См. также общий.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
1. филос. истор. в классической риторике: отвлечённое рассуждение, вставляемое в речь на конкретный случай ◆ В некоторых случаях адвокаты употребляют общие места в речах своих, 〈…〉 стараются внушать судиям о милосердии и уменьшать учинённое злодеяние. 〈…〉 Общие места названы общими потому, что хотя говорится повидимому нащёт того или другого человека, однако до́лжно относить это ко всем вообще преступникам, как говорит Трапезунтий. Афтоний Антиохийский, «Предуготовление к красноречию», 1805 г. (цитата из библиотеки Google Книги)
2. перен. нечто банальное, неоригинальное, не выделяющееся среди прочих ◆ О себе приезжий, как казалось, избегал много говорить; если же говорил, то какими-то общими местами, с заметною скромностию, и разговор его в таких случаях принимал несколько книжные обороты: что он незначащий червь мира сего и не достоин того, чтобы много о нем заботились, что испытал много на веку своем, претерпел на службе за правду, имел много неприятелей, покушавшихся даже на жизнь его, и что теперь, желая успокоиться, ищет избрать наконец место для жительства, и что, прибывши в этот город, почел за непременный долг засвидетельствовать свое почтение первым его сановникам. Гоголь, «Мёртвые души», 1842 г. ◆ …в газетных статьях и в книгах подобострастных беллетристов появилась та отрывистость речи, та мнимая лапидарность (бессмысленная по существу, ибо каждая короткая и будто бы чеканная фраза повторяет на разные лады один и тот же казенный трюизм или плоское от избитости общее место), та сила слов при слабости мысли и все те прочие ужимки стиля, которые ему свойственны. Набоков, «Истребление тиранов», 1936 г. (цитата из НКРЯ)
Источник: Викисловарь
Общее место (др.-греч. τόπος κοινός, лат. locus communis) — один из важнейших терминов классической риторики и литературной теории, обозначает воображаемую тему, обусловливающую выбор данной мысли, данного образа из многих других.
В самом широком смысле слова, согласно распространенным определениям, общие места (loci communes) представляют собой всякий устойчивый набор образов и мотивов, а также сами одинаковые мотивы и ситуации (содержательный аспект), имеющие сходное словесное выражение (аспект стилистический). Последнее важно в связи с проблемой текстуализации мотива — здесь традиция как бы предлагает одно из практических решений данной проблемы. Сказанное относится и к термину топос — в значении «общее место», в котором он, как и его латинский коррелят, восходит к риторической традиции — античной (Протагор, Аристотель, Гермоген, Цицерон) и средневековой [Wilpert 1989, S. 952], причем по своему употреблению термин топос еще в большей степени, чем locus communis, тяготеет к обозначению устойчивых элементов содержательно-тематического характера.
Согласно Сергею Аверинцеву, «основанная греками и принятая их наследниками поэтика „общего места“ — поэтика, поставившая себя под знак риторики».Её общие признаки:
господство так называемой рассудочности, то есть ограниченного рационализма (схоластики).В новейшее время «общее место» употребляется (нетерминологически) в негативном смысле, как синоним пошлости.
Источник: Википедия
См. также место.
См. также общий.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: сидишка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
То, что символистская литература демонизировала город, стало общим местом уже для самих писателей-символистов.
Отсюда анализ мотивации потребителей и необходимость этого действа давно являются общим местом маркетинга.
К несчастью, однако, этот подход, ставший общим местом мейнстрима, поставил в центр реального мира условного типичного индивида, превратив в центральную часть целого именно эту фигуру.