Цитаты из русской классики со словосочетанием «языческая свастика»

Неточные совпадения

Языческая простота! Я сижу в ресторане, с газетой в руках, против меня за другим столом — очень миленькая девушка. Вдруг она говорит мне: «Вы, кажется, не столько читаете, как любуетесь моими панталонами», — она сидела, положив ногу на ногу…
А Лидия поучительно внушала ему, что в культе мадонны слишком явны элементы языческие, католичество чувственно, эстетично…
Рассказывал Козлов об уцелевшем от глубокой древности празднике в честь весеннего бога Ярилы и о многих других пережитках языческой старины.
Три группы людей, поднимавших колокол, охали, вздыхали и рычали. Повизгивал блок, и что-то тихонько трещало на колокольне, но казалось, что все звуки гаснут и вот сейчас наступит торжественная тишина. Клим почему-то не хотел этого, находя, что тут было бы уместно языческое ликование, буйные крики и даже что-нибудь смешное.
Самгин встал и пошел прочь, думая, что вот, рядом с верой в бога, все еще не изжита языческая вера в судьбу.
— «В здоровом теле — здоровый дух», это — утверждение языческое, а потому — ложное, — сказал протоиерей Славороссов. — Дух истинного христианина всегда болеет гладом любви ко Христу и страхом пред ним.
Все это странно, хотя не совсем ново, если вспомнить браминскую Индию и языческий Египет: они одряхлели, и надо было занять им сил и жизни у других, как истощенному полю нужно переменить посев.
Возделанные поля, чистота хижин, сады, груды плодов и овощей, глубокий мир между людьми — все свидетельствовало, что жизнь доведена трудом до крайней степени материального благосостояния; что самые заботы, страсти, интересы не выходят из круга немногих житейских потребностей; что область ума и духа цепенеет еще в сладком, младенческом сне, как в первобытных языческих пастушеских царствах; что жизнь эта дошла до того рубежа, где начинается царство духа, и не пошла далее…
Когда он, пухлый, красный, едет на тройке с бубенчиками и Пантелеймон, тоже пухлый и красный, с мясистым затылком, сидит на козлах, протянув вперед прямые, точно деревянные, руки, и кричит встречным: «Прррава держи!», то картина бывает внушительная, и кажется, что едет не человек, а языческий бог.
Он, в сущности, всегда любил православие без Христа и всегда оставался верен такому языческому православию, которое ведь много милее и ближе, чем суровый и трагический дух Христов.
Ныне происходит возврат к античному, языческому сознанию, которое признавало безраздельную власть общества и государства.
Но тоталитаризм в христианский период истории есть всегда возвращение к языческому монизму.
Власть цезаря и даже царя носит языческий характер и принципиально чужда христианству.
Русский мессианизм не может быть связан с Россией бытовой, инертно-косной, Россией, отяжелевшей в своей национальной плоти, с Россией, охраняющей обрядоверие, с русскими — довольными своим градом, градом языческим, и страшащимися града грядущего.
На необъятной русской равнине возвышаются церкви, подымаются святые и старцы, но почва равнины еще натуралистическая, быт еще языческий.
Монизм есть всегда возврат к языческому пониманию государственной власти, дуализм же имеет христианское происхождение, он укреплен кровью мучеников.
Конфликт христианства и империи был конфликтом духа и кесаря, которого не могло быть в дохристианском языческом сознании.
Это русское мессианское сознание было замутнено, пленено языческой национальной стихией и искажено пережитками сознания юдаистического.
Русское сознание должно очиститься и освободиться от этого языческого и юдаистического плена.
Вселенский дух Христов, мужественный вселенский логос пленен женственной национальной стихией, русской землей в ее языческой первородности.
И в христианский период истории происходит возврат к языческому пониманию государства, т. е. тоталитарному, монистическому пониманию.
И Розанов из страха принял православие, но православие без Христа, — православный быт, всю животную теплоту православной плоти, все языческое в православии.
В языческом сознании не было непроходимой грани между богами и человеком.
«Розановское», бабье и рабье, национально-языческое, дохристианское все еще очень сильно в русской народной стихии.
Русский народ в своих низах погружен в хаотическую, языческую еще земляную стихию, а на вершинах своих живет в апокалиптических чаяниях, жаждет абсолютного и не мирится ни с чем относительным.
Теперь, с другой стороны, возьмите взгляд самой церкви на преступление: разве не должен он измениться против теперешнего, почти языческого, и из механического отсечения зараженного члена, как делается ныне для охранения общества, преобразиться, и уже вполне и не ложно, в идею о возрождении вновь человека, о воскресении его и спасении его…
Когда же римское языческое государство возжелало стать христианским, то непременно случилось так, что, став христианским, оно лишь включило в себя церковь, но само продолжало оставаться государством языческим по-прежнему, в чрезвычайно многих своих отправлениях.
Правда, — усмехнулся старец, — теперь общество христианское пока еще само не готово и стоит лишь на семи праведниках; но так как они не оскудевают, то и пребывает все же незыблемо, в ожидании своего полного преображения из общества как союза почти еще языческого во единую вселенскую и владычествующую церковь.
Но в Риме, как в государстве, слишком многое осталось от цивилизации и мудрости языческой, как например самые даже цели и основы государства.
Христова же церковь, вступив в государство, без сомнения не могла уступить ничего из своих основ, от того камня, на котором стояла она, и могла лишь преследовать не иначе как свои цели, раз твердо поставленные и указанные ей самим Господом, между прочим: обратить весь мир, а стало быть, и все древнее языческое государство в церковь.
Все же это ничем не унизит его, не отнимет ни чести, ни славы его как великого государства, ни славы властителей его, а лишь поставит его с ложной, еще языческой и ошибочной дороги на правильную и истинную дорогу, единственно ведущую к вечным целям.
Кто хочет знать, как сильно действовала на молодое поколение весть июльского переворота, пусть тот прочтет описание Гейне, услышавшего на Гельголанде, что «великий языческий Пан умер». Тут нет поддельного жара: Гейне тридцати лет был так же увлечен, так же одушевлен до ребячества, как мы — восемнадцати.
Зато и праздник имеет чисто языческий вид.
Отец мой возил меня всякий год на эту языческую церемонию; все повторялось в том же порядке, только иных стариков и иных старушек недоставало, об них намеренно умалчивали, одна княжна говаривала: «А нашего-то Ильи Васильевича и нет, дай ему бог царство небесное!.. Кого-то в будущий год господь еще позовет?» — И сомнительно качала головой.
Собственно мистический характер зодчество теряет с веками Восстановления. Христианская вера борется с философским сомнением, готическая стрелка — с греческим фронтоном, духовная святыня — с светской красотой. Поэтому-то храм св. Петра и имеет такое высокое значение, в его колоссальных размерах христианство рвется в жизнь, церковь становится языческая, и Бонаротти рисует на стене Сикстинской капеллы Иисуса Христа широкоплечим атлетом, Геркулесом в цвете лет и силы.
Я очень не люблю суеверные и, в сущности, языческие элементы в христианстве.
В ренессансе начала XX века было слишком много языческого.
Половой пантеизм, который так блестяще защищал Розанов, не есть эрос, это возврат к языческому полу.
Но был сильный элемент языческого возрождения, дух эллинский был сильнее библейского мессианского духа.
Языческий храм Бахуса.
И в нем смешался ренессанс христианский с ренессансом языческим.
Богочеловечество подготовлялось еще в языческом мире, в языческих религиях.
Несмелов все время борется против языческих, идолопоклоннических, магических элементов в христианстве.
Юдаизм, большая часть языческих религий — религии рождения, апофеоз жизни, христианство же есть религия смерти.
Только еврейская религия для Хомякова — иранство, все же языческие религии — кушитство.
Он до последней крайности обострил противоречие исторического христианства, конфликт евангельских заветов с языческим отношением к жизни в мире, к жизни обществ.
Два противоположных начала легли в основу формации русской души: природная, языческая дионисическая стихия и аскетически-монашеское православие.
То, что называли у нас двоеверием, т. е. соединение православной веры с языческой мифологией и народной поэзией, объясняет многие противоречия в русском народе.
Языческий космизм, хотя и в очень преображенной форме, преобладал над христианским персонализмом.
Он видел эту необходимость, эту власть вещественности над духом и в языческих религиях, и в католичестве, и в западном рационализме, и в философии Гегеля.
 

Предложения со словосочетанием «языческая свастика»

Значение слова «языческий»

Значение слова «свастика»

  • СВА́СТИКА, -и, ж. Знак в виде равноконечного креста с загнутыми под прямым углом концами — эмблема фашизма, ставшая символом варварства и насилия (первоначально орнаментальный мотив, встречавшийся в искусстве древних культур Азии и Европы). (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова СВАСТИКА

Афоризмы русских писателей со словом «языческий»

Отправить комментарий

@
Смотрите также

Значение слова «языческий»

ЯЗЫ́ЧЕСКИЙ, -ая, -ое. Прил. к язычество, к язычник (в 1 знач.). Языческая эпоха. Языческая религия.

Все значения слова «языческий»

Значение слова «свастика»

СВА́СТИКА, -и, ж. Знак в виде равноконечного креста с загнутыми под прямым углом концами — эмблема фашизма, ставшая символом варварства и насилия (первоначально орнаментальный мотив, встречавшийся в искусстве древних культур Азии и Европы).

Все значения слова «свастика»

Предложения со словосочетанием «языческая свастика»

  • Уже странно, потому что никогда не будет мусульманский фундаменталист рисовать языческую свастику.

  • (все предложения)

Синонимы к слову «языческий»

Синонимы к слову «свастика»

Ассоциации к слову «свастика»

Морфология

Правописание

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я