Блик

  • Блик — элемент светоте́ни — световое пятно на ярко освещённой выпуклой или плоской глянцевой поверхности. Возникает вследствие зеркального или зеркально-диффузного отражения яркого источника света, чаще всего солнца, на предмете.

    Также бликом называют яркие пятна на фотографии, возникшие вследствие переотражения света в линзах объектива (см. также «боке»).Эффект светового блика часто имитируется в трёхмерной графике и компьютерных играх. Реализуется при помощи моделей освещения, например, модели освещения по Фонгу.

Источник: Википедия

Связанные понятия

Рассе́янный свет — свет, равномерно и одинаково освещающий все поверхности объекта, вследствие чего на них отсутствуют тени, блики и рефлексы. Такое освещение передаёт на фотографии соответствующими тонами только форму и цвет объекта. Из-за отсутствия теней и полутеней объект на рисунке кажется почти плоским.
Напра́вленный свет — свет, дающий на объекте резко выраженные света́, тени и в некоторых случаях блики. Направленный свет освещает только поверхности объекта, обращённые к источнику света. Остальные его поверхности находятся в тени.
Гало́ (от др.-греч. ἅλως — круг, диск; также а́ура, нимб, орео́л) — оптический феномен, светящееся кольцо вокруг источника света.
Парселена (от др.-греч. παρά, para — около и selēnē, selene — Луна; также известное как «ложная Луна») — относительно яркий светящийся участок на лунном гало. Возникает вследствие преломления лунного света в плоских шестиугольных кристаллах льда в перисто-слоистых облаках.

Подробнее: Ложная луна
Антигелий или противосолнце — редкое атмосферное оптическое явление, при котором на небе появляется яркое белое пятно — «второе солнце», расположенное на той же высоте над горизонтом, что и настоящее, но противоположно последнему. Появление антигелия обусловлено преломлением и внутренним отражением света во взвеси мельчайших кристалликов льда в атмосфере. Иногда антигелием называют слабый ореол, окружающий тень от предмета, отброшенную на облако или слой тумана.

Упоминания в литературе

• Цвет зеркального блика (Specular color). Зеркальные блики возникают на участках поверхности, где угол падения лучей света относительно нормали к поверхности равен углу отражения в направлении глаз наблюдателя (рис. 1.23, в). Назначение карты текстуры этому каналу позволяет придать области блика неоднородность.
Освещенное тело отражает падающие на его поверхность лучи. В результате на земле образуется неосвещенный участок, который называется падающей тенью. На неосвещенном участке тела возникает собственная тень. На границе собственной тени и света лежит полутень. Кроме того, в самих тенях образуются рефлексы – это свет, отраженный от других предметов. На блестящих поверхностях заметны сверкающие пятна, которые называются бликами. Появление падающей и собственной тени, полутени, рефлексов и бликов, перехода от света к тени определяется месторасположением источника света, который может находиться:
Отметим, что для работы с ультракороткофокусными проекторами годятся далеко не все экраны. Поскольку лучи падают на поверхность полотна под сильно различающимися углами, применение светоусиливающих полотен (с вкраплениями из бисера или металлической крошки) приводит к неравномерности засветки и появлению сильных бликов. Лучше всего использовать самые обычные матовые белые или матовые серые экраны (последние повышают контрастность). Кроме того, важно обеспечить ровную поверхность полотна или доски экрана, иначе сильных геометрических искажений картинки не избежать.
Сразу после непродолжительного летнего дождя, когда сверху еще падают последние капли, между небом и землей появляется разноцветная радуга. Когда-то говорили, что радугу повесил бог в знак своего примирения с людьми после Великого потопа. Однако ученые считают, что появление на небе радуги связано с другими причинами. Когда мы смотрим на солнечный луч, он кажется нам белым. На самом же деле солнечный луч не белый, а разноцветный, только этого не видно. Но стоит солнечному лучу попасть на краешек стекла или на мыльный пузырь, он сразу начинает переливаться разноцветными бликами, и мы с удивлением обнаруживаем, что обычный луч света состоит из нескольких цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового. Это происходит потому, что некоторые предметы могут раскладывать солнечный луч на составляющие его цвета. Такие предметы называются призмами. А разноцветная полоса, в которой линия одного цвета плавно переходит в другую, называется спектром. Радуга, которая появляется на небе в тот момент, когда дождь вот-вот закончится, и является таким разноцветным спектром, а призмой для него являются капли дождя. Ведь вы, конечно, заметили, что радуга появляется только тогда, когда одновременно идет дождь и светит солнце. Свет проходит сквозь дождевые капли и преломляется в них, распадается на составные цвета, в результате чего и появляется разноцветная полоса.
Их желаемая форма и размер определяют выбор подходящей световой насадки. Если рисующий источник большой, а заполняющий слишком мал, обычно получается две пары бликов. При этом тот, что больше, образуется на радужной оболочке, а тот, что меньше – ближе к зрачку. Чаще всего это нежелательно.

Связанные понятия (продолжение)

Сумеречные лучи — название лучей солнечного света, которые проходят через промежутки в облаках или через другие объекты и формируют видимые «световые столбы» или «волны». Сумеречные лучи являются видимыми благодаря тому, что область пространства с освещённым Солнцем воздухом чётко отделена от затенённого пространства. Сумеречные лучи по своей природе и визуально очень подобны противосумеречным лучам (англ. anticrepuscular rays), но в отличие от них видны со стороны Солнца и визуально «истекают» из...
Ра́дуга — атмосферное, оптическое и метеорологическое явление, наблюдаемое при освещении ярким источником света (в природе Солнцем или Луной — см. лунная радуга) множества водяных капель (дождя или тумана). Радуга выглядит как разноцветная дуга или окружность, составленная из цветов спектра видимого излучения (от внешнего края: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый). Это те семь цветов, которые принято выделять в радуге в русской культуре (возможно, вслед за Ньютоном, см...
Эффект Ви́льсона — изменение видимой формы солнечного пятна в зависимости от его положения на диске Солнца. Состоит в том, что, если пятно находится вблизи лимба Солнца, ближайшая к лимбу сторона полутени пятна кажется толще, чем удалённая от неё.
Венцы — светлые туманные кольца на небесном своде вокруг диска Солнца или Луны, реже — вокруг ярких звёзд и земных источников света. Появляются при прохождении перед светилом полупрозрачных облаков (чаще всего высоко-кучевых) или тумана и отличаются от гало меньшим радиусом колец (не более 5°).
Полуте́нь — слабо освещенное пространство между областями полной тени и полного света. В оптике рассматривается тот случай, когда полутень образуется за непрозрачным телом при освещении его источником света, размеры которого сравнимы как с размерами тела, так и с расстоянием между источником и телом. Полутень представляет собой периферию (внешнюю часть) затемненной области. В области полутени видна только часть источника света. Этим она отличается как от полной тени, в которой источник совсем не...
Рефле́кс (лат. reflexus — прил. отражённый, сущ. отражение) — оптический эффект отражённого света, изменение тона или увеличение силы окраски предмета, возникающие при отражении света, падающего от окружающих его предметов.
Округло-горизонтальная или окологоризонтальная дуга («огненная радуга») — один из видов гало, относительно редкий оптический эффект в атмосфере, выражающийся в возникновении горизонтальной радуги, локализованной на фоне лёгких, высоко расположенных перистых облаков.
Световой (или солнечный) столб (англ. Light pillar) — визуальное атмосферное явление, оптический эффект, который представляет собой вертикальную полосу света, тянущуюся от Солнца во время его заката или восхода (ночью наблюдаются также столбы от Луны, ярких планет или от наземных источников света). Явление вызывается отражением света на почти горизонтальных плоских гранях шестиугольных плоских либо столбовидных ледяных кристаллов, взвешенных в воздухе. Плоские кристаллы вызывают солнечные столбы...
Противосу́меречные лучи́ (англ. Anticrepuscular rays) — расходящиеся веером лучи, наблюдающиеся на закате дня со стороны, противоположной Солнцу (то есть, на востоке). Противосумеречные лучи по своей природе и визуально очень подобны сумеречным лучам (англ. crepuscular rays), но в отличие от них видны со стороны, противоположной Солнцу.
Солнечный зайчик (разг.) — пятно света, появляющееся на поверхности чего-либо в результате отражения солнечных лучей, которое образует сосредоточение сходящихся пучков света на небольшом ограниченном участке. Движение зеркала с пойманным солнечным светом даёт движение на какой-либо поверхности (лучше проявляется на ровной поверхности — потолок, стены) бегающих «комков» — солнечных зайчиков.
Тума́нная ра́дуга (бе́лая ра́дуга, тума́нная дуга́) — радуга, представляющая собой широкую блестящую белую дугу, обусловленную преломлением и рассеянием света в очень мелких капельках воды.
Небо (производные небеса, небосвод) — всё видимое над Землёй пространство. Происходит от греч. Νέφος — облака (далее лат. Nebula — пар, туман, дым, облако; нем. Nebel — туман), в первоначальном значении «небо неясное или облачное».
Диффу́зное излуче́ние не́ба — солнечное излучение, достигающее земной поверхности после того, как оно было рассеяно на молекулах или твёрдых частицах в атмосфере. Из всего излучения Солнца, рассеивающегося в атмосфере, около двух третей в конечном счёте достигает Земли как диффузное излучение (если Солнце находится высоко над горизонтом, рассеивается не менее 25 % падающего излучения).
Полоса́ Алекса́ндра (тёмная полоса Александра, Александрова полоса, Александрова область) — атмосферное оптическое явление, наблюдающееся совместно с радугами первого и второго порядков и представляющее собой тёмную полосу неба, располагающуюся между ними. Возникает из-за различий в угловых распределениях интенсивности света, рассеиваемого каплями воды при одно- и двукратном внутреннем отражении в них. Своё наименование получила по имени древнегреческого философа Александра Афродисийского, впервые...
Зеркала́ Френе́ля (бизеркала Френеля) — оптический прибор, предложенный в 1816 г. О. Ж. Френелем для наблюдения явления интерференции когерентных световых пучков.
Лунная радуга (также известная как ночная радуга) — радуга, порождаемая Луной. Отличается от солнечной только меньшей яркостью. Имеет тот же радиус, что и солнечная (около 42°), и всегда находится на противоположной от Луны стороне неба.
Щётка Гайдингера — энтоптический феномен, впервые описанный австрийским физиком Вильгельмом фон Гайдингером в 1844 году.
Туманность Лагу́на (англ. Messier 8, NGC 6523, M 8, рус. Мессье 8) — гигантское межзвёздное облако и область H II в созвездии Стрельца.
Паргелий (от др.-греч. παρα- и ἥλιος «солнце» — ложное солнце) — один из видов гало, выглядит как светлое радужное пятно на уровне Солнца. Возникает вследствие преломления солнечного света в анизотропно ориентированных кристалликах льда, парящих в атмосфере. Аналогичное явление возникает и около луны (парселена).
Заря́ — свечение неба перед восходом и после заката солнца, вызываемое отражением солнечных лучей от верхних слоёв атмосферы.
Зелёный луч — оптическое явление, вспышка зелёного света в момент исчезновения солнечного диска за горизонтом (обычно морским) или появления его из-за горизонта.
Диффузное отражение (от лат. diffusio «распространение, растекание, рассеивание; взаимодействие») — это отражение светового потока, падающего на поверхность, при котором отражение происходит под углом, отличающимся от падающего. Диффузным отражение становится в том случае, если неровности поверхности имеют порядок длины волны (или превышают её) и расположены беспорядочно. Одна и та же поверхность может быть матовой, диффузно-отражающей для видимого или ультрафиолетового излучения, но гладкой и зеркально-отражающей...
Ви́димое излуче́ние — электромагнитные волны, воспринимаемые человеческим глазом. Чувствительность человеческого глаза к электромагнитному излучению зависит от длины волны (частоты) излучения, при этом максимум чувствительности приходится на 555 нм (540 ТГц), в зелёной части спектра. Поскольку при удалении от точки максимума чувствительность спадает до нуля постепенно, указать точные границы спектрального диапазона видимого излучения невозможно. Обычно в качестве коротковолновой границы принимают...
Спи́кулы (от лат. spiculum — кончик, остриё) — основные элементы тонкой структуры хромосферы Солнца. Если наблюдать лимб Солнца в свете определённой спектральной линии, то спикулы будут видны как достаточно тонкие, в масштабах Солнца (диаметром от 500 до 1200 км) столбики светящейся плазмы. Эти столбики выбрасываются из нижней хромосферы со скоростью около 20 км/с на 5—10 тыс. км вверх. Спикула живёт 5—10 минут, её максимальная длина — от 10 до 20 тыс. км. Количество спикул, существующих на Солнце...
Призраки Броккена (нем. Brockengespenst), также называемый горным призраком — тень наблюдателя на поверхности облаков (тумана) в направлении, противоположном Солнцу. Эта тень может казаться очень большой и иногда окружена цветными кольцами (так называемая глория). Призрак может и шевелиться (иногда совершенно неожиданно) из-за движения облачного слоя и колебания плотности в облаке.

Подробнее: Брокенский призрак
Иризация (от лат. iris — «радужная оболочка глаза», по подобию цветового спектра) — оптический эффект, проявляющийся у некоторых минералов в виде радужного цветового сияния при ярком освещении на ровном сколе камней и особенно после их полировки.
Глянец (блеск) — характеристика свойства поверхности, отражающей свет, показывающая соотношение между интенсивностями света, зеркально отражённого от поверхности, и диффузного света.
Туманность Яйцо (RAFGL 2688, CRL 2688, англ. The Egg Nebula) — биполярная протопланетарная туманность, находящаяся на расстоянии около 3000 световых лет от Солнца. Впервые свойства туманности были описаны в 1975 году на основе данных обзора на длине волны 11 мкм, проводимого AFGL (англ. Air Force Geophysical Laboratory) с 1971 по 1974 год. До этого Фриц Цвикки внёс данный объект в каталог как пару галактик.
Софтбокс — насадка на источник света, предназначенная для создания мягкого рассеянного освещения без резких бликов. Используется в студийной фотосъёмке.
Фиоле́товый — цвет, соответствующий наиболее коротковолновому монохроматическому излучению, которое способен воспринимать человеческий глаз (диапазон длин волн 380—440 нм).
Полупрозрачное зеркало, зеркало Гезелла — стекло, выглядящее как зеркало с одной стороны и как затемнённое стекло – с другой.
Коронограф (от лат. corona — венец) — телескоп, позволяющий наблюдать солнечную корону вне затмений.
Пояс Венеры — атмосферное оптическое явление, названное в честь пояса Афродиты из античной мифологии.
Сферическое зеркало — зеркало, отражающая поверхность которого имеет вид сегмента сферы.
Атмосферная дисперсия — размывание изображения звезды или планеты при прохождении луча света через земную атмосферу, проявляющееся в виде небольшого спектрального пятнышка.
Фло́ккулы (от лат. floccus — «клочок»; ед. число фло́ккула или фло́ккул; также употребляется термин «хромосферные факелы») — волокнистые образования в хромосфере Солнца, имеющие бо́льшую яркость и плотность, чем окружающие их участки. Являются продолжением фотосферных факелов в хромосферу. Обычно находятся вблизи областей с сильными магнитными полями (активных областей), часто окружают солнечные пятна.
Хромосфера (от др.-греч. χρομα — цвет; σφαίρα — шар, сфера) — внешняя оболочка Солнца и других звёзд толщиной около 10 000 км, окружающая фотосферу.
Светоте́нь — наблюдаемое на поверхности объекта распределение освещённости, создающей шкалу яркостей.
Иллюзия с тенью на шахматной доске (в некоторых источниках — иллюзия тени Адельсона) — оптическая иллюзия восприятия цвета, опубликованная профессором Массачусетского технологического института Эдвардом Адельсоном в 1995 году. На рисунке 1 изображена шахматная доска, стоящий на ней цилиндр и тень, отбрасываемая цилиндром. На первый взгляд кажется, что клетки A и B разного цвета. Однако, на самом деле, чёрно-белые клетки — просто различные оттенки серых. «Белые» клетки под тенью (включая B) являются...
Атмосферная оптика — раздел физики атмосферы, в котором изучаются физические процессы взаимодействия оптического излучения распространяющегося в атмосфере. Атмосферная оптика занимается исследованием: физических и химических процессов, определяющих оптическое состояние атмосферы, технологии исследования окружающей среды, механизмов формирования и изменения климата, в том числе оптически значимые составляющие атмосферы и процессы, определяющие радиационный режим и климат Земли.
Темнота́ — относительное отсутствие видимого света; понятие, противоположное яркости. Явление темноты приводит к появлению чёрного цвета в цветовом спектре. Когда нет света, палочки и колбочки внутри глаза не стимулируются, в результате клетки фоторецепторов не посылают в мозг никакой реакции, как они это делают при раздражении их светом какой-либо определённой частоты и длины волны. При плохой освещённости восприятие глаз становится ахроматическим, а в случае темноты — чёрным. Эмоциональная реакция...
Тапетум (новолат. tapetum, от др.-греч. τάπης — покрывало, ковёр; полное название — tapetum lucidum) — особый слой сосудистой оболочки глаза позвоночных. У различных групп животных варьируется расположение, внешний вид и микроструктура тапетума.
Ды́мка (также возду́шная или атмосфе́рная ды́мка) — равномерная световая вуаль, возрастающая по мере удаления от наблюдателя и заволакивающая части ландшафта.
Солнцезащитные очки — очки, надеваемые для защиты глаз от солнечного света и ультрафиолетовых лучей. Они также могут улучшать зрение — если линзы с диоптриями окрашены, поляризованы или затемнены.
Параллеле́пипед Френе́ля — призма, которая поляризует свет до круговой поляризации.

Упоминания в литературе (продолжение)

При съемке небольших предметов трудно получить равномерное бестеневое освещение, избавиться от нежелательных бликов. С этой целью фотографы используют специальный лайт-куб (рис. 2.17), или бестеневой короб (его еще называют бестеневой палаткой). Это полупрозрачный куб белого цвета, специально предназначенный для предметной и рекламной съемки. Лайт-куб можно освещать со всех сторон. Снимать в нем предметы удобно – в результате получается прекрасное мягкое освещение. Он подойдет для предметной съемки в каталоги, различных иллюстраций и т. д.
Свет в спальне – дело тонкое. Верхний светильник должен быть матовым, простой классической формы, на одну, три или пять лампочек. Матовые лампы на длинной гибкой подставке должны располагаться на прикроватных тумбах и над туалетным столиком. Свет таких ламп должен быть теплого, а не холодного оттенка. Используйте для спальни только полированную мебель, это усилит теплые блики в комнате.
Кеплер присел на корточки возле панели управления и передвинул рычажок. Стенка корабля сделалась полупрозрачной. Интерьер залило тусклым светом из пещеры, хлынувшим со всех сторон. Кеплер пояснил, что освещение корабля сведено к минимуму, чтобы внутренняя поверхность шарообразного корпуса не отбрасывала бликов, которые мешали бы экипажу и влияли на работу приборов.
Создание бликов, пятен света и всего, что оживляет пространство – это свойство не только зеркал. Стекла, блестящие ручки, вазы и хрусталь также умеют это. Поэтому вазы и хрустальную посуду, если она предназначена украшать ваш дом, не ставят за стеклянные дверцы шкафов – это делает вашу гостиную похожей на витрину. Стекло – это то, что создает впечатление невесомости и ненавязчивости мебели.
Застывшая ледяная пучина, замёрзшая симфонией синего, прорезанная золотыми лучами бездонная глубина летящих вниз мириад солнечных бликов, не достигающих в своём желании конца, расплывающихся в морской сини. Серые тени скользят в глубине моря, переплетаясь иногда со светлыми полосами света, создавая игру светотеней, но к ним часто присоединяются пролетающие мимо золотистые брызги солнца, рассыпающиеся в воде серебряными звёздочками, мерцая в холодной пучине, зажигая светом непроглядную синь морских глубин. Вот заколыхались морские зонтики на поверхности моря. Это плывут нежные медузы, плавно покачиваясь на небольших волнах. Вот хлопья снега закружились над водой, опускаясь ниже к морю, задевая гребни волн. Это вечно ищущие что-то в водной шири неугомонные альбатросы. Некоторые из них присели на самый краешек волны и мерно покачиваются в такт играющему волнами морю.
Сквозь пылевые вихри сталкивающихся друг с другом взрывных волн, сквозь плотную пелену радиоактивного дыма пробивалось пугающее свечение. Словно над всей планетой бушевали грозы невиданной силы, словно солнце разлило по бурному океану атмосферы ослепительные блики. Свет просачивался сквозь тучи и верхние слои холодного разреженного воздуха, разжигая полярные сияния. Свечение было отчетливо видно из космоса, и казалось, что планета вот-вот превратится в звезду.
В углу, который темнее других, стоит Некто в сером. Свеча в Его руке убыла на одну треть, но пламя еще очень ярко, высоко и бело и бросает сильные блики на каменное лицо Его и подбородок. Входят соседи, одетые в яркие, веселые платья. Все руки у них полны цветов, травы, зеленых свежих веток дуба и березы. Разбегаются по комнате. Лица у всех простые, веселые и добрые.
Возможно, мир не имел бы столь громадного количества оттенков одних и тех же вещей, на первый взгляд кажущихся таким похожими, такими одинаковыми. Он был бы проще и однозначней, если бы не существовало в нем этих разных человеческих душ, порождающих такое разное восприятие окружающего. Даже эти блики на воде – каждый человек видит их по-своему. Чувствует. Или не чувствует совсем. Представить только: внутри каждого человека есть это все – и чайки, и сверкающая гладь воды, и легкий шум крон могучих деревьев, и многоголосное цоканье зверьков. И опять же – души, эти разные человеческие лица. Каждый человек – все чувствует по-своему, воспринимает по-своему. Внутри каждого – такой вот огромный мир, окрашенный своими собственными цветами. Пропитанный запахами и звуками, и каждый из этих миров – уникален. Все это, все – все умещается внутри одного-единственного человека, даже самого маленького. Внутри каждого из нас – целый мир, единственно уникальный.
Когда блики пляшут с непроглядным морем, этот танец света и воды кажется волшебством. На поверхности он яркий, быстрый, словно блики подскакивают в унисон неведомым тактам, и гудит ветер, и рокочет прибой, и шипит пена! Но вдруг ныряешь, открываешь глаза и наблюдаешь этот танец под водой… В которой медленно и тяжело движутся лучи, словно блики опустили в голубую толщу свои светлые, неожиданно мощные колени.
Оранжевый цвет тоже считается цветом солнца. Это очень жизнерадостный цвет, приносящий смех и удачу. В древности жизнь скотовода и земледельца зависела, прежде всего, от сил природы, среди которых главным было Солнце. Все боги Солнца одеты в золотые одежды и разъезжают в золотых колесницах. Солнечные блики перекликаются с золотом, оранжевыми и желтыми цветами.
И что-то начало происходить. В абсолютной темноте, стоявшей перед зажмуренными глазами Ани, замерцали какие-то всполохи, подобные тусклым разноцветным молниям. Потом она услышала что-то вроде отдаленных раскатов грома. Затем тьма перед глазами стала наполняться бликами, тенями, шорохами, и наконец Аня с удивлением поняла, что видит перед собой вечерний лесной пейзаж. Поднявшийся ветер прокатился по кронам деревьев, плеснул в лицо влажным холодом.
Он поправил темно-синий китель капитана флотилии службы дальнего снабжения и подошел к голографической панели управления кораблем. Данные о системах функционирования узлов и агрегатов, показатели внешней среды жили своей жизнью – всплывали, неспешно мигали белыми и красными огоньками и растворялись в бликах боковых экранов.
4. Черепаховые окрасы – такие, как голубой кремовый, шоколадный кремовый, лиловый кремовый и черепаховый (красный с черным). Рисунок образуется неровными двухцветными пятнами. Глаза у кошек оранжевые, блестящие, под подбородком и носом желателен яркий цветовой блик.
Чистая душа достойна чистого тела. Изумруд – не только символ духовности, но и символ целомудрия. Зеленый цвет ассоциируется у нас с нежной весенней травкой, изумрудными бликами листвы, незрелой и безрассудной юностью. Юность чиста, безмятежна и ветрена. Она не знакома с коварством и вероломством жизни. Ей надо помочь, защитить, пока юноша не созреет, а девушка не научится отличить истинные чувства от обмана.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я