Арбатский театр
Новый императорский театр в Москве, в просторечии Арба́тский театр — деревянное театральное здание на каменном фундаменте, построенное по проекту Карла Росси в 1807—1808 годах в Москве у Арбатских ворот, в конце Пречистенского бульвара (ныне Арбатская площадь) и сгоревшее в пожаре 1812 года.
Распоряжение о строительстве в Москве нового театра было сделано Александром I в 1807 году, через два года после гибели в огне знаменитого театра Медокса. Проект здания составил зодчий Карл Росси. Театр был весь окружён колоннами, он был сделан «наподобие греческого храма, кругом его были колонны, посреди них галерея, по которой можно было обойти вокруг всего театра».
Площадь, на которой располагался театр, была заново нивелирована и выложена брусчаткой , так как в дождливую погоду из-за грязи передвижение по ней было весьма затруднительно; со всех сторон к театру были выложены подъезды. Интерьер театра был довольно красив. Помещение для зрителей «было огромное, на случай пожара для публики было много дверей для выхода»; сцена была «довольно большая, с хорошо устроенными машинами». За сценическое устройство и технику отвечал механик-машинист Ворнье.
Театр открылся 13 апреля 1808 года пьесой Сергея Глинки «Баян, древний песнопевец славян».
Управляющим театра был А. А. Майков, члены дирекции: по хозяйственной части — А. И. Сухопрудский, по репертуарной — А. В. Арсеньев, секретарь — Н. И. Кондратьев. При составлении недельного репертуара Майков приглашал к себе на совет балетмейстера. драматического режиссёра, капельмейстера и машиниста — и иногда возникали довольно жаркие споры.
В Арбатском театре давали представления две драматические труппы: русская (состоявшая из актёров сгоревшего Петровского театра ) и французская. Ставились также балетные спектакли. В 1811 году на сцене Арбатского театра проходило соперничество двух трагических актрис: француженки Жорж и россиянки Е. С. Семёновой, обе приехали в Москву на гастроли и играли в одном репертуаре роли Аменаиды и Меропы («Танкред» и «Меропа» Вольтера), Гермионы («Андромаха» Расина).
Во время пожара 1812 года деревянный театр сгорел в числе первых крупных зданий и больше не восстанавливался. Артисты Арбатского театра, по требованию губернатора Ростопчина дававшие спектакли до самого вступления в Москву французов, бежали из оккупированного города в числе последних его жителей, многие пешком и без всякого скарба, после чего, по свидетельству Глушковского, «блуждали с места на место как цыгане и нигде не могли найти себе приюта», пока не добрались до Плёса на Волге.
Источник: Википедия
Связанные понятия
Крепостной театр — в Российской империи до отмены крепостного права в 1861 г. частный театр дворянина, состоявший из крепостных актёров, принадлежавших ему на праве собственности.
Петровский театр — первый общественный музыкальный театр Москвы, существовавший в 1780—1805 гг. Здание театра было построено архитектором Х. Розбергом по инициативе англичанина Медокса на средства князя П. В. Урусова. Главный фасад здания выходил на улицу Петровка, отсюда название.
Театр Карла Книпера был создан немецкой труппой под руководством Карла Книпера в Санкт-Петербурге в 1777 году (или в 1779 году). Источники также по-разному называют его фамилию: Книпер и Книппер.
Театр Секретарёва (также секретарёвский театр, «Секретарёвка») — московский театральный зал в XIX веке в здании по современному адресу Нижний Кисловский переулок, № 6, строение 1.
Панаевский театр — зимний театр, основанный Валерианом Панаевым в Санкт-Петербурге, в доме № 4 по Адмиралтейской набережной. Открылся 4 января 1887 г. и существовал до 22 сентября 1917 года, пока не сгорел.
Оперетта в Москве имеет полуторавековую историю, богатую именами, событиями и адресами. Она появилась в Москве во второй половине XIX века как модный, актуальный, лёгкий, но эффектный музыкально-театральный жанр, зародившийся и быстро завоевавший популярность в Европе. Её появление связано с гастролирующими европейскими труппами, затем появились московские труппы и театры, специализирующиеся на оперетте.
Камерный балет — это небольшая труппа, в репертуаре которой классические и современные постановки, существующая чаще всего, как антрепризная.
Самойловы — семья русских актёров, члены которой прославились на сцене императорского Александринского театра XIX века.
Знаменский театр — театр, существовавший в Москве на улице Знаменке, д.12/2 в XVIII в.
Фантастический театр — театральный зал под открытым небом в Москве, в саду «Эрмитаж» на Божедомке, в 1880-х годах.
Театр Омона — общее название нескольких антреприз, содержавшихся в Москве в конце XIX-начале XX века Шарлем Омоном.
Мецский оперный театр (фр. Opéra-Théâtre de Metz Métropole) — старейшая опера во Франции и одна из старейших в Европе.
Подробнее: Мецская опера
Театр в Великом княжестве Литовском ― синтетическое искусство XIV—XVIII веков, сочетающее в своих произведениях выразительные средства драматургии, актёрской игры, режиссуры, живописи, музыки.
Экторс Студио (Студия актёров) – первый стационарный и профессиональный театр в Малайзии. Основан в 1989 году известным театральным деятелем Фаридой Мерикан совместно с австралийским актёром и режиссёром Джо Хашамом, переехавшим на местожительство в Малайзию в 1984 году. Первое постоянное помещение театра с залом на 153 места было получено в 1995 году в торговом комплексе «Плаза Путра» (Куала-Лумпур), находившемся в подземном этаже под центральной Площадью Независимости. В 2001 году у театра появилась...
Театр Мошнина (также «мошнинка») — театральный зал в Москве в XIX веке в доме В. П. Мошнина в Каретном Ряду (на его месте ныне располагается Сад Эрмитаж). Наряду с «немчиновкой» и «секретарёвкой» — один из московских маленьких «театров-табакерок» по выражению В. М. Дорошевича.
Шарль Омон (фр. Charles Aumont, также Михаил Григорьевич Омон, по некоторым источникам, настоящая фамилия Соломон или Саломон) — московский антрепренёр конца XIX-начала XX века, по некоторым данным — француз из Алжира, «король антрепризы», основатель российского кинопроката. «Один из наиболее искренних сторонников русско-французского союза».
Муниципальный экспериментальный театр «
Подвал » — театр в Барнауле, существовавший в 1990—2010-х годах.
Театр на Моховой — государственный («императорский») театр, действовавший в Москве, во флигеле дома Пашкова с 10 (22) апреля 1806 по 14 (26) октября 1824 года.
Подвал поэтов — артистическое кафе, существовавшее в Ростове-на-Дону в начале XX века.
Национальная сцена (норв. Den Nationale Scene) — старейший норвежский театр, расположенный в Бергене. Перед театром расположены памятники драматургам Бьёрнстьерне Бьёрнсону и Нурдаль Григу.
Ратенский скальный театр (нем. Felsenbühne Rathen) — летний театр, расположенный в скалах Саксонской Швейцарии вблизи курорта Ратен между Бастаем и скальным замком Нойратен.
Оперный театр — здание музыкального театра, в котором проходят, прежде всего, представления оперы и балета.
«Яр » — название нескольких знаменитых ресторанов в Москве XIX — начала XX века. «Яр» пользовался популярностью у представителей богемы и был одним из центров цыганской музыки. В настоящее время ресторан работает в здании отеля «Советский».
«Из Сиби́ри в Москву ́» (дат. Fra Sibirien til Moskov) — последний балет Августа Бурнонвиля, созданный под впечатлением от его поездки в Россию в 1874 году. Премьера спектакля на музыку Карла Кристиана Мёллера состоялась в Копенгагене 7 декабря 1876 года на сцене Королевского театра, в исполнении артистов Королевского балета.
Национа́льный драматический театр Литвы (лит. Lietuvos nacionalinis dramos teatras) — театр драмы в столице Литвы, Вильнюсе, основан в 1940 году. Располагается по адресу проспект Гедиминаса 4 (Gedimino pr. 4). Символом театра является скульптурная композиция «Праздник муз» (лит. Mūzų šventė) работы скульптора Станисловаса Кузмы и архитекторов Альгимантаса Насвитиса и Витаутаса Насвитиса, установленная в 1981 году над главным входом в театр.
«Гре́ческие и ри́мские пра́зднества » (фр. Les Fêtes grecques et romaines, ballet héroïque) — «героический балет» (опера-балет) в трёх выходах с прологом композитора Франсуа Колин де Бламонта и драматурга Луи Фюзелье.
«Нарты » — государственный конно-драматический театр во Владикавказе, основанный в 1990 году. Театр объединяет в себе драматическое, цирковое, хореографическое, спортивное искусство. Создан при содействии Министерства культуры РФ и АО «Кавэлектронстрой», директор которого Ф. Т. Цахилов стал меценатом театра. Коллектив возглавил Анатолий Дзиваев. С 1996 года театру присвоен государственный статус.
Сословный театр (чеш. Stavovské divadlo, нем. Ständetheater) — театр в Праге, c 1948 года — одна из сцен Национального театра.
Скатуве (латыш. skatuve — сцена) — латышский государственный театр (1932—1937) в Москве. Первоначально театр-студия (1919—1932).
Римский театр , как и римская драма, имеет своим образцом театр греческий, хотя в некоторых чертах и отличается от него. Места для зрителей в римских театрах занимают не больше полукруга, оканчиваясь в направлении к сцене по линии, параллельной этой последней. Сцена имеет длину вдвое большую, нежели в греческом, лестницы ведут с мест для зрителей на сцену, чего не было в греческом. Глубина орхестры меньше при той же ширине; входы в орхестру уже; сцена ближе к центру. Все эти отличия можно наблюдать...
Театральная техника в эпоху Шекспира — елизаветинской драме несомненно соответствует система спектакля, первоначально устраивавшегося группами бродячих комедиантов на постоялых и гостиничных дворах. Первый публичный стационарный театр был сооружен в Лондоне (вернее за Лондоном, вне городской черты, так как в черте города устройство театров не разрешалось) только в 1576 году актёрской семьей Бэрбеджей. В 1599 году был создан театр «Глобус», с которым связана большая часть творчества Шекспира.
Малая сцена Словацкого национального театра (словацк. Malá scéna Slovenského národného divadla) — до конца марта 2007 года являлась второй основной сценой Драматического подразделения Словацкого национального театра.
«Венгерская хижина , или Знаменитые изгнанники» — героико-романтический (в Лондоне) и трагикомический (в России) 4-актный балет французского композитора Антуана Венюа, впервые поставленный французским же балетмейстером Шарлем Дидло в 1813 году в Лондоне.
Национальный центр исполнительских искусств , поначалу задумывавшийся как Большой национальный оперный театр и в просторечии называемый «Яйцом», — оперный театр площадью 200 000 м², расположенный в непосредственной близости от площади Тяньаньмэнь и Дома народных собраний в Пекине. Представляет собой эллипсоидный купол из стекла и титана, вздымающийся посреди искусственного водоёма, через дорогу от озера Чжуннаньхай. Три главных зала театра способны вместить не менее 6500 зрителей.
Театральное здание в эллинистический период (IV—I века до н. э.) отличается рядом особенностей. Были внесены изменения в архитектуру здания. Здания театров строились из камня.Прежде всего, изменилась тематика пьес. Отныне, пьесы писались на бытовые и семейные темы. Возросло значение новоаттических комедий.
Большой цирк (лат. Circus Maximus) — в древнем Риме самый обширный ипподром. Располагался в долине между холмами Авентином и Палатином. В соревнованиях на ипподроме могло одновременно принимать участие 12 колесниц.
Кунгстрэдгорден (шведск. — Kungsträdgården, «Королевский сад») — парк в центре Стокгольма, Швеция. В разговорном языке известен как Кунгсан (Kungsan).
Комедийная хоромина — первое театральное здание в России, построенное в 1672 году по указу царя Алексея Михайловича в селе Преображенском под Москвой. Оно было предназначено для спектаклей первого русского придворного театра.
Глайндборнский фестиваль (англ. Glyndebourne Festival Opera) — ежегодный оперный фестиваль, проходящий в Англии. Место проведения фестиваля — имение Глайндборн близ городка Льюис (Lewes), графство Восточный Сассекс. Владелец имения Джон Кристи был заядлым любителем музыки и устраивал в своём доме любительские оперные спектакли; познакомившись на одном из них с певицей Одри Майлдмэй и женившись на ней в 1931 г., Кристи решил поднять уровень мероприятий, и в 1934 г. состоялся первый фестиваль профессионального...
«Кривое зеркало » — театр малых форм, работал в Петербурге-Петрограде-Ленинграде в 1908—1918 и 1922—1931 гг.
«Романское кафе » (нем. Romanisches Café) — знаменитое берлинское кафе, находившееся по адресу Курфюрстендамм, 238 на современной площади Брайтшайдплац. В 1925 году эта часть Курфюрстендамм была переименована в Будапештскую улицу (нем. Budapester Straße).
Живой театр основан американской театральной компанией в 1947 году и находится в Нью-Йорке. Это старейший экспериментальный театр в США. На протяжении долгого времени его возглавляли основатели этого театра: актриса Джудит Малина и поэт и художник Джулиан Бек. После смерти Бека в 1985 году, член коллектива Ханон Резников стал со-директором с Малиной. После смерти Малины в 2015 году, ее обязанности взяла на себя анархистская компания. Живой театр и его основатели стали объектом документального фильма...