Фонематический слух — фонетическая теория для обучения чтению и письму предложенная психологом Даниилом Элькониным с целью обучения чтению письму в курсе начальной школы, которая состоит в том, что по его предположению человек анализирует и выявляет отдельные звуки как фонемы и только из фонем можно составить слово, поэтому возможно обучение чтению как чтение подряд фонем и письмо как запись подряд фонем.
Термин не признается лингвистической наукой и в России и за рубежом, а за пределами территории бывшего СССР не признается и не используется и в области педагогики. Консенсус лингвистов состоит в том, что фонемы не являются элементарными частями речи и изучаются как отдельные звуки наукой фонологией как отдельные звуки без привязки к конкретному языку. Минимальной языковой единицей наука о том как говорят на конкретных языках, т.е. фонетика (не путать с фонологией) признает просодию, которая признает, что при образовании слога из фонем человеком еще используются суперсегментные фонемы (хронемы), небуквенные фонемы тона (тонемы) и др.Концепция Данила Эльконина была внедрена в 1982 году во многие начальные школы СССР, но затем была подвергнута резкой критике и многие психологи и дидакты усомнились в полезности применения концепции "фонематического слуха" даже для целей образования. Причиной критики являлся целый ряд аспектов:.
Предположение Эльконина, что неспособность читать фонетическим способом (фонетическая дислексия) говорит об неспособности человека к эффективному анализу и синтезу (по его мнению письмо - это "логический синтез" фонем, а чтение "логический анализ" фонем), т.е. иными словами ребенок неспособный научится читать по его методике "фонематического слуха" автоматически следует считать умственно отсталым, отвергнуто современными исследователями доказавшими, что письмо и чтение устроено на других нейрофизиологических принципах, и дислексия почти никогда не связана падением интеллекта человека сама по себе. В ряде случаев у фонетического дислектика как у Тома Круза интеллект может быть выше среднего и такие люди могут научиться быстро читать, но визуально-образным, а не фонетическим способом.Последняя редакция Федерального Государственного Образовательного Стандарта для начального общего образованияв 1-4 классе (ФГОС НОО) исключила из себя какую-либо поддержку теории "фонетического слуха" и фонетических методик Эльконина на государственном уровне. ФГОС формулирует требования к начальной школе обучить чтению по словам и главное - с пониманием прочитанного. Поскольку понимание, а не скорость чтения является главным критерием качества чтения, то из ФГОС были удалены все нормативы по скорости чтения предложенные Элькониным и его учениками.
Хотя наиболее популярные курсы обучения в российской начальной школе, базирующиеся на учебно-методических комплектах (УМК) "Школа России" и "Школа XXI век", используют традиционный фонетическо-слоговый метод обучения чтению как базовый, но в выпущенных к ним методических требованиях и планах обучения полностью исключено учение Эльконина о "фонетическом слухе", и избран компромисс со сторонниками концепции визуального обучения чтения путем введения со 2го класса начальной школы "словарных таблиц", которые рекомендуется заучивать как слова целиком. В первую очередь это касается слов, где из-за орфографических особенностей попытка писать по фонетической транскрипции приведет к очевидному стимулированию безграмотности. На текущий момент методистами выпущены словарные таблицы с обобщением по всем одобренным Минобрнаукой учебникам для начальной школы.Тем не менее, методика Эльконина с концепцией "фонетического слуха" остается популярной среди многих преподавателей и дидактиков и продолжает применяться его сторонниками. Для применения методики Эльконина школа согласно ФЗ "Об образовании" должна отказаться от УМК "Школа России" и "Школа XXI век" с их методическими пособиями и оформить использование методики как свой локальный нормативный акт утвердив его в РОНО. Это не снимает обязанности со школы при использовании методики на "фонетическом слухе" выполнить федеральные требования из ФГОС. Государственный контроль знаний при выпуске из 4-го класса будет производиться по федеральным требованиям, а не локальным актам школы.
Источник: Википедия
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: аэробы — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Также необходимо развивать фонематический слух – умение слышать и выделять отдельные звуки в словах.
Кроме того, занятия по постановке звуков и развитию фонематического слуха требуют от ребёнка большого труда и терпения, осознанности и старания, а это возможно только по достижении ребёнком определённого возраста.
Проблема нарушения фонематического слуха решается на логопедических занятиях.