АССОНА́НС, -а, м. Лит. Повторение в стихе сходных гласных звуков. || Неточная рифма, в которой совпадают только ударные гласные звуки.
[Франц. assonance]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
1. филол. созвучие гласных звуков (преимущественно ударных) в стихотворной строке, строфе, фразе ◆ По всем стихам цикла и «Оды» разбросаны рифмы и ассонансы со звуком «с»: окись — примесь, косит — просит, голос — боролись, Эльбрус — светло-рус, мясо — часа, износ — разноголос… Надежда Мандельштам, «Воспоминания», 1960–1970 г. (цитата из НКРЯ)
2. филол. неточная рифма, в которой совпадают только ударные гласные звуки ◆ В отличие от позднейшего русского силлабического стихотворства, стремящегося к соблюдению равносложности строк в отдельных стихотворениях, пользующегося одной лишь женской рифмой и выдерживающего цезуру в стихе, стихотворство досиллабическое не знает ни равносложности строк, ни цезуры, употребляет одинаково рифму женскую, мужскую, дактилическую и даже гипердактилическую, заменяя её часто ассонансами и консонансами. Н. К. Гудзий, «История древней русской литературы. (XVI–XVII вв.)», 1938 г. (цитата из НКРЯ)
Источник: Викисловарь
Ассонанс (фр. assonance, от лат. assono — звучу в лад) — приём звуковой организации текста, особенно стихотворного: повторение гласных звуков — в отличие от аллитерации (повтора согласных).
Михаил Юрьевич Лермонтов
С. Я. Маршак
(здесь ассонанс и аллитерация использованы вместе)Как отмечал Я. Зунделович, ассонанс, как и аллитерация, не только служит целям самоценной выразительности поэтического текста, но и «выдвигает и объединяет отдельные слова или их группы».
Разновидностью ассонанса в некоторых источниках считают ассонансную рифму, в которой созвучны только гласные, но не согласные. Именно как разновидность рифмы определялся ассонанс, в частности, Энциклопедическим словарём Брокгауза и Ефрона, отмечавшим по состоянию на конец XIX века, что
особенно часто прибегают к ассонансу испанские и португальские поэты. Немецкие — лишь при переводах и подражаниях этим поэтам, и лишь немногие в оригинальных произведениях, например Шлегель в своем «Алдаркосе». В народной поэзии славян с появления рифмы ассонанс часто встречается, но обыкновенно уже рядом с созвучием согласных в двух соседних строках стиха, таким образом является полная более или менее выработанная рифма, то есть созвучие гласных и согласных.
Источник: Википедия
АССОНА'НС, а, м. [фр. assonance] (книжн.). 1. Созвучие. 2. Неполная рифма, в к-рой рифмуются только гласные, но не согласные звуки (лит.), напр.: за́росли — жа́лости, кру́глый — гу́бы. Брсв.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: пересекание — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Аллитерации и ассонансы поэта впервые сверкают нам явью движений, солнца, земли, луны – говорят её жестами; светлые смыслы нисходят по линии жестов.
Диссонанс предполагает наличие ассонанса, порядка, согласия.
Здесь подошли бы какие-нибудь похожие по звучанию глаголы, скажем, «обратись, распорядись»; или существительное иного строения: какой-нибудь «акростих»; или вообще применим ассонанс – слова, соприкасающиеся только звучанием гласных.