Связанные понятия
Морская навигационная карта (МНК) — карта, которая используются для обеспечения судовождения и безопасности плавания. Карты данного вида обычно представлены в равноугольной нормальной цилиндрической проекции Меркатора, которая позволяет прокладывать курс судна прямой линией. Морские навигационные карты отражают: береговую линию и характер берегов, рельеф дна, глубины и характеристики донного грунта, опасные для судовождения объекты и препятствия (скалы, камни, затонувшие суда), естественные и искусственные...
А́тлас ми́ра — крупнейшее картографическое издание, содержащее географическую информацию о рельефе суши и дна морей, гидрографии, населённых пунктах, путях сообщения, почвенно-растительном покрове, географических названиях, политическом устройстве мира и административно-территориальном делении государств.
Военная топография — дисциплина военного дела, изучающая методы и средства оценки местности, ориентирования на местности и осуществления полевых измерений для обеспечения боевой деятельности войск (сил), определяющая правила по ведению рабочих карт командиров и разработки графических боевых документов.
Портула́н (или портола́н) — морская карта эпохи Возрождения от конца XIII до XVI века, на которой показана акватория Средиземного и Чёрного морей, а также побережье Атлантического океана за Гибралтаром: на север — от Пиренейского полуострова до Фландрии, включая южные берега Ирландии и Британии, на юг — марокканский берег. Очертания морей, показанные на портуланах, достаточно близки к очертаниям этих же морей на современных картах, чего нельзя сказать о других картах известного европейцам мира...
Латеральная система навигационного оборудования (лат. laterālis «боковой») — система навигационного ограждения участков водной поверхности или объектов, представляющих опасность для плавания. Одна из двух, наряду с кардинальной, систем плавучего ограждения морских или речных опасностей.
Наутофо́н (от др.-греч. ναύτης — мореплаватель + др.-греч. φωνή — звук) — электромагнитный излучатель звуков высокого тона мембранного типа.
Санди-Хук (англ. Sandy Hook, нидерл. Sant Hoek) — узкая песчаная коса, выдающаяся в море от берега Нью-Джерси. Прикрывает внешнюю часть нью-йоркской гавани с моря. То же название имеют: расположенные на косе маяк и заброшенный полигон американской армии, прикрытая ею от моря часть гавани, ведущий к ней фарватер.
Лоция (от нидерл. loodsen «вести корабль») — предназначенное для мореплавателей описание морей, океанов и их прибрежной полосы. Включает в себя описания приметных мест, знаков и берегов, а также содержит подробные указания по путям безопасного плавания и остановкам у берегов с описанием средств и способов получения необходимых для плавания предметов и провизии.
Гидрографическая съёмка — процесс сбора информации о водных объектах для нужд мореплавания, морской геологии и морского строительства. Данные, полученные в ходе съёмки в большинстве случаев геореференцированы (то есть имеют географические координаты заданной степени точности); но также могут иметь описательный характер. Целью исследования могут быть любые физические поля Мирового Океана - поле глубин (Батиметрическая съёмка), магнитное поле (Магнитная съёмка), гравитационное поле (Гравиметрическая...
Шас-марэ или шасс-марэ (фр. Chasse-marée) — историческое название французских двух- или трёхмачтовых парусных судов, которые применялись для прибрежного плавания и рыболовства. Первое свидетельство о судах этого типа отмечено в XIV века, наиболее масштабное их использование отмечено в XVIII—XIX веках. Особую популярность их использование приобрело в XVIII веке среди контрабандистов во время континентальной блокады Великобритании, которую объявил Наполеон I. Название судна в переводе с французского...
Спитхед (англ. Spithead) — якорная стоянка в проливе Те-Солент, между островом Уайт и берегом Хэмпшира. Получил название от песчаной банки Спит, выступающей на 3 мили в море от берега.
Судно смешанного плавания (судно «река-море») — класс судов, предназначенных для плавания как по морским, так и по внутренним (речным) водным путям. Выделение судов река-море в отдельный конструктивный тип произошло в период 1950-1960-е годы в СССР и связано с окончанием глобальной реконструкции водных путей Европейской части страны. Первым судном, специально спроектированным для длительных речных и морских переходов, стал сухогруз река-море типа «Балтийский» (проект 781, 1959 г.). Термин Суда смешанного...
Гидрографи́ческое су́дно — судно, предназначенное выполнять морские, речные и озёрные промерные и лоцмейстерские работы. Водоизмещение гидрографического судна составляет 1,5—2 тысячи тонн и зависит от цели и района работ. Если необходимо выполнять работы на мелководье, то используют катера, имеющиеся на судне.
Батиметрия — изучение рельефа подводной части водных бассейнов: как мирового океана, так и озёр, рек и т. д. В среде специалистов данный термин может использоваться как совокупность данных о глубинах водного объекта, результат батиметрической съёмки. Другими словами, батиметрия — подводный эквивалент топографии или гипсометрии. Название дисциплины сложено из греческих слов βαθύς (батус), «глубина» и μέτρον (метрон), «мера». Данные, полученные в результате батиметрических исследований, в основном...
Великая подводная стена — военная программа КНР по контролю за подводной обстановкой в прилегающих к территории Китая морях.
Таран (до 1963 года маяк Брюстерорт, нем. Brüsterort, от немецких слов «Brust» — грудь и «Ort» — место) — береговой маяк, сигнальный огонь для обозначения мыса Таран (также именовался Брюстер-Орт до 1947 года) и для предостережения мореплавателей от лежащего поблизости каменистого рифа, уходящего в море на четыре километра. Линия между маяком Таран и маяком Розеве образует естественную границу Гданьского залива, а мыс является его крайней точкой на северо-востоке.
Тьялк (чалк, чьялк, тялка, от нидерл. tjalk) — голландский тип грузовых парусных судов для прибрежного и речного плавания. Самый известный тип традиционных голландских судов, один из символов Нидерландов.
Топографи́ческая ка́рта — географическая карта универсального назначения, на которой подробно изображена местность. Топографическая карта содержит сведения об опорных геодезических пунктах, рельефе, гидрографии, растительности, грунтах, хозяйственных и культурных объектах, дорогах, коммуникациях, границах и других объектах местности.
Нор — якорная стоянка в устье устье Темзы, Англия. Названа по одноименной песчаной банке. Расположена в месте впадения реки Темзы в Северное море, примерно на полпути между Хавенгор-крик в Эссексе и Уорден-пойнт в графстве Кент.
Море Кракена (лат. Kraken Mare) — крупнейшее углеводородное море Титана (спутника Сатурна). Находится в северном полушарии, координаты центра — 68° с. ш. 50° в. д.68° с. ш. 50° в. д. / 68; 50 Море было обнаружено в 2007 году зондом «Кассини» и через год получило название по имени мифического морского монстра Кракена. С помощью спектрометрии было установлено, что море Кракена является углеводородным.
Остров Ноль — вымышленный остров в Гвинейском заливе, в точке отсчёта системы географических координат, то есть в точке пересечения экватора с нулевым меридианом 0° с. ш. 0° в. д..
Перевёрнутая географическая карта или Карта с югом наверху, а с севером внизу — карта мира, которая показывает Австралию и Новую Зеландию в верхней части карты, а не внизу, как это обычно принято в современной картографии. Индонезия помещена в центр, в то время как Европа и Америка помещены по сторонам карты, хотя существуют перевёрнутые карты, у которых центр находится на Гринвичском меридиане.
Архипелажные воды — воды, разделяющие и окружающие группы островов, составляющие единое географическое и политическое целое и подпадающие под суверенитет какого-либо одного островного государства. Суверенитет государств-архипелагов распространяется на омывающие их территории воды, воздушное пространство над ними, их дно и недра, а также весь комплекс имеющихся там живых и неживых природных ресурсов (ст. 49 Конвенции ООН по морскому праву). Примером государства-архипелага является Индонезия.
Морска́я ми́ля — единица измерения расстояния, используемая в мореплавании и авиации.
Фарва́тер (голл. vaarwater, от varen — плыть и water — вода) — судовой ход, безопасный в навигационном отношении и обозначенный на местности и/или карте проход по водному пространству (реке, озеру, морю, проливу, фьорду, океану и другим), характеризующийся достаточными глубинами и отсутствием препятствий для судоходства, например, затопленных судов, рифов и мин.
Осадка — в военном и гражданском кораблестроении — глубина погружения корабля или судна в воду.
Мая́к — средство навигационного оборудования побережья крупных водоёмов в виде капитального сооружения, нередко башенного типа, предназначенное для сопоставления наблюдаемой судоводителем картины с определённым местом на географической карте, имеющим точно установленные координаты, что способствует установлению места судна на водной поверхности.
Картогра́фия (от греч. χάρτης «бумага из папируса» + γράφειν «рисовать») — наука об исследовании, моделировании и отображении пространственного расположения, сочетания и взаимосвязи объектов, явлений природы и общества. В более широкой трактовке картография включает технологию и производственную деятельность.
Гидрография (от др.-греч. ὕδωρ «вода» + γράφω «пишу»; букв. «водоописание») — это отрасль прикладных наук, которая занимается измерением и описанием физических характеристик океанов, морей, прибрежных районов, озер и рек, а также прогнозированием их изменения на протяжении времени с основной целью обеспечения безопасности навигации и для поддержки всех остальных видов морской деятельности, включая экономическое развитие, безопасность и оборону, научные исследования и защиту окружающей среды.
Мо́ре — это часть Мирового океана, обособленная сушей или возвышениями подводного рельефа. Отличается от Мирового океана также гидрологическим, метеорологическим и климатическим режимами, что связано с их окраинным положением относительно океанов и замедлением водообмена из-за ограниченности связи с открытой частью. Моря также отделяют друг от друга в соответствии с их флорой и фауной (например, Эгейское море находится в Средиземном море). Для фауны морей характерно наличие эндемиков.
Речно́й порт — комплекс сооружений, расположенных на земельном участке и акватории внутренних водных путей, обустроенных и оборудованных в целях обслуживания пассажиров и судов, погрузки, выгрузки, приёма, хранения и выдачи грузов, взаимодействия с другими видами транспорта.
Геоподоснова (подоснова геодезическая) — это чертеж, включающий в себя исходные геологические и геодезические сведения о стройплощадке и инженерных коммуникациях, имеющихся на ней, с привязкой географи́ческих координат. Геоподоснова идет рука об руку с топографической подосновой — картами, планами, составленными по результатам проведения топогеодезической съемки. Полученная информация используется впоследствии в градостроительстве.
Такасэбунэ (яп. 高瀬舟) — малое японское традиционное речное судно, ранее широко применявшееся во всех районах страны.
Динамика моря — гидросферная характеристика морей, их частей и районов мореплавания, в которой учитываются приливно-отливные течения, морские и прибрежные течения, средний уровень моря и величины приливов, а также высота, скорость, длина и период волны в конкретный день или определенное время для которого важна данная характеристика. Направления и скорость течений, величины приливно-отливных течений (полная вода, их высота и скорость), глубины и особенности волнения отражаются на морских картах...
Картография — наука об исследовании, моделировании и отображении пространственного расположения, сочетания и взаимосвязи объектов и явлений природы и общества, является неотъемлемой частью человеческой жизни и истории. Начиная с наскальных рисунков, карты древнего Вавилона, карт Греции и Азии, через Эпоху великих географических открытий и по сегодняшний день, люди создавали, создают и используют карты для облегчения определения своего местоположения и продолжения своего пути по миру. По мнению некоторых...
Подробнее: История картографии
Эта статья содержит два списка стран по длине береговой линии в километрах. Если это значение равно нулю, значит страна не имеет выхода к морю.
Подробнее: Список стран по длине береговой линии
Вымораживание или выморозка судна — способ обеспечения доступа к подводной части судовой обшивки в зимнее время для осуществления ремонта. Идея метода заключается в периодическом удалении верхнего слоя льда вокруг корпуса, которое проводится через определённые промежутки времени давая возможность ледяной поверхности укрепиться и промёрзнуть снизу под действием мороза. Частота этих операций определяется температурой окружающей среды, они повторяются до тех пор, пока судно не окажется стоящим в ледяной...
Вое́нно-морска́я база «Ручьи» — военно-морская база Балтийского флота, существовавшая в 1930—1941 и 1944—1945 годах, не достроена и ликвидирована.
Скиф (нидерл. Schuit) — традиционный тип голландского маломерного парусного судна, существующий с XVI века.
«Панамакс » (англ. Panamax) — стандарт типоразмера контейнеровозов, а также танкеров и других судов, которые обладают максимальными габаритами, позволяющими пройти через старые исторические шлюзы Панамского канала (размеры шлюзов: 305 метров в длину, 33,5 метра в ширину, 26 метров в глубину).
Куррах (ирл. Currach или Curach, в английском обычно используется -gh; также встречаются варианты курога и каррех) — тип традиционных ирландских и шотландских средних и больших лодок с деревянным каркасом, обтянутым кожей или шкурой животных (обычно бычьей). Современные лодки обтягиваются, преимущественно, плотной тканью наподобие брезента, на который наносится защитное покрытие, например, гудрон в несколько слоёв. Обводы и, порой, технология постройки курраха различаются для разных регионов Ирландии...
Гуффа или куффа — историческая разновидность примитивных речных плавсредств круглой формы, использовавшихся в Месопотамии и в бассейне реки Инд.
Ве́ха — плавучий предостерегающий знак навигационной обстановки на морях, реках и озёрах, предназначенный для указания фарватеров и ограждения навигационных опасностей.
Береговая сигнальная мачта — навигационный элемент на водном транспорте, указывающий глубину и ширину судового хода. Нередко под сигнальной мачтой понимается семафорная мачта, показывающая режим прохода. Мачты устанавливают как на реках, так и в морских портах.
Земля́ Бу́нге — песчаная слаборасчленённая равнина с вкраплениями тундрово-болотных почв. Находится между западной частью острова Котельный и полуостровом Фаддеевский, соединяя их. Расположена в группе островов Анжу архипелага Новосибирские острова, Якутия, Россия. Площадь — 6,2 тыс. км². На многих картах XX века значится пролив, полностью отделяющий Землю Бунге от Фаддеевского (почему за последним закрепилось определение «остров»).
Кейпроллер (англ. cape roller — вал у мыса) — разновидность одиночных, аномально крупных морских волн высотой до 15 — 20 метров, которые выделяются крутизной своего переднего фронта и пологой ложбиной. В океанологии это явление получило название уединённой или эпизодической волны, физический механизм формирования которой связывают с феноменом интерференции.