См. также руно.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
1. мифол. в греческой мифологии золотая шкура волшебного барана, охранявшаяся драконом у царя Колхиды Ээта; была похищена аргонавтами под предводительством Ясона ◆ … В их стране, как передают, горные потоки приносят золото, и варвары ловят его решетами и косматыми шкурами. Отсюда, говорят, и возник миф о золотом руне. Страбон, «География», Книга XI, II, 19
2. перен. богатство, к овладению которым прилагают немало усилий
Источник: Викисловарь
Золото́е руно́ — в древнегреческой мифологии золотая шкура барана, посланного богиней облаков Нефелой, или Гермесом по приказу Геры, или самим Зевсом, на спине которого дети орхоменского царя Афаманта — Фрикс и Гелла — отправились к берегам Азии, спасаясь от преследований мачехи Ино (или, по другой версии мифа, тётки Биадики). По дороге Гелла упала в море, названное после этого Геллеспонт — «море Геллы» (современный пролив Дарданеллы).
Фрикс достиг берега Колхиды (современный Самегрело (край в Грузии), в которую входит и Абхазия).
Здесь он принёс барана в жертву Зевсу, а снятое золотое руно подарил царю Колхиды. По позднему варианту мифа баран сам стряхнул с себя золотую шкуру. Золотое руно, ставшее магическим гарантом благоденствия колхов, охранялось драконом в роще Ареса, откуда оно было похищено и увезено в Грецию аргонавтами под предводительством Ясона.
Миф о золотом руне отражает историю ранних связей между Древней Грецией и Кавказом. По преданию, золото на Кавказе добывали, погружая шкуру барана в воды золотоносной реки; руно, на котором оседали частицы золота, приобретало большую ценность. Но данный способ добычи не подтвержден, то есть непонятно, можно ли таким способом добывать золотой песок из проточных рек, ручьёв.
Читаем подробнее о происхождении золотого руна и дальнейшее его превращение в зодиакальное созвездие Овна:
Некогда в Беотии в городе Орхомена , расположенном на берегу Кападонского озера, правил царь Атамант - сын бога ветров Эола, возлюбленный Нефелы - богини облаков и туч. И было у них двое детей - сын Фрикс и дочь Гелла - умные, красивые и милые. Но вскоре на них обрушилось несчастье: прогнал Атамант родную их мать Нефелу и женился на волшебнице Ино, дочери основателя Фив Кадма и Гармонии. От нее у Атаманта было двое сыновей - Леарх и Меликерт.
Как любая мачеха, Ино желала получше обеспечить своих собственных детей, она хотела, чтобы после смерти Атаманта они унаследовали все его царство, а не Фрикс и Гелла, которые были старше ее детей и поэтому являлись законными наследниками.
"Если Леарх и Меликерт не унаследуют царства своего отца, они будут самыми несчастными детьми на всем свете! Какая же я мать,- думала Ино,- если не обеспечу счастье своих детей!"
С каждым днем ненависть Ино к Фриксу и Гелле становилась все сильнее. Она решила погубить приемышей, но сделать это так, чтобы ее злодеяние осталось незамеченным. Никто и подумать не должен, что она виновна в смерти двух детей.
День и ночь Ино вынашивала разные планы осуществления своей ужасной цели. И, наконец, решила, как ей поступить. В один из осенних дней Ино тайно позвала к себе всех женщин города и убедила их взять пшеницу, которую их мужья отделили для посева, и высушить ее в горячих печах. Она обманула их, сказав, что после этого нивы станут неслыханно плодородными. Ино, конечно, знала, что ни одно из пережаренных зерен не взойдет и ничего не уродится после такого сева.
Наивные женщины последовали советам Ино и так высушили пшеницу для посева, что пережгли ее. Мужья их, не подозревавшие ни о чем, посеяли негодное зерно. На следующий год на известных своим плодородием орхоменских нивах ничего не выросло. Наступил голод, начались болезни людей и скота...
Атамант решил послать гонцов в Дельфы, чтобы они спросили у Пифии - пророчицы бога Аполлона, в чем причина такого неурожая и наступивших болезней. Однако перед отъездом гонцов Ино пригласила их к себе и, обласкав и дав много денег, уговорила сообщить после возвращения из Делъфов Атаманту, что будто бы Пифия сказала так: "Нивы снова станут плодородными, если Атамант принесет в жертву богам своих детей Фрикса и Геллу!"
Когда гонцы вернулись из Дельфов и передали "ответ" Пифии, Атамант погрузился в глубокую скорбь и день и ночь проливал слезы. Но как он мог не выполнить волю богов, чтобы избавить свою страну от постигшего ее бедствия? И он приказал принести в жертву своих детей. Ино ликовала: ее зловещий план почти удался!
Повели Фрикса и Геллу, ничего не подозревающих о своей горькой участи, к жертвеннику, находившемуся за пределами города в красивом лесу. Там уже все было подготовлено. Жрецы пели гимн во славу богов, а главный жрец держал в руках острый меч. Этим мечом он должен был совершить заклание.
Когда Фрикс и Гелла шли через лес, они радостно обгоняли своего сопровождающего, останавливались, чтобы сорвать цветок, робко выглядывающий из зеленой травы. И вдруг из-за огромного дуба перед ними неожиданно появился овен (баран), чье руно блестело, как золото. Этого златорунного овна послала богиня Нефела - мать Фрикса и Геллы, чтобы спасти их.
Овен кротко приблизился к детям и так мило посмотрел на них своими нежными глазами, словно хотел им что-то сказать. Дети начали его ласкать, и он опустился перед ними на колени. Уселся на овна Фрикс, схватил за рога и крикнул сестре: "Гелла, садись и ты со мной! Видишь, какой он кроткий!" Гелла села рядом с братом, крепко обхватив его руками за пояс. А овен выпрямился, встал на ноги и пошел по лесной дороге. Когда человек, сопровождавший детей, приблизился, овен быстро взлетел и начал подниматься все выше и выше. Вот он уже скрылся за огромным черным облаком. Все быстрее и выше летел овен, а земля становилась все меньше и меньше. Леса уже казались маленькими зелеными пятнами, реки - блестящими лентами, извивающимися между полями и лесами. Показалось и море, будто широкая синяя полоса. Гелла испугалась. У нее закружилась голова, и она отпустила руки... Фрикс, держась левой рукой за рога, пытался правой удержать сестру, но было поздно. Гелла сорвалась и утонула в море. С тех пор оно стало называться морем Геллы или Геллеспонтом.
А овен нес Фрикса на север и летел долго-долго, пока не достиг реки Фасис (река Риони на Кавказе) в далекой и сказочной Колхиде, где правил царь Ээт - сын бога Гелиоса.
Ээт с радостью встретил Фрикса. Златорунный овен, спасший его, был принесен в жертву Зевсу, покровителю путешественников. А золотое руно овна Ээт повесил на высокий дуб в священной роще бога войны Ареса (Марса) и оставил рядом чудовищного дракона, который никогда не спал и постоянно извергал огонь из своей пасти. Лучшего сторожа вряд ли можно было найти.» С отцовской заботой Ээт вырастил и воспитал Фрикса, а когда тот вырос, отдал ему в жены свою дочь Халкиопу.
За то, что овен спас жизнь Фрикса, боги превратили его в созвездие, чтобы он напоминал людям о злодеянии волшебницы Ино.» (Ангел Дамянов Бонов «Мифы и легенды о созвездиях.
Источник: Википедия
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: орешниковый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Играя на тщеславии мужа, она внушила ему, что он принадлежит к тем незаурядным и сильным личностям, которым дано преодолеть все препятствия и добыть золотое руно.
К этим мифологемам можно отнести такие сюжеты, как похищения золотого руна, изгнание героя и огромное множество других деяний, совершаемых персонажами мифов.
И это – единственное, с чем мы вернулись из похода за звёздным золотым руном.