Связанные понятия
Усовершенствованная фотосистема (англ. Advanced Photo System, APS) — совокупность стандартов фотооборудования, рассчитанного на фотоплёнку формата IX240 шириной 24 мм с расширенными возможностями автоматической обработки. Разработан консорциумом крупнейших производителей аппаратуры и фотоматериалов: Nikon, Canon, Minolta, Kodak и Fujifilm в качестве замены малоформатной фотографии. Плёнки стандарта IX240 выпускались с 1996 года под различными брендами: Advantix (Eastman Kodak), Nexia (Fujifilm...
Фи́льм-ска́нер — устройство, преобразующее изображение с фотографического негатива или диапозитива (слайда) в цифровой файл. От обычного планшетного сканера отличается более высоким физическим разрешением, приведенным к эмульсионному слою фотоплёнки, поскольку сканирование происходит с очень малой площади малоформатного (реже — среднеформатного) негатива. Ранние модели таких сканеров обладали типовым разрешением 2700 точек на дюйм. В дальнейшем показатели улучшались и в настоящий момент этот параметр...
Псевдозерка́льный фотоаппара́т (англ. Bridge camera) — класс любительской фотоаппаратуры, заполняющий нишу между компактными и однообъективными зеркальными камерами потребительского сегмента. Получили своё название от греч. ψευδής — «ложный» за сходство с однообъективными зеркальными фотоаппаратами. Первые псевдозеркальные фотоаппараты вместо подвижного зеркала содержали светоделительную призму, разделявшую свет от объектива на две части, одна из которых направлялась в видоискатель упрощённой конструкции...
Электронный видоискатель (EVF, англ. Electronic ViewFinder) — разновидность видоискателя, применяемая в телевизионных передающих камерах или компактных видеокамерах и основанная на использовании кинескопа или жидкокристаллического дисплея. По сути, электронный видоискатель представляет собой компактный видеомонитор, позволяющий телеоператору наблюдать изображение, формируемое передающей камерой. До конца 1990-х годов подавляющее большинство электронных видоискателей были чёрно-белыми. С развитием...
Плёночный фотоаппарат — распространённое жаргонное название классических фотоаппаратов, рассчитанных на использование фотоматериалов с химическим способом записи изображения. Название появилось в конце XX века одновременно с распространением новейших классов аппаратуры с электронными технологиями регистрации неподвижных снимков, в том числе видеофотоаппаратов и цифровых фотоаппаратов. Другое название этой разновидности фототехники — аналоговый фотоаппарат, поскольку она предназначена для аналоговой...
Цифровой задник — сменный модуль системного фотоаппарата, предназначенный для преобразования оптического изображения в файлы цифровых фотографий. Цифровой задник устанавливается на плёночный фотоаппарат, превращая его в цифровой. В отличие от цифровых фотоаппаратов, выполненных как одно целое, конструкция со сменным задником позволяет снимать также на фотоплёнку.
Компа́ктная ка́мера — фотоаппарат со встроенным объективом, как правило, небольшого веса и малых габаритов. Версии с автоматизированной системой работы всех узлов без необходимости устанавливать параметры съёмки, либо с ограниченным необходимым набором настроек, в просторечии называют «мыльницами».
Фикс-фокус , фиксированная фокусировка — объектив, сфокусированный на определённое расстояние съёмки, и зафиксированный в этом положение на всё время эксплуатации. Оправы объективов этого типа не предусматривают наличие какого-либо фокусирующего механизма, значительно упрощая и удешевляя конструкцию. В простейших фотоаппаратах, кинокамерах и видеокамерах такие объективы фокусируются на гиперфокальное расстояние (реже — на «бесконечность»), не требуя никаких действий во время съёмки. Конструкция характерна...
Пресс-камера — фотоаппарат прямого визирования, дополнительно оснащённый видоискателем, позволяющим осуществлять кадрирование и фокусировку без снятия кассеты с фотоматериалом. Этот тип фотоаппаратуры специально предназначен для фотожурналистики («пресс-фотографии»), что и отражено в названии. Понятие характерно, главным образом, для иностранного фотоаппаратостроения. В советской и российской классификации оно не встречается ввиду практического отсутствия собственной аппаратуры этого класса. Единственный...
Цифровой фотоаппарат — бесплёночный фотоаппарат, в котором для записи изображения вместо фотохимического используется фотоэлектрический принцип. При этом полупроводниковая фотоматрица преобразует свет в электрические сигналы, которые трансформируются в цифровые данные, сохраняемые энергонезависимым запоминающим устройством. Изображения, полученные цифровым фотоаппаратом, могут быть загружены в компьютер для обработки, передачи по вычислительным сетям или хранения, а затем просмотрены на экране монитора...
Объектив с постоянным фокусным расстоянием — объектив, фокусное расстояние которого имеет единственное дискретное значение, в отличие от объективов с переменным фокусным расстоянием. В среде кинооператоров киносъёмочная оптика такого типа называется дискретный объектив, а фотографы чаще используют термин фикс-объектив или просто «фикс». Дискретные объективы исторически появились значительно раньше зумов и составляют основу парка оптики для фотоаппаратов и кинокамер, в том числе цифровых. В видеокамерах...
Систе́мный фотоаппара́т , Фотосисте́ма — фотоаппарат модульной конструкции со сменными объективами и другими ключевыми компонентами, которые устанавливаются на корпус, представляющий собой ядро системы. Ключевым элементом любых фотосистем до сегодняшнего дня выступает стандарт присоединения сменной оптики, определяющий основные функциональные и технические параметры аппаратуры.
Кит-объектив («Ки́товый объектив», «Кит», от англ. Kit — набор, комплект; также: штатный объектив) — на жаргоне фотолюбителей обозначает фотообъектив, поставляемый производителем в комплекте фотоаппарата, допускающего использование сменной оптики.
Ма́трица или светочувстви́тельная ма́трица — специализированная аналоговая или цифро-аналоговая интегральная микросхема, состоящая из светочувствительных элементов — фотодиодов.
Подробнее: Фотоматрица
Видеоди́ск — общее определение носителей информации в форме диска, который используется для сохранения видеосигнала и звукового сопровождения с целью последующего воспроизведения записанного материала. Особенностью системы воспроизведения является произвольный доступ, в отличие от видеокассет.
Цифрова́я фотогра́фия — технология фотографии, использующая вместо светочувствительных материалов, основанных на галогениде серебра, преобразование света светочувствительной матрицей и получение цифрового файла, используемого для дальнейшей обработки и печати.
Накло́нно-стро́чная видеоза́пись (англ. Helical scan) — способ магнитной записи телевизионного сигнала, при котором получаемые дорожки видеозаписи располагаются под углом к направлению движения магнитной ленты. Техника наклонно-строчной магнитной записи может использоваться для регистрации любых высокочастотных сигналов на магнитной ленте, например, в катушечных или кассетных видеомагнитофонах, цифровом формате записи звука Digital Audio Tape, разных устройствах хранения компьютерных данных на ленте...
Мини-фотолаборатория , минилаб — комплекс устройств, предназначенный для массовой фотопечати на светочувствительной рулонной фотобумаге, и автоматизирующий все этапы изготовления фотоотпечатка, в том числе определение правильной экспозиции, цветокоррекцию и химико-фотографическую обработку. Аналогичный комплекс, производящий на фотобумаге лазерную печать файлов, полученных с цифрового фотоаппарата или сканера, называется «цифровая мини-фотолаборатория» или цифровой минилаб.
Бо́кс-ка́мера , ручно́й я́щичный фотоаппара́т — разновидность простейших фотоаппаратов, изготовленных в корпусе ящичного типа из прессованного картона, обтянутого дерматином, или из пластмассы. Конструкция получила распространение, начиная с 1890-х годов, и оставалась популярной среди фотолюбителей вплоть до середины XX века. Первые бокс-камеры были рассчитаны на применение фотопластинок, расположенных в специальном магазине с механизмом их быстрой замены. Позднее фотопластинки уступили место среднеформатному...
Разреша́ющая спосо́бность , Горизонта́льная чёткость в телевидении и видеозаписи — способность устройства передавать мелкие детали изображения.
Ломогра́фия — жанр фотографии, который ставит своей целью запечатлеть на снимках жизнь во всех её проявлениях такой, какая она есть. Ломографы ищут красоту в огромном количестве заведомо некачественных плёночных кадров, снятых с необычных ракурсов.
Малоформа́тная фотогра́фия — фотография, основанная на использовании кадра размером 24×36 мм на 35-мм фотоплёнке с двухсторонней перфорацией, или на такой же киноплёнке. Малоформатными также считались фотоаппараты Instamatic с размером кадра 28×28 мм на 35-мм плёнке с односторонней перфорацией, в настоящее время вышедшей из употребления. Небольшой по сравнению со средним и крупным форматами размер кадра определяет компактность малоформатной аппаратуры, пригодной для съёмки с рук и достаточно лёгкой...
Рапи́д (нем. Agfa Rapid) — система ускоренной зарядки 35-мм перфорированной фотокиноплёнки в малоформатные и полуформатные фотоаппараты с помощью кассет оригинальной конструкции с таким же названием. Во время съёмки плёнка перематывается из одной кассеты в другую, не требуя последующей обратной перемотки.
Фототелегра́ф , бильдаппара́т — ранняя технология факсимильной связи, разработанная для передачи полутоновых изображений на расстояние. Фототелеграф широко использовался в новостной фотожурналистике, начиная с первой половины XX века вплоть до распространения цифровых технологий и интернета. Регулярную передачу снимков с мест события в центральный офис начало агентство Ассошиэйтед Пресс в 1935 году. Советская «Фотохроника ТАСС» оснастила корпункты фототелеграфом в 1957 году. Фотографии, переданные...
Удлинительные кольца , промежуточные кольца, макро-кольца (от др.-греч. μακρός — большой, крупный) — металлические или пластмассовые кольца, устанавливаемые между корпусом фотоаппарата или кинокамеры и сменным объективом для его фокусировки на очень близкие предметы и съёмки в крупном масштабе. В отличие от насадочных линз, позволяющих вести макросъёмку любыми типами аппаратуры, удлинительные кольца могут использоваться только со съёмными объективами, однако значительно меньше влияют на качество изображения...
Зеркальный фотоаппарат (зеркальная камера, в просторечии зерка́лка) — фотоаппарат, видоискатель которого основан на зеркале, расположенном за объективом под углом 45° к его оптической оси. Это позволяет осуществлять визирование непосредственно через съёмочный или вспомогательный объектив. В киносъёмочной аппаратуре такому типу видоискателя соответствует зеркальный обтюратор.
Кадрирование (от фр. cadre — кадр) при фото-, кино- и видеосъёмке — выбор точки съёмки, ракурса и направления съёмки, а также угла зрения и типа объектива для получения необходимого размещения объектов в поле зрения видоискателя аппаратуры и на итоговом изображении.
Фокусировочный мех (в обиходе — «гармошка») — светонепроницаемое подвижное соединение объектива и кассетной части фотоаппарата, позволяющее плавно менять расстояние между ними в процессе фокусировки. Устройство фокусировочного меха аналогично пневматической камере гармони и позволяет сочетать подвижность с герметичностью. Использование меха характерно для складных фотоаппаратов большого или среднего формата, однако встречается и в других оптических приборах, например, в фотоувеличителях и устройствах...
Беззерка́льный фотоаппара́т — цифровой фотоаппарат без оптического видоискателя, вместо которого используется высококачественный электронный визир. От псевдозеркальных фотоаппаратов беззеркальные отличаются возможностью замены объектива и полноценной системностью, ничем не уступающей цифровым зеркальным фотоаппаратам.
Ма́крообъекти́в — специализированный фотографический объектив, предназначенный для макросъёмки.
Эквивале́нтное фо́кусное расстоя́ние (ЭФР) в фотографии — условная характеристика системы из объектива и светочувствительного элемента, дающая информацию об угле обзора этой системы. Она показывает, какое фокусное расстояние имел бы объектив для широко распространённого размера кадра 24×36 мм (кадр 35-миллиметровой плёнки или «полнокадровая» цифровая матрица с кроп-фактором 1), который создавал бы изображение с такими же углами обзора. Не следует путать эквивалентное фокусное расстояние с эффективным...
Фи́льм-реко́рдер , Фильм-принтер – устройство графического вывода, предназначенное для печати цифрового изображения на киноплёнке или фотоплёнке. Применяется, главным образом, в цифровом кинематографе для изготовления плёночных фильмокопий, и в полиграфии для изготовления офсетных фотоформ (фотовывод).
Переходник — устройство, позволяющее использовать принадлежности, не предназначенные для данного типа фотоаппарата.
Полуформа́тный фотоаппара́т — фотоаппарат с размером кадра 18×24 мм, предназначенный для съёмки на 35-мм перфорированную фотоплёнку тип-135 или такую же киноплёнку. Такой кадр называется полуформатным, потому что его ширина и площадь составляют половину от наиболее распространённого малоформатного кадра 24×36 мм.
Портре́тный объекти́в — название группы длиннофокусных объективов, специально предназначенных для портретной фотосъёмки и киносъёмки крупным планом. Для портретного объектива характерны постоянное фокусное расстояние, в фотографии примерно равное удвоенной диагонали кадра, и большая светосила. Сочетание таких параметров позволяет получать наиболее приемлемый для портрета оптический рисунок за счёт небольшой глубины резкости и незначительных перспективных искажений. Однако, главным признаком портретного...
Вы́держка от руки ́, Ручна́я вы́держка — режим работы затвора фотоаппарата, при котором кадровое окно открывается при нажатии на спусковую кнопку, и закрывается при её отпускании. При этом выдержка задаётся вручную. В современной аппаратуре обозначается латинской буквой «B» от англ. Bulb (лампа). Такое название ведёт своё происхождение от эпохи ручной синхронизации магниевых фотовспышек и одноразовых баллонов на ручной выдержке из-за отсутствия синхроконтактов на большинстве фотоаппаратов. В ранних...
Ска́нер (англ. scanner) — устройство выполняющее считывание расположенного на плоском носителе (чаще всего бумаге) изображения для передачи информации на расстояние или для преобразования его в цифровой формат.
Цифрово́й кинопрое́ктор — видеопроектор с высокой разрешающей способностью и мощным световым потоком, специально спроектированный для демонстрации цифровых кинофильмов на большом экране в кинотеатре. Является конечным устройством технологии цифрового кинематографа, позволяющего при производстве и демонстрации фильмов обходиться без кинопленки.
Не следует путать с режимами автоматического управления экспозициейРежим измерения экспозиции — в современной фото- и киноаппаратуре определяет способ оценки яркости разных частей изображения при инструментальном измерении экспозиции, главным образом, при помощи встроенного в камеру экспонометра.
Подробнее: Режимы измерения экспозиции
Полуавтоматическое управление экспозицией — термин, описывающий ручную установку корректной экспозиции в фотоаппаратах и кинокамерах при помощи сопряжённого встроенного экспонометра. От полностью ручного управления отличается автоматическим согласованием перемещения органов управления с отображением результатов экспозамера. При автоматическом управлении экспозицией один или оба экспозиционных параметра подбираются без участия человека.
«Сме́на » — наименование семейства советских шкальных фотоаппаратов и другой фотографической техники, производившейся в 1939—1941 годах и с 1953 до 1990-х годов заводом ГОМЗ (впоследствии ЛОМО) в Ленинграде и в 1957—1961 годах — заводом ММЗ (БелОМО) в Минске (Белоруссия).
Видеоми́кшер (англ. Vision mixer) — устройство, используемое для выбора между несколькими различными источниками видеосигнала и некоторых случаях для комбинирования (смешивания, микширования) видеоисточников и добавления к ним спецэффектов. Назначение видеомикшера аналогично микшерному пульту, коммутирующему и смешивающему звуковой сигнал.
Стабилизация изображения — это технология, применяемая в фото- и видеосъёмочной технике, механически компенсирующая собственные угловые движения камеры для предотвращения смазывания изображения при больших выдержках («шевелёнки»).
Э̀кспокорре́кция , компенсация экспозиции (англ. Exposure Compensation) — принудительное введение поправки в измеренную экспозицию для компенсации ошибок измерения или достижения художественных эффектов. Экспокоррекция используется как в плёночной, так и в цифровой фотографии.
Стереоскопи́ческий фотоаппарат (стере́офотоаппара́т, стере́ока́мера) — тип фотоаппарата с двумя или более объективами, создающими отдельные кадры на фотоплёнке или матрице.
Светочувствительность цифровой фотокамеры — характеристика цифрового фотоаппарата, определяющая зависимость числовых параметров созданного им цифрового изображения от экспозиции, полученной светочувствительной матрицей. Светочувствительность цифровых фотоаппаратов принято выражать в единицах, эквивалентных светочувствительности ISO желатиносеребряных фотоэмульсий. Это позволяет пользоваться методами измерения экспозиции, свойственными классической плёночной фотографии.
Монта́жный стол — устройство для просмотра отснятой киноплёнки и монтажа кинофильмов. Используется при «оптической» технологии кинопроизводства в цехах монтажа на киностудиях. В настоящее время простейшие монтажные столы используются в кинохранилищах для просмотра архивных киноплёнок, а также в кинотеатрах для склеивания частей фильма в один рулон, предназначенный для плэттеров. Упрощённые устройства просмотра 8 и 16-мм киноплёнки — киноскопы — выпускались для кинолюбителей. Современная цифровая...
Мегапиксель (мегапиксел, Мп, англ. megapixel) — один миллион (1 000 000) пикселей, формирующих изображение. В мегапикселях измеряется одна из важных характеристик цифрового фотоаппарата — разрешение матрицы. Также в мегапикселях измеряют размер созданного или отсканированного изображения, чтобы соотнести его размер с размером известного снимка. Термин введён маркетологами фирмы Kodak в 1986 году.
Одноступе́нный фотопроце́сс , Диффузио́нный фотопроце́сс — технология быстрого получения позитивного фотографического изображения при помощи фотоматериалов с автоматическим проявлением встроенными химреактивами. Такие фотоматериалы обладают более сложным устройством, чем традиционные, но не требуют обработки в условиях фотолаборатории. На основе материалов одноступенного процесса существует моментальная фотография, которая до появления цифровой была единственным способом оперативного получения готовых...