ВЕТРИ́ЛО, -а, ср. Трад.-поэт. Парус. Шуми, шуми, послушное ветрило, Волнуйся подо мной, угрюмый океан. Лети, корабль. Пушкин, Погасло дневное светило.
◊
Без руля и без ветрил см. руль.Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
1. устар. поэт. то же, что парус ◆ Шуми, шуми, послушное ветрило, // Волнуйся подо мной, угрюмый океан. // Лети, корабль. Пушкин, «Погасло дневное светило...», 1820 г. (цитата из НКРЯ) ◆ На воздушном океане, // Без руля и без ветрил, // Тихо плавают в тумане // Хоры стройные светил. Лермонтов, «Демон: Восточная повесть / «На воздушном океане...»», 1841 г. ◆ Громады скал у берегов, // В клочки изорвано ветрило… // Таких немало челноков // Без цели море погубило. В. И. Немирович-Данченко, «Поэту», 1921 г. (цитата из Библиотеки Максима Мошкова)
2. разг. увелич. к ветер; сильный, резкий ветер ◆ Зонтом мы укрываемся, // а дождь сечет нас розгами, // и подгоняет лодочку ветрило продувной. Эльдар Рязанов, «Внутренний монолог» ◆ — И что это за ветрило у вас тут такой бешеный, — пожаловалась Литвейко. // — А это норд, — ответила Ася. — Помнишь, какой нас в море трепал? М. А. Палант, «Курсант Аня»
Источник: Викисловарь
ВЕТРИ'ЛО, а, ср. (книжн. поэт. устар.). Парус. Шуми, шуми, послушное ветрило. Пшкн. Без руля и без ветрил. Лрмнтв.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: ситовейка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Подлый ветрило так и норовил украсть слова и развеять их над пустыней.
Во-первых, пространство расширяется: в первой строфе взгляд поднимается над водой не выше кустов или деревьев, где поёт соловей (причём они не названы и не видимы); во второй – до высоты мачты с парусом (причём она видна: это «ветрило бледное»); в третьей – до небес, где плывёт луна (видная и яркая: это самый светлый объект в стихотворении), и одновременно – настолько же вниз, где эти небеса отражаются в воде.
Сколь не похожи были они на белые ветрила каравелл, украшающие подобно облакам небесным синее лоно вод!