Вагон беспересадочного сообщения

  • Вагон беспересадочного сообщения (беспересадочный вагон) — пассажирский вагон, следующий в составе нескольких поездов с переприцепкой по одной или нескольким станциям.

    В России вагоны беспересадочного сообщения назначаются на тех направлениях, где пассажиропоток недостаточен для назначения пассажирского поезда. Такие вагоны соединяют, в частности, крупные города-мегаполисы (Москву, Санкт-Петербург) с городами стран Европы (Париж, Венеция и другими), с отдалёнными окраинами страны (Советская Гавань), с достаточно крупными городами, находящимися на непротяжённых тупиковых ответвлениях от магистральных линий (например, Бийск, Нижневартовск, Усть-Илимск или Чегдомын), с небольшими городами (Весьегонск, Углич).

    При этом беспересадочные вагоны в город назначения могут прибывать по разному. Например, в Бийск беспересадочные вагоны прибывают со станции Барнаула со скорым пригородным поездом локомотивной тяги «Калина Красная», в Усть-Илимск - с поездом дальнего следования Иркутск-Усть-Илимск, с прицепкой вагонов как в Иркутске, так и в Тайшете, в Советскую Гавань - со станции Комсомольск-на-Амуре, где прицепляются к пассажирскому поезду Владивосток-Советская Гавань, а в Чегдомын - ранее прибывали маневровым составом со станции Новый Ургал, так как расстояние между станциями всего 10 км. В село Боровлянка Алтайского края в годы СССР ходили три вагона беспересадочного сообщения единым составом: до Бийска, Барнаула и Новосибирска. От Боровлянки в составе грузового поезда они шли до от станции Буланиха. На станции Буланиха эти вагоны прицеплялись соответственно к поездам Новосибирск-Бийск (до Бийска) и Бийск-Лениногорск (до Барнаула и Новосибирска). Позже, вагон, следующий на Новосибирск переприцепляся в Барнауле к поезду Лениногорск-Новосибирск.

    Самые протяжённые беспересадочные маршруты в системе РЖД — 10 267 км: Москва ↔ Пхеньян через Хабаровск (беспересадочный вагон к поезду № 001/002 Москва ↔ Владивосток) и Киев → Владивосток (беспересадочные вагоны к поезду № 053/054 Харьков ↔ Владивосток) (отменены в 2010 году).

    Также превышали рубеж в 10 000 км беспересадочные вагоны, которые курсировали до отмены в 2010 году: Днепропетровск ↔ Владивосток и Донецк ↔ Владивосток (к поезду № 053 «Харьков ↔ Владивосток»).

    По правилам перевозок пассажиров на железнодорожном транспорте, утверждённым МПС России в 2002 году, проездные документы (билеты) в вагоны беспересадочного сообщения продаются, в первую очередь, пассажирам, следующим до пунктов назначения этих вагонов или пунктов, расположенных на участке отклонения от основного маршрута следования поезда, а для остальных пассажиров — только при наличии в них свободных мест в день отправления поезда.

    Беспересадочные сообщения организуются как целыми поездами, так и отдельными вагонами. Беспересадочные сообщения могут осуществляться и при разной ширине рельсовой колеи путем соответствующей перестановки колесных пар (тележек) вагонов.

    Вагоны могут иметь одну или несколько переприцепок. Также вагоны имеют самостоятельное освещение и соответствующий вид сцепки для удобства постановки вагонов в хвостовую часть поезда.

    В зависимости от размеров пассажиропотока между теми или иными пунктами назначаются для обращения несколько пар пассажирских поездов ежедневно, одна пара или только группа вагонов. Если пассажиропоток невелик, то группа вагонов или даже один вагон может назначаться не каждый день, а через день или ещё реже.

    Для ускорения перевозок и для создания больших удобств пассажирам беспересадочные сообщения устанавливаются между крупнейшими городами. На прочих узловых пунктах поезда различных назначений обмениваются отдельными беспересадочными вагонами. Кроме того, график движения поездов составляется так, чтобы в пунктах пересадки пассажиры затрачивали на ожидание поезда минимум времени. В графике движения пассажирские поезда намечаются в те часы суток и в таком количестве, которое определяется мощностью пассажирского потока. Расписание пригородных поездов составляется с учетом времени начала и конца работы на предприятиях и в учреждениях, работники которых пользуются пригородными поездами. Расписания дальних пассажирских поездов назначаются таким образом, чтобы отправление их из крупных центров производилось преимущественно в вечерние часы, а прибытие их в эти центры - в утренние часы.

    В пунктах формирования и оборота поездов и включения в них вагонов прием заказов и предварительная продажа билетов прекращаются за 24 часа до отправления поезда.

    На станциях формирования и оборота местных и дальних поездов и включения в них вагонов в суточных кассах билеты продаются за 24 часа до отправления поезда, а на промежуточных станциях, через которые следуют транзитные поезда, продажа билетов начинается с момента получения сведений о наличии свободных мест в поезде, но не позднее чем за один час до прибытия поезда.

    Пассажир считается застрахованным на всем пути следования, включая остановки поезда, следующего в, и пункты пересадки транзитных пассажиров, вызванные условиями сообщения. В этом случае договор перевозки пассажира сохраняет силу, приостанавливается лишь его исполнение. Соответственно сохраняет силу и договор страхования - пассажир остается застрахованным от несчастных случаев в пути.

    Для проводников, истопников вагонов, багажных раздатчиков и смазчиков, обслуживающих в две смены поезда прямого сообщения и вагоны, в виде исключения, время нахождения в пути в оборудованных отделениях вагона (купе) в свободное от дежурства время считается отдыхом и засчитывается в счет нормального отдыха.

    Билет предъявляется начальнику вокзала, дежурному по вокзалу или начальнику станции в течение 24 часов пассажиром, следовавшим в пути следования, в течение 4 часов с момента прибытия на станцию поезда, в котором он приехал.

    Транзитные поезда могут проходить станцию: без смены локомотивов с набором или без набора воды; без смены локомотива с набором воды и чисткой топки; со сменой локомотива; с отцепкой и прицепкой вагонов и с переменой головной части поезда на хвостовую при изменении направления движения.

    Для наиболее полного удовлетворения запросов населения составляют план пассажирских перевозок. При расчете пассажирских перевозок учитывают также их неравномерность в различное время года, загруженность поездов разных категорий, обеспечение, дальность поездок.

    Установлен порядок продажи проездных билетов, в котором определён перечень лиц, которые пользуются правом преимущественного (внеочередного) приобретения билетов, имеющихся в продаже. Транзитные пассажиры пользуются преимущественным правом на получение имеющихся в продаже мест в поездах, следующих через железнодорожные узлы, где они должны сделать пересадку. В вагоны билеты продаются в первую очередь пассажирам, следующим до станций назначения этих вагонов или до станций, расположенных на участках, по которым следуют эти вагоны после отклонения от главных направлений. Для остальных пассажиров билеты в эти вагоны продаются только при наличии в них свободных мест.

    Сроки годности проездных билетов зависят от того, каким пассажирам они проданы. Билеты, выданные пассажирам, следующим в беспересадочном сообщении, действительны только на время следования поезда или вагона беспересадочного сообщения, с которым пассажир следует до пункта назначения, в соответствии с компостером, наложенным на билете. Срок годности билетов, выданных транзитным пассажирам, указывается на самом билете. Он исчисляется с 0:00 часов.

    Своевременное прибытие согласованных поездов имеет значение не только для транзитных пассажиров, но и для пассажиров, следующих в вагонах. При прибытии поезда, в составе которого находится вагон беспересадочного сообщения, после отправления согласованного с ним поезда, к которому должен быть переприцеплен этот вагон, он может быть прицеплен к другому поезду. Здесь нет необходимости в продлении срока годности билета, поскольку билет не является транзитным и действителен в течение всего времени следования вагона беспересадочного сообщения. В этом случае срок годности билета должен быть продлен, поскольку пассажир по существу становится транзитным.

Источник: Википедия

Связанные понятия

«Лев Толсто́й» — фирменный пассажирский поезд № 32А/31А РЖД, курсирующий по маршруту Москва — Хельсинки.
«Экспресс» (№ 03/04) — скорый фирменный пассажирский поезд РЖД, курсирующий по маршруту: Санкт-Петербург — Москва — Санкт-Петербург.
Росси́я — скорый фирменный пассажирский поезд № 002Щ/001М, курсирующий по маршруту Владивосток — Москва — Владивосток.
«Сура́» — скорый фирменный пассажирский поезд совместного формирования РЖД и ТКС, курсирующий по маршруту Пенза — Москва — Пенза. Маршрут следования поезда проходит по территории Пензенской области, Республики Мордовия, Рязанской и Московской областей через города Рузаевка и Рязань.
Пригородный поезд — железнодорожный состав для выполнения пригородных перевозок по железной дороге. Как правило, пригородный поезд останавливается на всех остановочных пунктах на маршруте, имеющих пассажирскую платформу. Длина маршрута пригородного поезда, как правило, не превышает 200 км в одном направлении (в РФ — 150 км). Посредством согласований пригородные поезда выполняют роль «сетеобразующего» транспорта, позволяющего с гарантированными пересадками переехать от пункта А в пункт Б.
«Кра́сная стрела́» — скорый фирменный поезд № 001А/002А Северо-Западного филиала ОАО «Федеральная пассажирская компания», курсирующий по маршруту Санкт-Петербург — Москва — Санкт-Петербург. Исторически первый фирменный поезд в СССР и России.
Скорый поезд — разновидность пассажирского поезда, следующего по маршруту с остановками только на крупных станциях. Скорые поезда существовали ещё в девятнадцатом веке, когда появлялись новые разновидности паровозов.
«Белый аист» (№ 85/86 ) — скорый фирменный поезд БЧ, курсирующий по маршруту Минск — Киев — Минск. Поезд следует на электротяге - Минск—Гомель, на тепловозной тяге на участке Гомель — Чернигов и снова на электротяге от Чернигова до Киева. Нумерация вагонов указана с головы при отправлении из Минска, с хвоста при отправлении из Киева. В состав поезда обычно входит 6-14 вагонов. В составе имеются плацкартные, купейные вагоны и вагон СВ. В зависимости от класса, купе некоторых вагонов оборудованы телевизором...
«Магнитка» — фирменный скорый пассажирский поезд (№ 93/94) Российских железных дорог, курсировавший до 2010 года по маршруту Магнитогорск — Москва (Казанский вокзал). Время в пути составляло 37 часов.
«Заура́лье» — скорый фирменный пассажирский поезд сообщением Петропавловск — Курган — Москва (Казанский вокзал) — Курган — Петропавловск. По состоянию на январь 2018 года поезд не является фирменным.
«Мордо́вия» — скорый фирменный пассажирский поезд совместного формирования РЖД и ТКС № 41Й/42Й, курсирующий по маршруту Саранск — Москва — Саранск.
«Рыбинск» — пассажирский местный поезд № 601Я/602Я, курсирующий по маршруту Рыбинск — Москва — Рыбинск.
Пассажирский поезд — поезд, состоящий из пассажирских вагонов и служащий для перевозки людей и багажа. Несмотря на название, пассажирские поезда также могут перевозить и грузы. Так, согласно ПТЭ советских и российских железных дорог, пассажирский поезд может перевозить и почту. Наибольшее распространение пассажирские поезда получили во внутригородских (трамвай, метрополитен) и пригородных перевозках. В ряде стран поезда занимают значительный объём в междугородних пассажирских перевозках.
Невский экспресс (№747А/748А) — скоростной пассажирский поезд, курсирующий между Москвой и Санкт-Петербургом. Поезд был введён в эксплуатацию 11 июня 2001 года.
«Лотос» — скорый фирменный пассажирский поезд (№ 005Ж/005Г) Российских железных дорог, курсирующий ежедневно по маршруту Астрахань — Москва — Астрахань.
Цуруги (яп. つるぎ) — высокоскоростной поезд относящийся к линиям синкансэн и эксплуатируемый West Japan Railway Company (JR West) между станциями Тояма и Канадзава на участке линии Хокурику-синкансэн в Японии. Движение поездов началось 14 марта 2015 года вместе с вводом в эксплуатацию участка Хокурику-синкансэн от Нагано до Канадзавы.
«Чува́шия» — скорый фирменный пассажирский поезд (№ 053Ж/054Г) Российских железных дорог, курсирующий ежедневно по маршруту Чебоксары — Москва — Чебоксары. Время в пути из Чебоксар в Москву составляет 12 часов 55 минут, из Москвы в Чебоксары — 13 часов 17 минут. Общая протяжённость маршрута — 768 км. Бо́льшая часть пути для удобства пассажиров приходится на ночное время. С мая 2010 года поезд относится к категории поездов премиум, в связи с чем официально утратил имя собственное, фирменное постельное...
Поезд класса «Премиум» — фирменный поезд повышенной комфортности Федеральной пассажирской компании РЖД. В этих поездах используют исключительно новые вагоны Тверского вагоностроительного завода (модели 61-4440,47 и т.д.) и как правило новые локомотивы (например, электровозы ЭП10, ЭП20).
«Белого́рье» — скорый фирменный поезд № 071В/072В совместного формирования ФПК и ТКС, осуществляющий перевозку пассажиров по маршруту Белгород — Москва — Белгород. В отличие от скоростных поездов, курсирующих по этому же маршруту, является ночным.
Соединённый поезд — поезд, составленный из двух и более сцепленных между собой поездов. Согласно ПТЭ, одним из условий соединённого поезда является наличие в голове каждого поезда действующих локомотивов (у сформированного соединённого поезда они будут располагаться в голове и середине), однако зачастую локомотивы могут располагаться и в хвосте (не путать с толкачом) сформированного поезда, также существуют соединённые поезда, составленные из МВПС. Не стоит путать соединённые поезда с применением...
«Янта́рь» — скорый фирменный поезд № 029Ч/030Ч РЖД Северо-Западного филиала АО «Федеральная пассажирская компания», курсирующий по маршруту Калининград — Москва — Калининград.
Фи́рменный пассажи́рский по́езд — одна из категорий пассажирских поездов дальнего следования повышенной комфортабельности. Появились в СССР и существуют в некоторых странах постсоветского пространства. Все требования к фирменным поездам СНГ и стран Балтии изложены в положении «О фирменном пассажирском поезде». Все фирменные поезда России периодически проходят переаттестацию в Федеральной пассажирской компании.
«Сахалин» — скорый фирменный поезд № 001Э/002Э, курсирующий по маршруту Ноглики — Южно-Сахалинск — Ноглики.
Почтово-багажный поезд — особый поезд, предназначенный для перевозки почты и багажа по железной дороге и имеющий в своём составе преимущественно почтовые и багажные вагоны. Формируется из пассажирских вагонов, предназначенных для перевозки почты, багажа и грузобагажа, а также отдельных пассажирских вагонов, для перевозки пассажиров.
«Волга» — скорый фирменный поезд № 059Г/059А, ежедневно курсирующий по маршруту Нижний Новгород — Санкт-Петербург — Нижний Новгород.
«Кали́на кра́сная» — скорый пригородный поезд повышенной комфортности № 7009А/7010М, курсирующий по маршруту Барнаул — Бийск.
«Стриж» — брендовое название скоростных поездов Talgo 250, приобретённых ОАО «РЖД» для эксплуатации на российских и европейских железных дорогах. Является адаптированным к России проектом испанского поезда Talgo Intercity (Тальго), который с успехом используется на железных дорогах Европы. Брендовое название поезда продолжило традицию присваивать скоростным поездам имена птиц («Сокол», «Буревестник», «Сапсан», «Ласточка», «Иволга» , «Соловей»).
«Томич» — скорый фирменный поезд № 37/38 сообщением Томск — Москва. Курсирует через день отправляясь из Томска и Москвы по четным дням. Время в пути из Томска в Москву – 54 часа 56 минут, в обратном направлении – 54 часа 11 минут. Маршрут пролегает через Тайгу, Юргу, Новосибирск, Омск, Тюмень, Екатеринбург, Пермь, Киров, Нижний Новгород, Владимир. Расстояние между конечными пунктами – 3619 км. Статус фирменного присвоен поезду с 1967 года.
Грузо-пассажирский поезд — такой тип железнодорожного состава, который сформирован как из грузовых, так и из пассажирских вагонов. Подобные поезда ныне как правило, используются на отдельных малодеятельных участках железных дорог.
Грузово́й метропо́езд — специализированный технологический электропоезд метро, используемый для перевозки колёсных пар по территории метрополитена.
Пассажирская железнодорожная станция — раздельный пункт сети железных дорог, осуществляющий обслуживание пассажиров, подготовку подвижного состава к перевозкам и организацию движения пассажирских поездов. Такие станции сооружают в крупных городах, промышленных центрах и курортных районах.
Общий вагон — пассажирский железнодорожный вагон в составе пассажирских поездов, не относящихся к скорым и скоростным, предназначенный для перевозки пассажиров сидя (не имеет мест для лежания). Обычно используется для перевозки пассажиров, чья поездка превышает маршрут обычного пригородного электропоезда, но по длительности не занимает больше 12 часов (в зависимости от маршрута поезда).
«Приоско́лье» (№ 57/58) — скорый фирменный поезд РЖД № 57/58 сообщением Старый Оскол — Москва.
Грузовой поезд — группа грузовых вагонов во главе с локомотивом. Поезд предназначен для перевозки грузов. Устаревшее название — товарный поезд, в просторечии товарняк.
«Башкортостан» — скорый фирменный пассажирский поезд (№ 039/040) Российских железных дорог, курсировавший через день, отправлением из Уфы по чётным, из Москвы по нечётным числам месяца по маршруту Уфа — Москва — Уфа. Время в пути составляет 26 часов.
Фирменный поезд "Карелия" — скорый фирменный поезд № 17/18 Российских железных дорог, обслуживающий маршрут Петрозаводск—Москва—Петрозаводск.

Подробнее: Петрозаводск — Москва (поезд)
Сыктывка́р — скорый фирменный пассажирский поезд № 33М/34Я, курсирующий по маршруту Сыктывкар — Москва — Сыктывкар. Протяженность маршрута поезда "Сыктывкар" составляет 1412 км. В состав поезда включены вагоны повышенной комфортности экономкласса. В этих вагонах пассажир получает дополнительные услуги, стоимость которых включается в стоимость билета. Обслуживают такие вагоны наиболее квалифицированные проводники. В составе поезда курсирует вагон-ресторан.Фирменный поезд "Сыктывкар" обслуживают поездные...
«Столичный экспресс» — скорый пассажирский поезд (№ 001/002) формирования Украинских железных дорог (УкрЗалізниця), курсирующий через день по маршруту Киев-Пассажирский — Москва (Киевский вокзал).
Остано́вочный пункт (часто используется сокращение о.п.) — участок железнодорожного пути, предназначенный для остановки поездов с целью высадки и посадки пассажиров.
Ю́жный Ура́л — скорый фирменный пассажирский поезд Уральского филиала ФПК, курсирующий ежедневно круглый год по маршруту Челябинск — Москва — Челябинск. По расписанию, действующему на 01.12.2015, время в пути — порядка 34 часов (две ночи и один день). Поезд ежедневный. Отправление из Челябинска — в 19-40 (московское время), прибытие в Москву в 06-20. Отправление из Москвы — в 21-22, прибытие в Челябинск — в 06-40. Приписан к вагонному депо станции Челябинск. Долгое время вагоны поезда окрашивались...
«Волого́дские зо́ри» — скорый фирменный поезд, курсировавший по маршруту Вологда — Москва — Вологда в период с 1978 по 2014 годы.
«Лыбидь» (укр. «Либідь») (№ 53/54 ) — скорый фирменный поезд Юго-Западной железной дороги, курсирующий по маршруту Киев — Санкт-Петербург — Киев. В состав поезда обычно входит 7 вагонов (№ 6-12). В составе имеются плацкартные, купейные вагоны и вагон СВ (18 мест). В зависимости от класса, купе некоторых вагонов оборудованы ж/к телевизором. Вагон-ресторан в составе отсутствует как и во всех поездах формирования УЗ, кроме экспрессов класса «Интерсити+». Купейные вагоны производства Украины (Крюковский...
«Воро́неж» (№ 25В/25Я) — фирменный пассажирский поезд РЖД, курсирующий по маршруту Воронеж — Москва — Воронеж. Поезд ночной. Состав отходит от первого пути станции Воронеж-1 и прибывает на этот же путь, когда возвращается из Москвы.
«Ли́пецк» — скорый фирменный пассажирский поезд № 29В/29М, курсирующий по маршруту Липецк — Москва — Липецк.
«Шексна́» — скорый фирменный пассажирский поезд № 126/125 совместного формирования ФПК и ТКС, курсирующий по маршруту Череповец — Москва — Череповец.
«Сибе́лиус» (фин. Sibelius) — пассажирский поезд Финских железных дорог, курсировавший по маршруту Хельсинки — Санкт-Петербург (фирменный поезд № 35/36 «Сибелиус» по российской классификации) c 30 мая 1992 года до 11 декабря 2010 года. Заменен на фирменные скоростные поезда «Аллегро».
Московское центральное кольцо (МЦК) — маршрутная линия железнодорожного пассажирского транспорта в Москве, частично интегрированная с метрополитеном по системе оплаты проезда и пересадкам. Представляет собой городскую систему движения электропоездов по основному ходу Малого кольца Московской железной дороги (МК МЖД). РЖД осуществляет перевозки по договору с заказчиком проекта — Московским метрополитеном.
Киев-экспресс (укр. Київ-Експрес) — поезд 67К/68 сообщением Киев — Варшава. С 31 мая 2009 года курсирует ежедневно.
«Татарстан» — бывшее название скорого поезда класса премиум (№ 001/002) Российских железных дорог, курсирующего ежедневно по маршруту Казань — Москва — Казань. Время в пути составляет 11 часов 50 минут. Поезд начал курсировать как «Татарстан» с 1993 года, но в 2009 году переведён в класс «Премиум» и утратил своё собственное имя и дизайн. Первоначальный номер поезда 027/028 сменился 02 сентября 2005 года.

Подробнее: Премиум (поезд 1/2)
ЭВС «Сапсан» (Velaro RUS) — высокоскоростные электропоезда из семейства электропоездов Velaro производства компании Siemens, приобретённые ОАО «РЖД» для эксплуатации на российских скоростных железных дорогах. Брендовое название получили в честь сокола-сапсана (Falco peregrinus). Электропоезда серии ЭВС1 — постоянного тока, ЭВС2 — двойного питания. Разработаны компанией Siemens специально для России.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я