Связанные понятия
Всемирный совет мира (ВСМ) — высший постоянный орган всемирного Движения сторонников мира, избираемый на всемирных конгрессах и сессиях Движения.
Всемирная федерация профсоюзов , ВФП (англ. World Federation of Trade Unions, WFTU) — международная профсоюзная организация, созданная после окончания Второй мировой войны и включавшая профсоюзы, связанные с коммунистическими партиями. На 2011 год насчитывала 78 миллионов человек, объединённых в 210 профобъединений из 105 стран.
Организация солидарности народов Азии и Африки (ОСНАА) — международная общественная организация, ставящая своей задачей объединение, координацию и усиление освободительной борьбы народов Азии и Африки «против империализма, колониализма, неоколониализма, расизма, сионизма и фашизма», за обеспечение их экономического, социального и культурного развития. Штаб-квартира — в Каире.
Министр иностранных дел — должностное лицо, возглавляющее внешнеполитическое ведомство государства, в ранге министра. Является членом правительства (кабинета министров, совета министров и т. д.). Одна из важнейших должностей в правительстве. Иногда второе лицо в кабинете.
Политбюро , политическое бюро — руководящий орган коммунистических партий различных стран. Первое политбюро — Политбюро ЦК РСДРП(б) — было сформировано на заседании Центрального комитета ЦК РСДРП(б) в 1917 году в России.
Упоминания в литературе
Стало давно общим местом, что так называемая коммунистическая партия» по сути, организация государственная, что получило и международно-правовое признание:
генеральный секретарь (генсек), не занимающий никакого государственного поста (что бывало не раз), подписывал государственные договоры от имени государства и прием ему оказывали как главе государства.[60]
Давайте разделим эти два понятия: управлять партией и организовывать ее. Партией коммунистов России, а потом – Советского Союза в перерывах между съездами управляли коллегиально ее вожди, входившие в состав Политического бюро партии (Политбюро). Они принимали все текущие решения по организации партии, по ее кадровому составу, предлагали местным организациям кандидатуры для избрания в руководители. Эти решения передавались для исполнения секретарям партии, которые контролировали и организовывали исполнение решений Политбюро. Таких секретарей в разное время было около пяти человек, на должность такого секретаря и назначили Сталина. А чтобы секретари, равные по власти, не перекладывали ответственность за промахи один на другого, Сталина назначили главным секретарем – генеральным. Кроме этого, поскольку Сталин уже был очень уважаемым вождем коммунистов, то он, естественно, был и членом Политбюро. Но, подчеркнем, пока был жив Сталин,
генеральный секретарь партии коммунистов никогда не управлял ни партией, ни народом! Да этого генерального секретаря с 1934 года и не стало, его должность была упразднена. Генеральный секретарь даже не председательствовал в Политбюро – председательствовал в нем только глава правительства России: сначала Ленин, потом Рыков, затем Молотов, и лишь в 1941 году, когда Верховный Совет избрал Сталина главой правительства СССР, он стал и председательствующим в Политбюро. Еще раз подчеркнем: до 1941 года Сталин по своей должности не мог управлять ни партией, ни народом, поскольку он был всего лишь одним из пяти секретарей партии. Это важно понимать потому, что сегодня клеветники, а еще больше малограмотных энтузиастов утверждают, что Сталин в 1937 году организовал убийства невинных людей, чтобы удержаться в своей должности. В какой должности??
14 марта 1990 г. был принят Закон СССР «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) СССР»[103]. Совмещение в одном законе двух конституционно-правовых реформ – допущение многопартийности и введение поста Президента СССР – неслучайно. Создание очередности в проведении реформ могло бы грозить «политической целостности» лидеру страны: если бы вначале была бы конституционно закреплена многопартийность, то к моменту выборов Президента СССР М. С. Горбачёв имел бы статус руководителя одной из политических партий в стране, что, вероятнее всего, означало бы для него потерю власти. Наличие другой последовательности реформ (избранный Президентом СССР
Генеральный секретарь ЦК КПСС инициирует изменение ст. 6 Конституции СССР 1977 г.) с очевидностью обнажило бы истинные подрывные цели проводимой политики. Поэтому был найден политически наиболее безопасный вариант: М. С. Горбачёв пересаживался из кресла генсека в кресло Президента СССР, а члены Коммунистической партии, которые являлись депутатами Съезда народных депутатов СССР, понимая, что партия отлучается от государственной власти, пытались сохранить ее влияние путем избрания своего Генерального секретаря Президентом СССР[104].
Р. Макнамара был главой корпорации «Форд» и министром обороны. Д. Шульц – министром финансов и председателем совета по экономической политике при Никсоне, занимал должность президента «Бигтел», а потом получил пост госсекретаря в администрации Рейгана. К. Уайнбергер был вице-президентом «Бигтел» и генеральным консулом, а при Рейгане стал министром обороны. Р. Чейни был министром обороны при Дж. Буше и президентом «Халлибертон», известной, как пишет Дж. Стиглиц, многочисленными нарушениями американского законодательства, в том числе завышением курса акций и взятками иностранным чиновникам для получения контрактов. Вовсе неудивительно, что Чейни оказал влияние на решение США начать войну в Ираке, а корпорация «Халлибертон» получила на бесконкурсной основе крупный заказ на нефтедобычу в Ираке[14]. Гендиректор «Голдман Сакс» Г. Полсон в 2006 г. стал министром финансов США[15]. Бывший директор ЦРУ Р. Хелмс являлся главой представительства «Бигтел» в Иране. Семейство Бушей непосредственным образом связано с различными ТНК. Дж. Робертсон был заместителем председателя совета директоров и председателем комитета по аудиту «Бритиш Петролеум», а также министром обороны Великобритании и
генеральным секретарем военного блока НАТО. Список можно продолжать долго. Если внимательно проследить за историей становления американских корпораций, можно увидеть массу случаев, когда после того, как руководитель компании заступал на серьезную государственную должность, его бизнес-детище внезапно начинало развиваться.
Происходило это еще и потому, что еще в начале 20-х годов был сформирован секретариат ЦК РКП(б), который в 1922 году в качестве
генерального секретаря возглавил И. В. Сталин. Именно генеральный секретарь руководил подбором руководящих кадров, в том числе и для высших советских органов. Кандидаты, делегируемые на съезды Советов, стали обязательно согласовываться в губкомах партии. Все это не оставалось незамеченным населением, избиратели стали еще больше игнорировать процедуры голосования, становившиеся все более формальными. Очередная выборная кампания в 1923 году показала, что явка на выборы по-прежнему не дотягивает до минимума в 35%, определенного в инструкциях по выборам. Участились случаи формального проведения избирательных собраний, когда кандидаты ставились на голосование уполномоченным по выборам или членами избирательных комиссий.
Связанные понятия (продолжение)
Коммунисти́ческая па́ртия (компартия) — революционная политическая партия, которая провозглашает марксизм своим основополагающим учением и борется за социальную справедливость, ставя своей конечной целью построение коммунизма. Первой коммунистической политической организацией, послужившей предтечей для будущих коммунистических партий, был Союз коммунистов, созданный Карлом Марксом.
Левые в политике (наиболее крайние формы называют ультралевыми или радикально левыми) — традиционное название многих политических направлений и идеологий, целью которых, в частности, являются социальное равноправие (равенство) и улучшение жизненных условий для наименее привилегированных слоёв общества либо полная отмена классового деления общества. Левые выступают за ограничение либо полную отмену частной собственности на средства производства. Они, как правило, стремятся к социальному равенству...
Премье́р-мини́стр или также Пéрвый мини́стр (от фр. le premier — первый) — глава исполнительной власти в государствах, где эта должность отделена от должности главы государства, а также в субъектах федеративных государств. В парламентских республиках является фактическим главой государства.
Левый национализм описывает формы национализма, основанного на идеях равенства, народного суверенитета и национального самоопределения. Он имеет свои истоки в якобинстве Великой французской революции. Левый национализм обычно придерживается антиимпериализма. Он отличается от правого национализма, и часто отрицает крайний национализм и фашизм, хотя некоторые (малые) формы левого национализма включают в себя нетерпимость и расовые предрассудки.
Министр без портфеля — член правительства, который не руководит министерством и/или иным центральным органом исполнительной власти, но имеет полномочное право голоса на заседаниях правительства, а также выполняет отдельные поручения премьер-министра.
Политическая па́ртия (греч. Πολιτική — «искусство управления государством»; лат. pars — «часть») — объединённая группа людей, непосредственно ставящая перед собой задачи овладеть политической властью в государстве или принять в ней участие через своих представителей в органах государственной власти и местного самоуправления. Большинство партий имеют программу — выразитель идеологии партии, перечень её целей и способов их достижения.
Центральный комитет — учреждение, в котором сосредоточиваются все дела по известному управлению или название руководящего органа (комитета) в некоторых организациях и формированиях.
Президе́нт (от лат. praesidens, род.п praesidentis — сидящий впереди, во главе; председатель) — выборный глава государства в странах с республиканской или смешанной формой правления; избирается на установленный (например, конституцией) срок.
Левый центри́зм — система политических взглядов и действий, ориентирующаяся на социалистические или социал-демократические идеалы и придерживающаяся концепции эгалитаризма. Также может толковаться как совмещение умеренно левых политических взглядов и методов социальных преобразований, по некоторым вопросам объединяясь с центристами. По своему происхождению левоцентризм связан с идеями социального реформизма и профсоюзными движениями, переросшими в политические партии.
Подробнее: Левоцентризм
Еврокоммуни́зм — политика и теоретическое обоснование деятельности ряда коммунистических партий Западной Европы, сформировавшаяся во второй половине XX века, для которой были характерны ориентация на западные элиты, критика руководства КПСС в мировом коммунистическом движении, критика концепции диктатуры пролетариата и недостатка политических свобод в странах, принявших советскую модель социализма. Вместе с тем еврокоммунизм декларировал верность марксизму, но не марксизму-ленинизму, и формально...
Оппози́ция (от лат. oppositio «противопоставление, возражение») в политике — движение, партия, группа или человек, выступающая против господствующей партии или мнения, поддерживаемого большинством, в партии или группе.
Мини́стр (лат. minister — служитель, помощник, слуга) — член правительства; обычно — глава какого-либо министерства в государстве мира.
Правительство национального единства (также Национальное правительство) — при многопартийной парламентской системе управления коалиционное правительство, сформированное при участии большинства политических партий.
Камбоджийская партия национального единства (кхмер. គណបក្សសាមគ្គីជាតិកម្ពុជា) — политическая организация Красных кхмеров в 1992-1997 годах. Создана на базе Партии Демократической Кампучии после завершения многолетней войны и роспуска оппозиционной коалиции. Вела вооружённую борьбу против властей Королевства Камбоджа, контролировала ряд труднодоступных районов. Распалась в результате раскола в руководстве «Красных кхмеров».
Прогрессивный альянс социалистов и демократов (англ. Progressive Alliance of Socialists and Democrats, сокр. англ. S&D) — социал-демократическая фракция Европейского парламента, политическая группа Партии европейских социалистов. Фракция существует под разными именами с момента создания в 1953 году и до выборов 1999 года являлась самой многочисленной в парламенте. Настоящая фракция занимает второе место по числу членов Европейского парламента, под данным названием основана 23 июня 2009 года. Член...
Христиа́нская демокра́тия (христианские демократы) — автономное от церкви политическое движение, выступающее за решение социальных и экономических проблем при соблюдении христианских принципов.
В политике правыми (наиболее крайние формы называют ультраправыми или праворадикальными) традиционно называются многие направления и идеологии, противоположные левым: правые придерживаются принципов капитализма.
Подробнее: Правые
Ви́це-президе́нт (от лат. vice и президент) — заместитель президента, второе лицо после президента. Следует различать вице-президента некоторой организации и должность вице-президента государства, существующих в некоторых странах.
Национа́льный фронт Чехослова́кии (также Национальный фронт чехов и словаков, чеш. Národní fronta Československa, Národní fronta Čechů a Slováků) — объединение политических партий и общественных организаций, действовавшее в Чехословакии в 1945—1990 годах.
Доктрина Рейгана (англ. Reagan Doctrine) — одна из десяти «президентских доктрин» внешней политики США. Под ней подразумевается стремление администрации президента Рональда Рейгана поддерживать движения, выступающие за свержение просоветских и прокоммунистических режимов в странах третьего мира — в Азии, Африке, Центральной Америке. К государствам, в которых администрация США поддерживала антикоммунистические силы, относятся Афганистан, Ангола, Вьетнам, Иран, Кампучия, Лаос, Ливия, Никарагуа, Эфиопия...
Коммуни́зм (от лат. commūnis «общий») — теоретический общественный и экономический строй, основанный на социальном равенстве, общественной собственности на средства производства.
Национальный консерватизм — политический термин, используемый для описания разновидности консерватизма, концентрирующегося в большей степени на национальных интересах и, как правило, имеющего традиционные социальные и этические взгляды. В европейском контексте более склонен к евроскептицизму, чем стандартный консерватизм, не поддерживающий открыто националистический или ультраправый подход. Многие национал-консерваторы являются социал-консерваторами и выступают за ограничение иммиграции в Европу...
Подробнее: Национал-консерватизм
Пле́нум (лат. plenum «полное»), плена́рное заседа́ние, плена́рная се́ссия (англ. plenary session) — заседание, собрание с присутствием всех членов организации, органа — кворума; например...
Подробнее: Пленарное заседание
Энтризм — тактический прием, при котором политическая организация призывает своих членов вступать в другую, обычно большую, организацию с целью распространения своего влияния, идей и программы.
Выборы в Европейский парламент проходили в июне 1979 года в 9 европейских странах (ФРГ, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды, Дания (в т ч Гренландия), Люксембург, Ирландия, Великобритания). Это были первые общенародные выборы в Европарламент. Наибольшее число голосов получили Социалисты, затем Христианские демократы, на третьем месте были Европейские демократы (Консерваторы севера Европы). В парламенте были представлены фракции Либералов, Коммунистов и Прогрессистов.
Маои́зм (кит. упр. 毛泽东思想, пиньинь: Máo Zédōng Sīxiǎng) — политическая теория и практика, основой которых является система идеологических установок Мао Цзэдуна. Был принят в качестве официальной идеологии КПК и КНР до его смерти в 1976 году; наряду с «теорией Дэн Сяопина» и «идеей о трех представительствах» Цзян Цзэминя по настоящее время составляет основу идеологии Компартии Китая.
Консервати́зм (от лат. conservo — сохраняю) — идеологическая приверженность традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам. За главную ценность принимается сохранение традиций общества, его институтов и ценностей.
Национал-либерализм — разновидность либерализма, придерживающаяся националистических позиций по вопросам миграции, гражданства, международных отношений и торговли. Основные постулаты национал-либерализма сформировались ещё в XIX веке, когда в европейской политической жизни консервативные либералы вытесняли монархистов. Национал-либерализм может рассматриваться как разновидность национал-демократии, в котором, как правило, правый либерализм совмещается с антиконсервативным национализмом умеренного...
Демократический централизм — форма государственного устройства (наряду с федерализмом, автономией и бюрократическим централизмом), основанная на обязательности решения вышестоящих органов для нижестоящих при выборности всех органов и подотчётности их нижестоящим. При демократическом централизме все постановления парламента обязательны для всех местных советов, при этом сами местные советы избираются населением; также постановления кабинета министров обязательны для местных администраций, при этом...
Зелёные — Европейский свободный альянс (англ. The Greens–European Free Alliance, сокр. англ. Greens – EFA; фр. Les Verts – Alliance libre européenne; нем. Die Grünen – Freie Europäische Allianz) — одна из фракций Европейского парламента. На 2015 год насчитывает 50 депутатов.Фракция состоит из двух европейских партий: Европейской партии зелёных и Европейского свободного альянса (ЕСА). Последняя представляет интересы национальных меньшинств. Кроме того, в неё входят и представители отдельных партий...
Правый центри́зм (правый центр) — общественно-политическое течение, основывающееся на постепенных, эволюционных изменениях общества. В политике правоцентристами считают политиков, по своим взглядам относящимся к правому флангу политического спектра, но ближе к центру, чем другие правые. Также может толковаться как совмещение умеренно правых политических взглядов и методов социальных преобразований, по некоторым вопросам блокируясь с центристами.
Подробнее: Правоцентризм
Центри́зм в политике — идеологическая позиция политического движения или группы, промежуточная между правыми и левыми движениями или группами, неприятие левого и правого радикализма.
Антикоммуни́зм — совокупность идей, идеологий и политических доктрин, направленных против коммунистических идей, идеологии, политических течений, а также методов правления, характерных для стран социалистического лагеря. Хотя термин коммунизм имеет давнюю историю, современный антикоммунизм направлен в первую очередь против политики последователей марксизма-ленинизма.
Председа́тель — высшее должностное лицо, руководящее собранием, комитетом, общественной организацией, политической партией, государственным органом. Как правило, председатель избирается или назначается членами собрания или организации. В обязанности председателя обычно входит руководство заседаниями организации и поддержание должной деловой обстановки во время таких заседаний. В перерывах между сессиями организации или собраниями председатель часто исполняет роль главы организации и выступает от...
Совет Европы — международная организация, содействующая сотрудничеству между её членами, странами Европы, в области стандартов права, прав человека, демократического развития, законности и культурного взаимодействия. Будучи основанным в 1949 году, Совет Европы является старейшей в Европе международной организацией. В его состав входят 47 государств, в которых проживают более 800 млн человек. Совет Европы является полностью самостоятельной организацией, не входящей в систему Европейского союза, объединяющего...
Партийный организатор (аббр. парторг, парторганизатор) — многозначный термин, использующийся в контексте деятельности политической партии. В зависимости от идеологии, целей и задач той или иной партии, а также исторических условий, в которых происходит её деятельность, термин «партийный организатор» может иметь следующие значения...
Совет экспертов (перс. مجلس خبرگان — Маджли́с-е хебрега́н) — специальный государственный орган в Иране, избирающий Высшего руководителя страны. Совет экспертов состоит из 86 муджтахидов, избираемых населением на восьмилетний срок. Совет собирается на два дня дважды в год.
Комитет по стандартам публичной сферы (англ. Committee on Standards in Public Life) — независимый консультативный орган при правительстве Великобритании. Комитет был учрежден в 1994 г. премьер-министром Джоном Мейджором и является органом, действующим на постоянной основе (англ. standing committee). Комитет известен также под названием Комитет Нолана (англ. Nolan Committee) — по имени своего первого председателя.
Европе́йская коми́ссия (Еврокоми́ссия, ЕК) — высший орган исполнительной власти Европейского союза, ответственный за подготовку законопроектов, выполнение решений Европарламента и Совета, контроль соблюдения договоров ЕС и других правовых актов и текущие дела союза.
Политика КНДР построена на принципах централизованной власти. Конституция КНДР провозглашает все права человека и правительство, построенное на демократических принципах. Реальная власть в стране принадлежит Трудовой партии Кореи, возглавляемой Ким Чен Ыном. Существуют также две более мелкие политические партии — Чхондогё и Социал-демократическая партия Кореи, которые практически не участвуют в политической жизни государства. Главная идеология государства — Чучхе.
Упоминания в литературе (продолжение)
Ортодоксальная точка зрения, согласно которой местные Советы – суть местные органы государственной власти, входящие в ее систему, получила непререкаемое утверждение после смещения Н.С. Хрущева с поста
Генерального секретаря ЦК КПСС. И хотя сам термин «местное самоуправление» утвердился в научной литературе, обозначая нерешенную проблему, из официальных документов он исчез. Были приняты многочисленные союзные и республиканские законодательные акты, определяющие статус каждого звена местного Совета, однако, закрепляя в общей, рамочной форме «широкие» полномочия местных Советов, они оказывали мало влияния на их действительную, подчиненную партийному и государственному аппарату роль.
Новый курс партии, связанный с критикой существенной части прежнего курса, предполагается проводить во главе с Ху Цзиньтао. Граждан призывают тесно сплотиться вокруг ЦК КПК во главе с его
Генеральным секретарем : возникла даже формулировка о «новых идеях Председателя Ху Цзиньтао». Вполне вероятно, что вокруг объявленного на 4-м пленуме ЦК КПК 16-го созыва нового курса в настоящее время разворачивается острая борьба. Такой курс и такой поворот осуществлять трудно, но, судя по всему, нынешнее руководство, главную роль в котором играют Генеральный секретарь ЦК КПК и Председатель КНР Ху Цзиньтао и глава правительства страны Вэнь Цзябао, твердо намерено проводить его в жизнь.
ЦК КПСС в таких условиях пошёл вначале на формальные уступки коммунистам России. На пленуме в декабре 1989 г. было создано Российское бюро ЦК во главе с
Генеральным секретарём М.С. Горбачёвым.
Секретариат состоит из
Генерального секретаря , его заместителей, полномочных представителей парламентов государств СНГ и необходимого для работы наемного персонала. Генеральный секретарь осуществляет руководство деятельностью Секретариата. Он назначается Советом Ассамблеи по представлению ее Председателя сроком на три года и подотчетен Совету и его Председателю.
24 августа Горбачев сложил с себя полномочия
Генерального секретаря ЦК КПСС. Заявил, что ЦК должен самораспуститься. Судьбу республиканских компартий и местных партийных организаций будут определять они сами.
Ланг был избран на пост
генерального секретаря НФ единогласно. Руководство НФ при этом выразило надежду, что его избрание должно привести «к прояснению положения в партии». Это был недвусмысленный намек на беспокойство, которое стал испытывать президент национального Фронта в связи со стремительным карьерным взлетом Мегре. Аппаратные вопросы были частично выведены из его компетенции и передоверены Лангу, самому же Мегре предписывалось сосредоточиться на выработке политической стратегии партии.
– Разговоры о демократизации партии, внутрипартийной жизни, которые ряд лет ведет Михаил Сергеевич, – это блеф. За время пребывания в ЦК КПСС, мы убедились, что здесь царит неистребимый дух иерархических отношений и диктатуры генсека. Господствует такая атмосфера, когда ни секретарь ЦК КПСС, ни член Политбюро не могут решить без согласования и одобрения
Генерального секретаря ни один самый пустяковый вопрос, – к примеру, дать согласие на участие в работе Подготовительного комитета представителей платформ, образовавшихся в КПСС, и, в частности, представителей движения «Коммунистическая инициатива». Нас крайне беспокоит такая организация работы аппарата, Секретариата, Политбюро, которая сковывает инициативу, творческий подход к работе, парализует волю и ум работников. Это не имеет ничего общего с ленинскими нормами партийной жизни. Это весьма опасное явление для нашей партии. И очень жаль, что этот дух насаждается Генеральным секретарем.
3. Верховный властитель (монарх, председатель совнаркома,
генеральный секретарь партии или президент) для удержания своего авторитета не нуждается в легальной основе, даже если декларирует ее необходимость[92]. Сам факт обладания властью зачастую достаточен для признания ее авторитетности. Обращение к событиям новейшей конституционной истории России дает основания для такого вывода. Так, например, это события осени 1993 г., когда Президент Б. Н. Ельцин, прекратив деятельность Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации своим Указом № 1400 от 21 сентября 1993 г., фактически отобрал бразды правления Россией у политических конкурентов и утвердился в статусе единоличного обладателя верховной государственной власти. Еще одним подтверждением комментируемого свойства российской традиции власти стало развитие ситуации после выборов Президента в 2012 году. Бурные протестные выступления столичного «креативного класса» против электоральных правонарушений всерьез не поколебали легитимности вновь избранного Президента[93].
В мае 1990 г. Ельцин стал реализовывать американские рекомендации. Он был избран народным депутатом РСФСР от Свердловска. На первом Съезде народных депутатов РСФСР команда Ельцина сумела включить в повестку дня вопрос «О суверенитете РСФСР, новом союзном договоре и народовластии в РСФСР». Парадоксально, но 22 мая 1990 г. доклад на эту тему сделал член Политбюро ЦК КПСС, до съезда возглавлявший Президиум ВС РСФСР Воротников Виталий Иванович. Он же предложил съезду принять Декларацию о суверенитете, предусматривающую приоритет российских законов над союзными. Однако известно, что мнение
Генерального секретаря ЦК КПСС для Воротникова являлось окончательным и решающим. Горбачев без труда мог бы убедить его выступить на съезде не с сепаратистских, а с союзных позиций. Но Генсек, как всегда, предпочел пустить ситуацию на самотек.
Первый секретарь –
Генеральный секретарь Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза – Председатель Совета Обороны СССР – Верховный Главнокомандующий Объединенных Вооруженных Сил государств-участников Варшавского Договора на «особый период времени» (с марта 1980 г. [01].)
На первую половину 1998 года пришелся расцвет деятельности ДУМСДВ и дружественного ему Союзу мусульман России. Неудача на парламентских выборах 1995 года ничуть не смутила руководство этой партии, тем более что ее
генеральный секретарь Надиршах Хачилаев в декабре 1996 года был избран депутатом Государственной Думы. Обретенная депутатская неприкосновенность сподвигла Хачилаева на ряд рискованных шагов, самые пагубные последствия из которых имело приглашение в Россию лидера американской исламистской организации «Нация ислама» Луиса Фаррахана.
Избрание в Политбюро, даже в качестве кандидата в его члены, означало приобретение дополнительных должностных обязанностей и полномочий, в частности, запрашивать дополнительную информацию, анализировать ее, высказывать предложения и мнения. Кандидаты в члены Политбюро ЦК (ПБ) участвовали с правом совещательного голоса в его еженедельных заседаниях в Кремле, в зале, примыкавшем к еще одному, «парадному» кабинету
Генерального секретаря (второй его, «рабочий» кабинет под номером 6, находился на пятом этаже подъезда 1 А главного здания ЦК КПСС на Старой площади).
У Генеральной Ассамблеи сессионный порядок работы. Она может проводить регулярные, специальные и чрезвычайные специальные сессии. Специальные сессии Генеральной Ассамблеи ООН могут созываться по любому вопросу по требованию Совета Безопасности в течение 15 дней со дня получения такого требования
Генеральным секретарем ООН или большинства членов ООН. Чрезвычайные специальные сессии могут созываться по требованию Совета Безопасности ООН или большинства государств-членов ООН в течение 24 часов после получения такого требования Генеральным секретарем ООН.
Индийский национальный конгресс профсоюзов – ИНКП (Indian National Trade Union Congress INTUC). Создан в 1947 году. Объединяет более 4 тыс. профсоюзов, насчитывающих 6,8 млн. членов. Входит в Международную конфедерацию свободных профсоюзов (МКСП). Председатель – Г. Санджива РЕДДИ (G. Sanjeeva Reddy).
Генеральный секретарь – Раджендра ПРАСАД СИНГХ (Rajendra Pasad Singh). Печатный орган – еженедельник «Индиан уоркер» (The Indian Worker).
Введение миротворческого контингента ООН в соответствии с резолюцией Совета Безопасности № 793 (1992 г.) и подписание известных соглашений о прекращении огня спасли жизни десятков, а может быть и сотен тысяч сомалийцев. В масштабной гуманитарной акции приняли участие свыше 30 тыс. военных из 20 стран, главным образом из США, откликнувшихся на письмо
Генерального секретаря ООН Бутроса Бутроса Гали президенту США Джорджу Бушу от 4 декабря 1992 г. Уже в начале января 1993 г. усилиями военного контингента ООН представители 14 вооруженных блоков и партий, противостоявших друг другу в Сомалийском конфликте, сели за стол переговоров. Установления полного и окончательного мира на территории Сомали вмешательство сил ООН не принесло. Однако лишь благодаря этому вмешательству ситуация в стране стала хоть в какой-то степени контролируемой[115].
ГРОМОВ Алексей Алексеевич (род. 31.6.1960, Загорск Московской области), заместитель руководителя Администрации Президента РФ. Образование получил на историческом факультете Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова по кафедре южных и западных славян (1982). В 1982 приглашен на службу в систему МИД СССР (затем РФ). С 1982
секретарь генерального консульства СССР в Карловых Варах (ЧССР), с 1985 атташе посольства СССР в Праге (ЧССР). С 1988 3-й, 2-й секретарь Секретариата заместителя министра иностранных дел СССР, с 1991 1-й секретарь Общего секретариата МИД СССР (РФ). С 1992 консул генерального консульства РФ в Братиславе (Словакия), с 1993 советник посольства РФ в Братиславе (Словакия; послом в то время был С. Ястржембский).
Любопытна оценка ноябрьской резолюции чешских издателей многотомной публикации документов. «Если московский протокол, – пишут Й. Вондрова и Я. Навратил, – как прямой продукт вторжения вынужден был в своей окончательной версии учесть спонтанное сопротивление чехословацкого народа оккупации, сохранив тем самым определенное пространство для политического маневра, то ноябрьский пленум ЦК КПЧ, проходивший под впечатлением от заключенного в октябре чехословацко-советского договора о пребывании определенного контингента советских войск на территории Чехословакии „в течение неопределенного времени“, а также принятая на нем резолюция – после предшествующей ревизии советского
генерального секретаря – свели это мнимое пространство практически к минимуму»[108]. В этом выводе смущает, пожалуй, одно: «сведение к минимуму» политического пространства, которое сами же авторы называют «мнимым».
Одновременно главковерху поручалось пригласить представителя Украинской народной республики в состав «общероссийской мирной делегации», которая после объявленного 22 ноября (5 декабря) перерыва должна была продолжить переговоры о перемирии с государствами Четверного союза [56]. Крыленко в вечернем разговоре 24 ноября (7 декабря) попросил у Петлюры «ясного и точного» ответа на поставленный вопрос о пропуске советских войск на Дон. Но
генеральный секретарь уклонился, заметив, что «вопрос о том, что происходит на самом Дону следует проверить, дабы не вызвать лишних, а м[ожет] б[ыть] и опасных конфликтов», и переключился на другие темы, пообещав сообщить решение Генерального секретариата по окончании проходившего как раз в тот момент его заседания [57].
Такое понимание важных вопросов теории и практики преобразования страны со стороны
Генерального секретаря ЦК ВКП (б)имело решающее влияние на организацию и деятельность ВЧК-ГПУ-ОГПУ.
На приставном столике у стола председателя слева размещался многокнопочный телефонный пульт правительственной связи с прямыми закрытыми выходами на
генерального секретаря , отделы ЦК КПСС, министров, заместителей председателя КГБ и руководителей основных управлений Комитета. Наиболее частыми телефонными собеседниками Ю. В. Андропова были министры иностранных дел и обороны, начальники Первого Главного, Пограничного и 9-го управлений КГБ.
Как и прежде, из 71 члена ЦК восемнадцать (около 25 %) оказались теми, кто в разные годы входил в состав высших партийных органов, давно уже являлся членом или кандидатом в члены ПБ, секретарем ЦК: И.В. Сталин –
генеральный секретарь , К.Е. Ворошилов – нарком по военным и морским делам, Л.М. Каганович – 2-й секретарь ЦК ВКП(б) и первый – МК и МГК, М.И. Калинин – председатель ЦИК СССР, С.М. Киров – первый секретарь Ленинградского обкома, С.В. Косиор – первый секретарь ЦК КП(б) Украины, В.В. Куйбышев – председатель Госплана СССР, В.М. Молотов – председатель СНК СССР, Г.К. Орджоникидзе – нарком тяжелой промышленности СССР, А.А. Андреев – нарком путей сообщения, А. И. Микоян – нарком снабжения СССР, Г.И. Петровский – председатель ЦИК УССР, П.П. Постышев 2-й секретарь ЦК КП(б) Украины и первый – столичного Харьковского обкома, Я.Э. Рудзутак – председатель упраздненной съездом Центральной контрольной комиссии – ЦКК ВКП(б), В.Я. Чубарь председатель СНК УССР, Я.Б. Гамарник – начальник Политуправления РККА (в 1924–1928 гг. 1-й секретарь Дальневосточного крайкома, в 1928–1929 гг. – 1-й секретарь ЦК КП(б) Белоруссии), А.В. Косарев – генеральный секретарь ЦК ВЛКСМ, Н. М. Шверник – первый секретарь ВЦСПС (в 1926–1927 гг. секретарь ЦК ВКП(б), в 1927–1929 гг. – 1-й секретарь Уральского обкома).
В марте 2005 г. на 1-й Международной конференции Интерпола по предотвращению биотерроризма[117]
Генеральный секретарь Интерпола Р. Ноубл подчеркнул, что мир трагически неподготовлен к биотеррористическим атакам и отметил, что сотрудничество между правоохранительными органами и органами здравоохранения в этой области недостаточно развито[118]. Многие участники конференции заявляли, что одной из причин, снижающих эффективность противодействия биологическому терроризму, является отсутствие конкретного международно-правового закрепления основ противодействия этому опасному явлению (специализированного акта по борьбе с биотерроризмом), без которого эффективное сотрудничество государств затруднительно.
Еще одна важная предпосылка бериевских успехов – создание «черноморской Ривьеры». Выезд за границу на настоящую Ривьеру даже для высших советских каст был фактически закрыт. С другой стороны, как сказал
генеральный секретарь , «жить стало лучше, жить стало веселее, товарищи». Рабочие стахановцы, красные командиры, чекисты, академическая и художественная интеллигенция проводили свои законные отпуска в санаториях и домах отдыха, построенных между Пицундой и Батуми, пользовались целебными источниками Цхалтубы и Боржоми. Вслед за ними в Грузию ринулись и те, кому профсоюзные путевки не достались: «дикари». У жителей прибрежных населенных пунктов появился сезонный доход от сдачи жилья.
В Киеве открылся под председательством
генерального секретаря Винниченко съезд губернских и уездных комиссаров пяти украинских губерний (Киевской, Волынской, Подольской, Черниговской и Полтавской). Доклады с мест говорят о крестьянском восстании (захваты земли) в Киевской, Черниговской и Волынской губ. и о голоде в Черниговской губ.
Ходжа Энвер –
генеральный секретарь албанских коммунистов и глава правительства Албании.
1 апреля 2005 –
генеральный секретарь Межпарламентской Ассамблеи СНГ встретился в Бишкеке со спикером киргизского парламента.