САНГИ́НА, -ы, ж.
1. Мягкий красный или красновато-коричневый карандаш без оправы, употребляемый в живописи. Были портреты, писанные сангиной, и множество набросков углем. Павленко, Труженики мира.
2. Рисунок, сделанный таким карандашом.
[Франц. sanguine]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
1. искусств. материал для рисования, мягкая темно-красная или красновато-коричневая палочка из каолина и оксидов железа; также техника рисования с использованием такого материала ◆ Правда, в первый же вечер в отсутствие дочери сгребла все холсты, подрамники, кисти и коробки с сангиной и мелом и свалила на пол в маленькой восьмиметровой комнате… Дина Рубина, «На солнечной стороне улицы», 1980—2006 г. (цитата из НКРЯ)
2. рисунок, выполненный таким материалом ◆ Один из Леонардовых эскизов, вероятно тот, который оставался у Изабеллы, сделан углем; он теперь в Лувре. Другой ― сангина ― находится во Флоренции, в галерее Уффици. Сангина, по-видимому, первоначальный набросок; он непосредственнее и свежее. А. К. Дживелегов, «Леонардо да Винчи», 1929—1934 г. (цитата из НКРЯ)
Источник: Викисловарь
Сангина (фр. sanguine от лат. sanguis «кровь») — материал для рисования, изготовляемый преимущественно в виде палочек из каолина и оксидов железа.
Цветовая гамма сангины колеблется от коричневого до близкого к красному. С её помощью хорошо передаются тона обнажённого человеческого тела, поэтому выполненные сангиной портреты выглядят очень естественно. Во время работы сангину можно смачивать и таким образом варьировать толщину и плотность штриха. Сангину можно растирать по бумаге для получения более тонких и прозрачных слоёв.
Техника рисунка с натуры с помощью сангины известна начиная с эпохи Возрождения: Леонардо да Винчи, Рафаэль. В это время в Европе употреблялась натуральная сангина минерального происхождения (красный мел). В Италии смесь охры с красителями (чаще всего с сиенской землёй) пережигали, получая сангины от светлых до тёмных и фиолетово-красных цветов. Современная сангина — искусственная.
Особенно широко сангина была распространена в XVII—XVIII веках в рисунках с натуры и портретах (П. Рубенс, А. Ватто, Ж. Фрагонар, Ж. Шарден). Интерес к сангине сохраняется и в последующее время. Но особенно часто к ней обращались художники начала XX века. В это время складывается даже своеобразный тип портрета, где тщательно выполнены лишь голова и руки портретируемого (как правило, сидящего). Остальная фигура намечена лишь несколькими штрихами. Известны портреты работы К. Сомова, М. Добужинского, В. Шухаева, А. Яковлева.
Нередко сангину сочетают с углём или итальянским карандашом. Рисунки сангиной недолговечны, поскольку она может осыпаться с бумаги, поэтому желательно их экспонировать под стеклом или закреплять.
Источник: Википедия
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: вырождаемость — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Это был самый яркий двенадцатилетка, которого девочка только знала: роскошные чёрные волосы, глубокие чернильные глаза и кожа цвета ночных сумерек, для которой природа смешала сангину, охру и корицу.
Толин рисунок выпал как снег и растаял как снег под чёрной сангиной, которая, согласно плану, оживала на глазах – и шифоньер был куплен, и диван, и педальный рукомойник…
Необычными были две детали – книги и портрет ребёнка, сделанный сангиной и пастелью на крафтовой бумаге.