Передаточное отношение (
i
{\displaystyle i}
) — одна из важных характеристик механической передачи вращательного движения. Передаточное отношение показывает, во сколько раз вырос момент силы на ведомом валу по сравнению с ведущим.
i
=
i
12
=
d
2
d
1
=
z
2
z
1
=
M
2
M
1
=
ω
1
ω
2
=
n
1
n
2
{\displaystyle i=i_{12}={\frac {d_{2}}{d_{1}}}={\frac {z_{2}}{z_{1}}}={\frac {M_{2}}{M_{1}}}={\frac {\omega _{1}}{\omega _{2}}}={\frac {n_{1}}{n_{2}}}}
где:
i
12
{\displaystyle i_{12}}
— передаточное отношение от звена 1 к звену 2 (звено 1 — ведущее, звено 2 — ведомое)
d
1
,
d
2
{\displaystyle d_{1},d_{2}}
— диаметры звеньев
z
1
,
z
2
{\displaystyle z_{1},z_{2}}
— количество зубьев звеньев (если таковые имеются)
M
1
,
M
2
{\displaystyle M_{1},M_{2}}
— крутящие моменты звеньев
ω
1
,
ω
2
{\displaystyle \omega _{1},\omega _{2}}
— угловые скорости звеньев
n
1
,
n
2
{\displaystyle n_{1},n_{2}}
— частоты вращения звеньев
Таким образом, если передаточное отношение больше единицы, то передача увеличивает момент силы на ведомом валу, но понижает угловую скорость и частоту.
Поэтому редуктор с передаточным отношением больше единицы называется понижающим.
Размышляя о моменте силы, становится понятным следующее соотношение для многоступенчатых передач:
i
=
i
14
=
i
12
⋅
i
23
⋅
i
34
=
M
2
M
1
⋅
M
3
M
2
⋅
M
4
M
3
=
M
4
M
1
{\displaystyle i=i_{14}=i_{12}\cdot i_{23}\cdot i_{34}={\frac {M_{2}}{M_{1}}}\cdot {\frac {M_{3}}{M_{2}}}\cdot {\frac {M_{4}}{M_{3}}}={\frac {M_{4}}{M_{1}}}}
Однако следует учесть, что данное выражение истинно только в случае отсутствия потерь в зацеплении и других подвижных частях механизма на трение, упругие деформации и другие факторы, что в принципе является невозможным. Поэтому при конструкторских расчетах силовых и кинематических параметров машин необходимо учитывать коэффициент полезного действия как непосредственно самой передачи, так и пар подшипников, а если они есть, то и соединительных муфт. С учетом этого общая формула для определения момента на выходном валу имеет вид [4, с. 12]:
i
i
,
i
+
1
⋅
M
i
⋅
η
=
M
i
+
1
,
{\displaystyle i_{i,i+1}\cdot M_{i}\cdot \eta =M_{i+1},}
где
i
i
,
i
+
1
{\displaystyle i_{i,i+1}}
— передаточное отношение механизма;
M
i
,
M
i
+
1
{\displaystyle M_{i},M_{i+1}}
— крутящие моменты на входном и выходном валах механизма соответственно;
η
{\displaystyle \eta }
— КПД механизма.
Следующий абзац возник из-за некоторого разногласия в рядах студентов по поводу ведущего и ведомого звена.
Из курсового проектирования деталей машин [5, с. 118]: «Как правило ременная и цепная передачи служат для понижения частоты вращения. Специальные передачи, повышающие угловую скорость, здесь не рассматриваются, так как в типовых заданиях на курсовое проектирование они не встречаются.»
В этой же книге [4, с. 7] дана формула
i
=
n
n
o
m
n
p
{\displaystyle i={\frac {n_{nom}}{n_{p}}}}
. Здесь в качестве номинальной
n
n
o
m
{\displaystyle n_{nom}}
частоты принимается частота работы электропривода (то есть ведущего звена), а в качестве расчетной
n
p
{\displaystyle n_{p}}
— частота ведомого звена. Также даны средние значения для различного рода передач: зубчатых 2-6, червячных 8-80, цепных 3-6, ременных 2-4. То есть скорость ведущего звена в
i
{\displaystyle i}
раз больше чем скорость ведомого звена.
Проверка: редуктор, передаточное число которого больше единицы (2>1), скорость понижается (n2 i = ω 1 ω 2 = n 1 n 2 = 2 m / c 1 m / c = 2 {\displaystyle i={\frac {\omega _{1}}{\omega _{2}}}={\frac {n_{1}}{n_{2}}}={\frac {2~m/c}{1~m/c}}=2} . (Момент силы увеличивается) В случае зубчатых шестерён передаточное отношение всегда является рациональным числом. Характеристика передаточное отношение применима как к механической передаче с одной ступенью (одной кинематической парой), так и к механическим передачам со множеством ступеней. Во втором случае передаточное отношение всей механической передачи будет равно произведению передаточных отношений всех ступеней. Формально механизмы с передаточным отношением больше единицы называются редукторами, с передаточным отношением меньше единицы — мультипликаторами. Фактически и тот, и другой механизм в обиходе можно называть редуктором, добавляя лишь определение «понижающий» в случае с ( i > 1 {\displaystyle i>1} ) и «повышающий» с ( i < 1 {\displaystyle i<1} ).
Источник: Википедия
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: санкционированность — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Если надо увеличить тяговое усилие, применяется несколько дополнительных передач с увеличенным передаточным отношением.
Обычно передаточное отношение не превышает 10, но иногда может достигать 30 и более.
ВАРИАТОР (лат. variare – менять, видоизменять) – механизм передачи крутящего момента с плавным бесступенчатым (в отличие от коробки передач) изменением передаточного отношения.