Значение слова «радиоочерк»

  • Радиоо́черк — один из документально-художественных жанров в радиожурналистике.

    Радиоочерк, занимающий ведущие позиции среди документально-художественных жанров на радио, берёт своё начало в газетном очерке. Радио здесь выступило в роли нового вида коммуникации, вызвав первоначальную адаптацию газетного очерка. Литературный текст был вынужден приспосабливаться к звучанию посредством употребления разговорной лексики и иного построения самой фразы, предназначенной уже для чтения и слухового восприятия. Важным фактором выступило обогащение чтения интонациями живой речи.

    Когда началось освоение звукозаписи на радио, для радиоочерка стали доступны документальная предварительная запись и монтаж, что придало жанру в свою очередь новое качество. Постепенное расширенное применения очерка в радиоэфире связано с его активным освоением акустических выразительных средств вещания. Его развитие было обусловлено конкретными задачами, которые ставила советская пропаганда на разных этапах истории государства. В основном это касалось изменения содержательной составляющей жанра.

    Радиоочерк является синтетическим жанром ввиду включения в себя элементов других жанров: интервью, зарисовки, репортажа. Причина этого лежит в полифункциональности радиоочерка и использовании разных методов для решения его задач. Структурно радиоочерк делится на два речевых потока: собственно литературный (написанный заранее текст) и спонтанный, импровизированный (беседа с героем). Литературная составляющая служит уплотнению текста и использованию всех художественных средств языка. Живую речь отличает эмоциональность, непосредственность, передача чувств говорящего.

    Помимо выразительных средств радиовещания, как то звучащее слово, музыка, шумы и монтаж, для радиоочерка важную роль играют сюжет и композиция, призванные раскрыть содержание и выстроить всё в единое целое. Свою ценность для творческого процесса имеют все его этапы: выбор героя, сбор материала, беседы с ним и другими персонажами, создание текста, запись материала в студии.

    Функции радиоочерка:

    • социально-педагогическая (воспитательная);
    • образовательная;
    • познавательная.

    Тесное переплетение данных функций определяет как предмет жанра радиоочерка, так и методы работы журналиста. Так, радиоочерк рассматривает человека, его социальный характер либо социальные проблемы, нашедшие выражение в действиях людей. Необходимость рассказать о человеке, его делах и внутреннем мире предопределяет методы журналиста. В. В. Смирнов включает в их число «наблюдение, изучение подсобных материалов (печатных источников, документов и т. д.), беседы с самим героем и теми людьми, кто хорошо его знает, авторские размышления о времени, пропущенные через личное восприятие».

    Широкий охват материала, характерный для радиоочерка, выражается в практически неограниченном объёме времени и пространства, которыми оперирует автор, которые выражены в тексте. Использование времени и пространства обусловлено творческой задачей, которую перед собой ставит журналист: через выявление характерных черт личности отобразить те важные процессы, которые происходят в современном ему обществе. Отсюда интерес к человеку как к носителю определённых социальных качеств и одна из главных проблем, стоящих перед автором радиоочерка: значимость и масштабность материала должна сочетаться с показом определённых черт человека, его характерных деталей.

    Основными разновидностями радиоочерка являются портретный, проблемный и путевой. Портретный радиоочерк является наиболее распространённой разновидностью жанра, так как он направлен на решение главной своей задачи — воспитательной. Объектом интереса журналиста могут выступить как «герои своего времени», так и самые простые люди. В проблемном очерке на первый план выходят злободневные вопросы общественной жизни, нравственная позиция людей. Основой путевому очерку служит увиденное и услышанное в движении, а также свидетельства очевидцев. Главной составляющей в нём является автор со своими наблюдениями, замечаниями, репликами и размышлениями, а также важную роль в путевом очерке играет музыка.

    В этом жанре документально-художественной публицистики оставили заметный след такие мастера эфира, как Л. Азарх, Ю. Гальперин, Е. Ефремова, Н. Киселёва, М. Лагун, Ю. Летунов, Б. Лещинский, Л. Маграчёв, Б. Михайлов, А. Ревенко.

Источник: Википедия

Источник: Викисловарь

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: недорезанный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Нейтральное
Положительное
Отрицательное
Не знаю

Предложения со словом «радиоочерк»

Понятия, связанные со словом «радиоочерк»

  • Документальное радио (англ. radio documentary; нем. Radio-Feature) — радиожанр нон-фикшн, который после 1945 г. наряду с радиоспектаклем прочно вошел в культурную программу радио разных европейских стран. Документальные радиопередачи объединяют, помимо прочего, элементы радиоспектакля (радиодрама), документального фильма и репортажа. В конце 30-х годов они стали популярными в Великобритании благодаря программам BBC, впервые заявив о себе как о самостоятельном радиожанре.
  • Видеопоэзия — это вид искусства, в котором органично сочетаются художественный визуальный ряд и поэтический текст, явный или вырожденный, представленный графически или декламирующийся. Это пограничное направление: с одной стороны оно граничит с классическим короткометражным фильмом, но, в отличие от него, в видеопоэзии ведущую роль играет поэтический текст; с другой — с музыкальным клипом, хотя стихотворение не поётся, а декламируется либо отображается на экране; с третьей — с видеозаписью поэтических...
  • «Лека́рство от ску́ки» — книжная серия, издаваемая издательством «Иностранка» с 2001 года. В серии представлены современные зарубежные произведения детективного и приключенческого жанров, триллеры. Серия составляется писателем Борисом Акуниным, — по мнению издательства, знатоком мировой индустрии остросюжетной беллетристики и признанным мастером детективного жанра. Слоган издательского проекта — «Серьёзный подход к несерьёзному жанру».
  • «Ра́мпа и жизнь» — еженедельный иллюстрированный журнал, издававшийся в Москве с апреля 1909 года по октябрь 1918 года.
  • (все понятия)

Отправить комментарий

@
Смотрите также

Предложения со словом «радиоочерк»

  • Если о мероприятии с вашим участием не написали заметку, не сняли сюжет или не сделали радиоочерк, то считайте, что его не было!

  • (все предложения)

Синонимы к слову «радиоочерк»

Правописание

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я