Связанные понятия
Попере́чно-стро́чная видеоза́пись (англ. Quadrature scanning) — способ записи телевизионного видеосигнала на магнитную ленту при помощи магнитных видеоголовок, вращающихся на барабане, установленном перпендикулярно движению магнитной ленты. При этом дорожки получаемой видеозаписи практически перпендикулярны к направлению движения носителя. Первые видеомагнитофоны, пригодные для практического использования, были построены на этом принципе. Поперечно-строчная видеозапись предусматривала использование...
Магнитная головка — устройство для записи, стирания и считывания информации с магнитного носителя: ленты, или диска (жесткого или гибкого).
Телевизио́нные поля ́ (полука́дры, англ. fields) — части целого кадра при передаче телевизионного изображения способом чересстрочной развёртки. Применяется в телевидении стандартной чёткости для повышения частоты мерцания экрана выше физиологического порога заметности при сохранении полосы пропускания канала передачи телевизионного сигнала.
Адресно-временно́й код , временно́й код, тайм-код — цифровые данные о времени, записываемые совместно с изображением и звуком для их последующей синхронизации на отдельных носителях. Современный временной код SMPTE/EBU разработан в 1967 году.
Не следует путать с Композитным видеоКомпонентное видео — способ раздельной передачи цветного видео по двум и более каналам (кабелям), при котором отдельные составляющие видеосигнала несут разную информацию о цветном изображении.
Подробнее: Компонентное видео
Ка́дровый гася́щий и́мпульс , (англ. Vertical Blanking Interval, сокр. VBI), также известный как VBLANK — составляющая видеосигнала аналогового телевидения, существующая для гашения луча кинескопа во время обратного хода кадровой развёртки. Каждый кадр видеосигнала с чересстрочной развёрткой содержит два кадровых гасящих импульса, по одному для чётного и нечётного полей. При прогрессивной развёртке кадр содержит один кадровый гасящий импульс.
Разреша́ющая спосо́бность , Горизонта́льная чёткость в телевидении и видеозаписи — способность устройства передавать мелкие детали изображения.
Видеоми́кшер (англ. Vision mixer) — устройство, используемое для выбора между несколькими различными источниками видеосигнала и некоторых случаях для комбинирования (смешивания, микширования) видеоисточников и добавления к ним спецэффектов. Назначение видеомикшера аналогично микшерному пульту, коммутирующему и смешивающему звуковой сигнал.
Видеосигна́л — основная составляющая телевизионного сигнала. Представляет собой сложный широкополосный электрический сигнал, содержащий закодированную информацию о телевизионном или факсимильном изображении. Кроме того видеосигнал используется в радиолокации.
Не следует путать с Компонентным видеоКомпози́тное ви́део — полный цветной аналоговый видеосигнал в исходной полосе видеочастот, передаваемый без звукового сопровождения по одному каналу (кабелю). По ГОСТ 21879—88 понятию англ. Composite Video Signal соответствует полный видеосигнал, содержащий сигнал синхронизации. В аналоговом цветном телевидении стандартной чёткости композитным видеосигналом называют полный цветной телевизионный сигнал (ПЦТС) стандартов PAL, SECAM или NTSC.
Подробнее: Композитное видео
Магни́тная ле́нта — носитель информации в виде гибкой ленты, покрытой тонким магнитным слоем. Информация на магнитной ленте фиксируется посредством магнитной записи.
Ра́стровая развёртка , телевизио́нная развёртка, телевизио́нный ра́стр — перемещение развёртывающего элемента в процессе анализа или синтеза изображения по определённому периодическому закону. В процессе передачи оптическое изображение преобразуется при помощи развёртки в видеосигнал, а в процессе приёма полученный сигнал преобразуется обратно в изображение. Главная область применения растровой развёртки — телевидение, поэтому она часто называется телевизионной, хотя используется также для отображения...
Цифровая звукозапись — технология преобразования аналогового звука в цифровой с целью сохранения его на физическом носителе для возможности последующего воспроизведения записанного сигнала.
Усовершенствованная фотосистема (англ. Advanced Photo System, APS) — совокупность стандартов фотооборудования, рассчитанного на фотоплёнку формата IX240 шириной 24 мм с расширенными возможностями автоматической обработки. Разработан консорциумом крупнейших производителей аппаратуры и фотоматериалов: Nikon, Canon, Minolta, Kodak и Fujifilm в качестве замены малоформатной фотографии. Плёнки стандарта IX240 выпускались с 1996 года под различными брендами: Advantix (Eastman Kodak), Nexia (Fujifilm...
Чересстрочная развёртка — метод телевизионной развёртки, при котором каждый кадр разбивается на два полукадра (или поля), составленные из строк, выбранных через одну. В первом поле развёртываются и воспроизводятся нечётные строки, во втором — чётные строки, располагающиеся в промежутках между строками первого поля. После окончания развёртки второго поля луч возвращается в точку, соответствующую началу развёртки первого поля, и т. д. Чересстрочная развёртка является компромиссом между критической...
Совмещённая фильмокопия — фильмокопия звуковой кинокартины, содержащая на киноплёнке одновременно изображение и оптическую или магнитную фонограмму. Фонограмма, изготовленная на одной киноплёнке с изображением, также называется совмещённой фонограммой. Совмещённые фильмокопии выпускаются для массового проката в кинотеатрах и позволяют воспроизводить звуковое сопровождение фильма звукоблоком кинопроектора, без дополнительного оборудования, требующего синхронизации.
Станда́рт разложе́ния , форма́т развёртки — характеристика стандарта телевизионного вещания и видеозаписи, определяющая количество строк изображения, частоту смены кадров (полей), а также режим развёртки. Телевизионная развёртка применяется не только в телевидении, но и в других областях, требующих отображения информации, в том числе в компьютерных мониторах. Поэтому, стандарты разложения относятся к компьютерной графике и цифровым видеоинтерфейсам.
Видеомагнитофо́н — устройство для записи телевизионного сигнала на магнитную ленту и его последующего воспроизведения. От магнитофона отличается многократно увеличенной полосой записываемых частот и устройством лентопротяжного механизма. Получаемая при помощи видеомагнитофона запись изображения и звука называется видеофонограммой. Возможность записи высокочастотных и импульсных сигналов делает видеомагнитофон пригодным не только для видеозаписи, но и для других прикладных задач, связанных с регистрацией...
Монта́жный стол — устройство для просмотра отснятой киноплёнки и монтажа кинофильмов. Используется при «оптической» технологии кинопроизводства в цехах монтажа на киностудиях. В настоящее время простейшие монтажные столы используются в кинохранилищах для просмотра архивных киноплёнок, а также в кинотеатрах для склеивания частей фильма в один рулон, предназначенный для плэттеров. Упрощённые устройства просмотра 8 и 16-мм киноплёнки — киноскопы — выпускались для кинолюбителей. Современная цифровая...
Видеофотоаппарат (англ. Still Video Camera, SV-camera) — бесплёночный фотоаппарат, предназначенный для съёмки неподвижных изображений и их сохранения методами аналоговой видеозаписи. Создание и совершенствование видеофотоаппаратов в первой половине 1980-х годов предшествовало появлению цифровых фотоаппаратов, основанных на цифровых методах хранения данных. Наиболее известные модели таких электронных камер — «Sony Mavica», «Canon RC-701», «Fujix ES-20» и «Nikon QV-1000C».
Видеоди́ск — общее определение носителей информации в форме диска, который используется для сохранения видеосигнала и звукового сопровождения с целью последующего воспроизведения записанного материала. Особенностью системы воспроизведения является произвольный доступ, в отличие от видеокассет.
Телекинопрое́ктор , телекинопереда́тчик, телекинода́тчик — устройство для преобразования изображения на киноплёнке в телевизионный видеосигнал. По ГОСТ 21879—88 телекинодатчиком считается телевизионный датчик, предназначенный для телевизионного анализа передаваемого кинофильма при помощи оптоэлектронного преобразования. При наличии на воспроизводимой фильмокопии совмещённой фонограммы она также преобразуется в звуковой сигнал. Первые телекинопроекторы были неотъемлемой частью телевизионного вещания...
Видеофоногрáмма («Форма́т Ц», англ. Type C videotape, «дюймовый формат») — несегментированный формат наклонно-строчной видеозаписи, разработанный SMPTE для записи композитного телевизионного видеосигнала вещательного качества и использующий магнитную ленту шириной в один дюйм. «Видеофонограмма» — официальное название по советскому ГОСТу. Формат «Ц» («C» латиницей) был первым форматом видеозаписи, пригодным для электронного видеомонтажа, и первым, в котором применялась компенсация выпадений сигнала...
Подробнее: Формат Ц
Видеосервер — компьютерное устройство (сервер), предназначенное для приёма, хранения, воспроизведения или ретрансляции видеосигнала и (или) аудиосигнала; обработки изображений, в том числе полученных в инфракрасном спектре; обработке данных телеметрии; управления другими системами безопасности. По функциональности является развитием цифрового видеомагнитофона.
Стро́чный гасящий и́мпульс — составляющая телевизионного видеосигнала, существующая для гашения электронного луча во время обратного хода строчной развёртки. По ГОСТ 21879-88 определяется как «импульсы строчной частоты, предназначенные для образования постоянного уровня в телевизионном видеосигнале во время обратного хода строчной развёртки и для гашения развертывающего луча во время обратного хода». Для надёжного запирания электронной пушки кинескопа гасящий импульс передаётся на уровне «чёрного...
Совмещённая фоногра́мма — фонограмма, размещённая на общем носителе с изображением в кинематографе и видеозаписи. Чаще всего понятие употребимо применительно к оптической или магнитной фонограммам, нанесённым на киноплёнку в совмещённых фильмокопиях. За счёт использования общего носителя при демонстрации фильмов с совмещённой фонограммой синхронизация звука с изображением не требуется.
Вы́леты развёртки (англ. Overscan) — внешняя часть телевизионного растра, не отображаемая на большинстве кинескопных телевизоров из-за наличия пустой области и возможных искажений в этой части изображения. В аналоговом телевидении выполняют функцию, аналогичную печатным вылетам в полиграфии.
Кадровая развёртка — вертикальная составляющая телевизионной развёртки, применяющейся для разложения изображения на элементы и его последующего воспроизведения. Развёртка может быть механической или электронной. В более узком смысле кадровая развёртка — часть электронной схемы передающей камеры, телевизионного приёмника или монитора компьютера, осуществляющая разложение изображения или его воспроизведение в вертикальном направлении. Чаще всего это понятие употребляется применительно к устройствам...
Плэ́ттер , пла́ттер (от англ. platter — "диск", "блюдо") — бесперемоточное (подкатное) электронно-управляемое устройство подачи киноплёнки к кинопроектору, состоящее из горизонтальных вращающихся дисков, на каждом из которых может располагаться большой рулон фильмокопии, склеенный из нескольких частей. Использование платтера позволяет отказаться от установки нескольких постов кинопроекции и непрерывно демонстрировать весь фильм без перезарядки одним кинопроектором. За счет возможности размотки подающего...
Прогресси́вная развёртка (Постро́чная развёртка) — метод телевизионной развёртки, при котором для отображения, передачи или хранения движущихся изображений все строки каждого кадра отображаются последовательно.
Лентопротя́жный механизм (лентопротяжный тракт) — элемент конструкции киносъёмочной, кинопроекционной, монтажной и кинокопировальной аппаратуры, осуществляющий транспортирование киноплёнки. Лентопротяжный механизм предназначен для подачи кинопленки к фильмовому каналу, удержания её в строго определенной плоскости относительно объектива, прерывистого передвижения на шаг кадра и намотки в рулон. К лентопротяжным механизмам киноаппаратуры также можно отнести механизмы телекинопроекторов, сканеров кинопленки...
Передающая телевизионная трубка (ортикон) — электровакуумный прибор, преобразующий движущееся изображение в электрические сигналы. Относится к классу электронно-лучевых устройств. Главная составная часть телевизионных передающих камер и видеокамер, использовавшаяся до появления полупроводниковых светочувствительных матриц.
Фута́жный но́мер , Фута́ж — часть световой маркировки некоторых сортов киноплёнки: специальные цифровые или буквенно-цифровые символы, которые впечатываются на краю перфорации и проявляются вместе с отснятым изображением. Номера располагаются по всей длине киноплёнки на расстоянии одного фута друг от друга, благодаря чему и получили своё название. Цифровое значение символов непрерывно возрастает с шагом в единицу, а их количество подбирается с таким расчётом, чтобы каждый футажный номер был уникален...
Кассе́та — часть лентопротяжного тракта — светонепроницаемое устройство, предназначенное для быстрой перезарядки на свету светочувствительной киноплёнки в киносъёмочном аппарате. Кроме киносъёмочной аппаратуры кассеты применяются и в других видах кинооборудования, использующего светочувствительную плёнку, например, в кинокопировальных аппаратах или проявочных машинах.
Электронный видоискатель (EVF, англ. Electronic ViewFinder) — разновидность видоискателя, применяемая в телевизионных передающих камерах или компактных видеокамерах и основанная на использовании кинескопа или жидкокристаллического дисплея. По сути, электронный видоискатель представляет собой компактный видеомонитор, позволяющий телеоператору наблюдать изображение, формируемое передающей камерой. До конца 1990-х годов подавляющее большинство электронных видоискателей были чёрно-белыми. С развитием...
Ска́нер киноплёнки — устройство для преобразования изображения на киноплёнке в цифровые видеофайлы высокого разрешения. Главное отличие от телекинопроектора — возможность получения вместо видеосигнала цифрового массива данных, пригодного для использования в кинопроизводстве по цифровой технологии Digital Intermediate. При сканировании может быть оцифрован как оригинальный негатив, так и фильмокопия или контратип.
Кинорегистра́ция ви́део (видеоза́пись на кинопле́нку, англ. kinescope) — способ записи и хранения телевизионного видеосигнала при помощи съёмки на киноплёнку изображения с кинескопа. До появления видеомагнитофонов в 1956 году и радиорелейных передающих линий была единственным способом сохранения телепрограмм и их международного распространения. Установка для кинорегистрации представляла собой киносъёмочный аппарат формата 16-мм или 35-мм, установленный на общем основании с видеомонитором и синхронизированный...
Рако́рд (фр. raccord — скрепление, прикрепление) — нерабочий или служащий для защиты или зарядки участок киноплёнки (фильмокопии или части), фотоплёнки или магнитной ленты, обычно прикреплённый к её концу.
Телевизи́р — комплекс устройств, позволяющий осуществлять контроль качества отснятого фильма при помощи видеозаписи (видеоконтроль) непосредственно на съёмочной площадке, не дожидаясь проявки киноплёнки. Кроме того, телевизир служит в качестве вспомогательного электронного видоискателя, который может использоваться во время съёмки параллельно с оптическим визиром.
Синхронная съёмка — процесс в кинематографе и видеозаписи, при котором запись звука осуществляется одновременно со съёмкой изображения. В результате синхронной съёмки может быть получена синхронная фонограмма, точно совпадающая с экранным действием и артикуляцией говорящих персонажей фильма. При невозможности синхронной съёмки или недостаточном качестве полученной фонограммы прибегают к озвучиванию («тонировке») фильма.
Цифровое видео — совокупность технологий записи, обработки, передачи и хранения изображения и звука.
Фи́льмовый кана́л (часто употребляется разговорное фильмово́й кана́л) — элемент лентопротяжного тракта фотоаппарата, киносъёмочного аппарата, кинопроектора, телекинопроектора и кинокопировального аппарата, в котором плёнка (киноплёнка) движется строго ориентированно в определенном точном положении относительно объектива для обеспечения максимальной резкости изображения. Фильмовый канал является наиболее ответственным узлом лентопротяжного тракта, от точности изготовления которого зависит качество...
«Дружба » УС-2, УС-2М — профессиональный штативный киносъёмочный аппарат, рассчитанный на использование стандартной перфорированной 35-мм киноплёнки по ГОСТ 4896—80. Аппарат предназначен для синхронной съёмки фильмов обычного формата, широкоэкранных и кашетированных с размерами и расположением изображения по ГОСТ 24229—80. Массивная конструкция камеры позволяет использовать её только с тяжёлого штатива для съёмок в павильоне и, в некоторых случаях на натуре. «Дружба» была одной из самых массовых кинокамер...
«Родина » 3КСХ, 3КСХ—М — профессиональный штативный киносъёмочный аппарат, рассчитанный на использование стандартной перфорированной 35-мм киноплёнки по ГОСТ 4896—80. Аппарат пригоден для съёмки фильмов обычного формата, широкоэкранных и кашетированных с размерами и расположением изображения по ГОСТ 24229—80. Предназначенный, главным образом, для съёмки хроникально-документальных и научно-популярных фильмов в павильоне и на натуре, в отечественном кинематографе аппарат применялся в художественном...
Цифрово́е анаморфи́рование — технология передачи и записи широкоэкранного изображения цифрового телевидения при помощи стандартов разложения, изначально рассчитанных на классическое соотношение сторон экрана 4:3. При этом информационная ёмкость такого кадра используется наиболее эффективно за счёт трансформации соотношения сторон пикселя. Кроме цифрового телевещания стандартной чёткости, технология применяется при мастеринге DVD-дисков и является цифровым аналогом оптического анаморфирования.
Фи́льм-ска́нер — устройство, преобразующее изображение с фотографического негатива или диапозитива (слайда) в цифровой файл. От обычного планшетного сканера отличается более высоким физическим разрешением, приведенным к эмульсионному слою фотоплёнки, поскольку сканирование происходит с очень малой площади малоформатного (реже — среднеформатного) негатива. Ранние модели таких сканеров обладали типовым разрешением 2700 точек на дюйм. В дальнейшем показатели улучшались и в настоящий момент этот параметр...
По́ст кинопрое́кции — один из кинопроекторов, входящих в киноустановку, рассчитанную на непрерывный кинопоказ фильмов, состоящих из нескольких частей. Длительность одной стандартной части кинофильма, изготовленного на 35-мм киноплёнке, не может превышать 10 минут, поэтому при показе полнометражных фильмов длительностью 1—2 часа применяется несколько кинопроекторов, в каждый из которых заряжается одна часть фильмокопии. В момент окончания части в одном проекторе запускается следующий с таким расчетом...
Опти́ческое анаморфи́рование (греч. anamorphoo — преобразовываю) — преднамеренное изменение изображения оптическим способом, подразумевающее различный масштаб преобразования в двух взаимно перпендикулярных направлениях. В результате анаморфирования изменяются пропорции изображения: из квадрата получается прямоугольник или ромб, а из круга — эллипс.
Цифрово́й кинопрое́ктор — видеопроектор с высокой разрешающей способностью и мощным световым потоком, специально спроектированный для демонстрации цифровых кинофильмов на большом экране в кинотеатре. Является конечным устройством технологии цифрового кинематографа, позволяющего при производстве и демонстрации фильмов обходиться без кинопленки.
Телевидение стандартной четкости (от англ. Standard-definition television, сокр. SDTV), иногда также расшифровывается как Standard Digital Television — стандартное цифровое телевидение) — разновидность телевизионных вещательных стандартов, параметры которых выбраны, исходя из расстояния наблюдения, равного шести высотам наблюдаемого изображения. Системы стандартной чёткости основаны на стандартах разложения 625/50 (576i) и 525/60 (480i), существующих с 1940-х годов, когда телевидение стало массовым...