоевания Испании), а также гитары, изобретателем которой считается, по некоторым версиям, Зирьяб, персидский музыкант, который преподавал в тогда...
Ченг или оттоманская арфа (перс. چنگ «чанг») — струнный музыкальный инструмент Ближнего Востока. Один из самых популярных музыкальных инструментов Ирана, особенно в эпоху Сасанидской династии. Был популярен в Оттоманской империи до второй половины XVII века. Также распространён в Китае, Турции, Армении, Азербайджане и Центральной Азии. В основном на нём играют женщины.
Кеманча ́ (фарси; от «кеман» – смычок, по другой точке зрения, от «кеман» – лук с тетивой (выражение известно с древних переводов Корана на азербайджанский язык); локальные разновидности: понтийская лира, кеменче, кемендже, кеменджеси, кеменча, кяманча, кемендзес, кементсия, кеман, гиджак) — струнный смычковый музыкальный инструмент типа лютни с длинной шейкой. Кеманча распространена в Азербайджане, Армении, Греции, Грузии, Дагестане, Иране и др. странах. Кеманча — обязательный инструмент в ансамблях...
Дарбу́ка (тарбука, дарабука, тарамбука, думбе́к) — старинный ударный музыкальный инструмент неопределённой высоты звучания, небольшой барабан, широко распространённый на Ближнем Востоке, в Египте, странах Магриба, в Закавказье и на Балканском полуострове. Традиционно изготовляется из глины и козлиной кожи, сейчас также распространены металлические дарбуки. Имеет два отверстия, одно из которых (широкое) закрыто мембраной. По типу звукообразования относится к мембранофонам, по форме — к так называемым...
Кому́з (кирг. комуз) — киргизский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент типа лютни с длинной тонкой шейкой. Грушевидный корпус с безладовым грифом представляет собой единое целое (выдалбливается из одного куска дерева). Общая длина инструмента около 90 см. Строится по квинтам и квартам. Средняя струна мелодическая, остальные выполняют функцию бурдона.
Струнные щипковые музыкальные инструменты — группа струнных музыкальных инструментов, источником звука которых являются натянутые струны, а звукоизвлечение осуществляется защипыванием струн пальцами, плектром или другим приспособлением.
Дестгя́х , дастгях, дастгах (перс. دستگاه, dastgāh) — основная форма (жанр) традиционной музыки исторической Персии и современного Ирана, типологически родственная арабскому макаму, азербайджанскому мугаму, таджикскому и узбекскому шашмакому и другим региональным феноменам макамо-мугамной традиции (называемой иногда словом макамат). Этимологию слова «дестгях» возводят к позиции (gāh) руки (dast) на грифе струнного инструмента.
Дута́р (перс. دو تار/dutār < دو «два» и تار «струна»; тадж. дутор; туркм. dutar, tamdyra; узб. dutor; уйг. дутар/دۇتار) — традиционный двухструнный щипковый музыкальный инструмент у народов Центральной и Южной Азии. Игра на дутаре — неотъемлемая часть творчества бахшей.
Зурна ́ (тур. и азерб. zurna, арм. զուռնա, курд. zûrna, греч. ζουρνάς, узб. сурнай, surnay, перс. سرنای, сорнай, سورنای, сурнай, карач.-балк. сарнай, сырыйна, серб. и макед. зурла, буквально — праздничная флейта) — язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент с двойной тростью, распространённый на Ближнем и Среднем Востоке, Кавказе, Индии, Малой Азии, Балканах, Средней Азии.
Дуду́к (арм. դուդուկ) — армянский язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент с двойной тростью. Представляет собой трубку с 7—9 игровыми отверстиями, в которую вставлена трость.
Тар (от перс. تار — «струна», «нить») — струнный щипковый (плекторный) музыкальный инструмент. Точное место изобретения этого музыкального инструмента неизвестно, предположительно на территории Персидской империи. Распространён в Азербайджане, Армении, Афганистане, Ираке, Иране, Турции, Таджикистане, Узбекистане и в странах Ближнего Востока. Тар является базовым инструментом в традиционной музыке Азербайджана и Ирана глубоко повлиявшим на общие тенденции классической музыки этих стран.
Жетыге́н — казахский древний многострунный (обычно семиструнный) щипковый инструмент, напоминающий по форме гусли или лежачую арфу. Наиболее древний тип жетыгена представлял собой продолговатый ящик, выдолбленный из куска древесины. На таком жетыгене не было верхней деки, но имелись колки из асыков. Струны (из конского волоса) натягивались рукой с наружной стороны инструмента. Позднее верхняя часть жетыгена была накрыта деревянной декой. Под каждую струну подставляли с двух сторон асыки, выполнявшие...
Бурдо́н (фр. bourdon, итал. bordone, лат. bordunus, burdo; этимология неясна) — многозначный музыкальный термин. Основное значение — непрерывно тянущийся (выдержанный) тон или музыкальный интервал (как правило, квинта или конкорд квинтоктавы), на фоне которого разворачивается мелодия.
Гиджа́к (перс. غيژک, тадж. ғижжак, ғиҷҷак; узб. g`ijjak, ғижжак) — струнный смычковый инструмент народов Средней Азии (таджиков, туркмен, узбеков, уйгуров), близкий родственник персидской кеманчи. Корпус инструмента шарообразный (изготавливается из тыквы, крупного ореха, дерева или других материалов) затянутый кожей. Количество струн гиджака непостоянное, чаще всего — три. Строй трёхструнного гиджака квартовый, обычно — es1, as1, des2 (ми-бемоль, ля-бемоль первой октавы, ре-бемоль второй октавы...
Тесниф (азерб. Təsnif) (world music) — малый вокальный жанр азербайджанской национальной классической музыки, типа песни, который занимает важное место в репертуарах ханенде (азербайджанские народные певцы, исполнители мугамов). Авторами теснифов часто бывали сами ханенде. Особенно мастерски пел теснифы один из самых ярких представителей азербайджанского вокального искусства - Бюль-Бюль. Он так профессионально исполнял знаменитые азербайджанские теснифы «Раст», «Сегях» и «Шур», что другие талантливые...
Кавал — продольная или полупоперечная флейта народов Малой Азии, Южной и Юго-Восточной Европы. Распространена в Болгарии, Северной Македонии, Турции, Венгрии, Албании, южной Сербии, Украине, Молдове, северной Греции, Румынии, Армении, Азербайджане. Диапазон 2,5—3 октавы.
Азербайджанская народная музыка неотделима от музыкального искусства других народов Ближнего и Среднего Востока, однако она отмечена самобытностью, ярким национальным своеобразием.
Ребе́к (франц. rebec, лат. rebeca, rubeba; восходит к араб. rabāb) — старинный смычковый струнный инструмент, повлиявший на формирование инструментов всего скрипичного семейства. Происхождение точно неизвестно, возможно в позднем средневековье в Испанию ребек занесли арабы (ср. Ребаб), либо арабы познакомились с ним уже после покорения Испании. Получил широкое распространение в музыкальной практике западной Европы в XIII и XIV веках.
Ци́тра (нем. Zither) — струнный щипковый музыкальный инструмент, получивший наибольшее распространение в Австрии и Германии в XVIII веке. Имеет плоский деревянный корпус неправильной формы, поверх которого натянуто от 17 до 45 струн (в зависимости от размера инструмента). Несколько ближайших к исполнителю струн (обычно 4—5), натянутых над грифом с металлическими ладами, защипываются надетым на большой палец правой руки плектром, на них играется мелодия. Оставшиеся струны служат для аккордового сопровождения...
Пентато́ника (от др.-греч. πέντε — пять и др.-греч. τόνος — напряжение, натяжение; тон) — пятиступенная интервальная система, все звуки которой могут быть расположены по чистым квинтам и/или квартам (см. Квинтовый круг), например, вверх по квинтам: до — соль — ре — ля — ми.
Най (рум., молд. nai) — молдавская и румынская многоствольная флейта. Изготавливается из бузины, тростника и бамбука. Современный молдавский най состоит из 22—24 скреплённых трубок, составляющих диатоническую гамму. Путём изменения угла подачи струи воздуха возможно понижение основного тона трубки на полтона.
Варга́н (возм. от старослав. варга — рот, или греч. όργανον, органон — инструмент) — музыкальный инструмент в виде свободно колеблющегося в проёме рамки язычка, приводимого в движение пальцем или дёрганием за нитку.
Флу́ер (рум. fluier, от лат. flare, дуть) — молдавская и румынская полупоперечная флейта.
Бузу́ки (греч. το μπουζούκι, англ. bouzoúki) — струнный щипковый музыкальный инструмент, разновидность лютни. По одной из версий происходит от древнегреческой лиры, по другой — от турецкого саза (бозук-саз). Похож на турецкий инструмент багламу, распространен в Греции, на Кипре, в Израиле, в Ирландии («зук») и в несколько изменённом виде в Турции (турецкий бузуки). Классический бузуки имеет 4 двойных металлических струны (старинный, «баглама» — 3 двойных). К семейству бузуки можно отнести и багламазаки...
Гармо́ника (греч. ἁρμονικός «созвучный, стройный, гармоничный») — общее название для различных видов музыкальных инструментов, источником звука в которых являются свободно проскакивающие в проемах голосовых планок язычки, приводимые в колебание потоком воздуха. Выбор звучащих язычков осуществляется нажатием клавиш (см. Клавишные музыкальные инструменты) или (для губной гармоники) положением губ на мундштуке инструмента.
Язычковые музыкальные инструменты — духовые музыкальные инструменты с одинарными или двойными бьющими язычками (тростями). В широком смысле к язычковым инструментам также относятся трубы орга́на с бьющими металлическими язычками и инструменты со свободно проскакивающими металлическими язычками: гармоники и губные орга́ны.
Цимба́лы — струнный ударный музыкальный инструмент, который представляет собой трапециевидную деку с натянутыми струнами. Звук извлекается ударами двух деревянных палочек или колотушек с расширяющимися лопастями на концах.
О реке на Северном Кавказе см. КаверзеКо́бза́ — украинский лютнеподобный струнный щипковый музыкальный инструмент с 4 (и более) парными струнами. Кобза состоит из корпуса и грифа, на грифе расположены 8—10 навязных ладов, с помощью которых на каждой струне можно получить звуки хроматической гаммы. Также были инструменты без ладов.
Подробнее: Кобза
Гадулка или гудулка (болг. гъдулка, гаг. кауш) — народный болгарский смычковый инструмент, используемый для сопровождения танцев или песен и обладающий особым мягким флажолетным звучанием.
Многоголо́сие — в музыке координация изложения звуков для совместного одновременного звучания. При многоголосии звуки входят не только в мелодическую последовательность («голос»), как в одноголосии, но и образуют созвучия в виде интервалов и аккордов; несколько одновременно звучащих мелодий могут образовывать контрапункт. В зависимости от соотношения голосов в многоголосии различают полифонию и гомофонию. С XV века многоголосие типично для европейской музыки.
Двенадцать уйгурских мука́мов (уйг. ئۇيغۇر ئون ئىككى مۇقامى ) — это единый цикл или ряд протяженных музыкально-поэтических произведений, шедевр средневекового уйгурского музыкального искусства. Синтезируя в себе традиционную песенно-инструментальную музыку и танцы, изустно-профессиональную музыку и поэзию, уйгурские мукамы являются неотъемлемой частью искусства макамат.
Азербайджанское искусство игры на таре (азерб. Azərbaycan tar ifaçılıq sənəti) — азербайджанское искусство исполнения музыки на таре, щипковом струнном музыкальном инструменте с длинной шейкой. Исполнительство на таре, а также искусство его изготовления развито по всей территории Азербайджана. Навыки, связанные с этой традицией играют значительную роль в формировании культурной идентичности азербайджанцев. Тар используется при исполнении народной музыки на свадьбах, праздниках и концертах. Этот музыкальный...
Эрху (кит. 二胡) — старинный китайский струнный смычковый инструмент, оригинальная двуструнная скрипка с металлическими струнами. Тетиву смычка во время игры музыкант натягивает пальцами правой руки, а сам смычок закреплен между двумя струнами, составляя с эрху единое целое. При игре пальцами левой руки используется поперечное вибрато, когда струна как будто бы продавливается вниз — чему способствует сама конструкция круглого грифа, над которым укреплены струны. Связанный со струнами смычок довольно...
Ара́бская му́зыка (араб. موسيقى عربية) сформировалась в результате слияния собственно арабского искусства с искусством стран, некогда входивших в Арабский халифат. В ранний, «бедуинский», период музыка и поэзия представляли единое целое. Сохранились сведения о древних арабских поэтах-певцах (шаирах), о песенных жанрах — караванные песни (хида), песни конников (хабаб), о музыкальных инструментах — дуфф (бубен), ребаб (однострунная скрипка), мизхар (лютня).
Инструментове́дение — отрасль музыковедения, которая занимается изучением музыкальных инструментов, их конструкции, тембровых и акустических свойств, а также классификацией их типов и видов. По модели западноевропейских исследований, эта отрасль знания иногда именуется также «органологией».
Стру́нный музыка́льный инструме́нт — это музыкальный инструмент, в котором источником звука (вибратором) являются колебания струн. В системе Хорнбостеля — Закса они называются хордофонами. Типичными представителями струнных инструментов являются классические скрипка, виолончель, альт, контрабас, арфа и гитара, а также множество самых разных народных инструментов: комуз, хомус, кылкыяк, кобыз, домбыра, гусли, балалайка, домра и другие.
Подробнее: Струнные музыкальные инструменты
Музыкальные инструменты славян — предметы, с помощью которых славянами извлекались различные музыкальные, а также немузыкальные звуки (сигналы опасности, обережные звуки). Использовались на праздниках, похоронах и в будние дни как выражение чувств, для синхронизации действий (например, у гребцов) или для коротания времени (пастухами).
Узундара или Узундере (азерб. Uzundərə — «длинное ущелье»; арм. Ուզունդարա) — народный женский сольный танец, часто исполняющийся на свадьбах. Распространён по всему Закавказью. В прошлом — обрядовый танец невесты.
Хромати́ческая га́мма — восходящее или нисходящее мелодическое движение по полутонам, построенное, как правило, на основе мажорной или минорной гаммы. Трактуется как ладовая гамма, в которой все большие секунды заполнены проходящими полутонами.
Никельхарпа (нюкельхарпа, никельарфа, швед. nyckelharpa) — традиционный шведский инструмент, имеющий несколько модификаций, поскольку развивался более 600 лет. Самым первым свидетельством использования никельхарпы считается изображение двух музыкантов, играющих на этом инструменте, которое находится на воротах к церкви Щелюнге (Källunge) на острове Готланд и датируется приблизительно 1350 годом. В шведском, «nyckel» означает клавишу. Словом «harpa» обычно называют струнные инструменты, подобные гитаре...
Бу́бен — ударный музыкальный инструмент неопределённой высоты звучания, состоящий из кожаной мембраны, натянутой на деревянный обод. К некоторым разновидностям бубнов подвешены металлические колокольчики, которые начинают звенеть, когда исполнитель ударяет по мембране бубна, потирает её или встряхивает весь инструмент.
Кастанье́ты (исп. castañetas) — ударный музыкальный инструмент, представляющий собой две вогнутые пластинки-ракушки, в верхних частях связанные между собой шнурком. Кастаньеты получили наибольшее распространение в Испании, Южной Италии и Латинской Америке.