Гравюра не думает быть лучше картины, она гораздо хуже ее в
художественном отношении; так и произведение искусства никогда не достигает красоты или величия действительности; но картина одна, ею могут любоваться только люди, пришедшие в галлерею, которую она украшает; гравюра расходится в сотнях экземпляров по всему свету, каждый может любоваться ею, когда ему угодно, не выходя из своей комнаты, не вставая с своего дивана, не скидая своего халата; так и предмет прекрасный в действительности доступен не всякому и не всегда; воспроизведенный (слабо, грубо, бледно — это правда, но все-таки воспроизведенный) искусством, он доступен всякому и всегда.
Неточные совпадения
Первый план
художественной литературы все еще занимали Лаврецкие и Рудины с их меланхолически — отрицательным
отношением к действительности и туманными предчувствиями.
Здесь слишком заметно увлечение вещью; гремят колеса и молот и свистят локомобили только во имя качества вещи и сбыта ее; коммерческие и
художественные соображения не имеют здесь никакого
отношения к наказанию, а между тем на Сахалине, как и везде на каторге, всякое предприятие должно иметь своею ближайшею и отдаленною целью только одно — исправление преступника, и здешние мастерские должны стремиться к тому, чтобы сбывать на материк прежде всего не печные дверцы и не краны, а полезных людей и хорошо подготовленных мастеров.
Таковы должны быть, по нашему мнению,
отношения реальной критики к
художественным произведениям; таковы в особенности должны они быть к писателю при обозрении целой его литературной деятельности.
Но предварительно сделаем несколько замечаний об
отношении художественного таланта к отвлеченным идеям писателя.
Взятый сам по себе, со стороны своего внутреннего содержания, этот тип не весьма выразителен, а в смысле
художественного произведения даже груб и не интересен; но он представляет интерес в том
отношении, что служит наивернейшим олицетворением известного положения вещей.
Для нас польза связана обыкновенно если не с неприятным, то, во всяком случае, с безразличным в эстетическом
отношении; красота и полезность пребывают во вражде; убить эту вражду не удастся никакой
художественной промышленности, если утрачен ключ к древнему
отношению этих двух враждебных стихий; но было время, когда польза не смотрела пустыми очами в очи красоте; тогда не существовало отрицательного понятия «утилитаризма», который хочет уничтожать все, не согласное с ним; и первый враг его, конечно, красота, такая одинокая, такая чуждая для многих современных людей.
Поэтому и в окончательном
отношении к учению Федорова ощущается невольная противоречивость: при всей неприемлемости, даже чудовищности «проекта» он не может быть и просто отринут, ибо с ним связано нечто интимное и нужное [Невольно напрашивается на сопоставление с федоровским «проектом общего дела» эсхатологическая мечта Скрябина о создании мистерии, вернее, о
художественной подготовке такого мистериального действа, которое должно положить конец этому зону и явиться гранью между двумя космическими периодами.
Что такое эстетическое оскудение отнюдь не составляет нормы церковной жизни, об этом красноречивей всего свидетельствует несравненная красота православного культа и
художественные сокровища его литургики [Знаменательно в этом
отношении явление К. Н. Леонтъева, эстета из эстетов, и, однако, нашедшего себе религиозный и эстетический приют в лоне православия, в тиши Афона и Оптиной, на послушании у старца Амвросия, и кончившего дни иноком Климентом.
Можно сказать больше, это всеискусство (или за-искусство), бессловесное, беспредметное, безыскусное, обладает очень высоким самосознанием, чувствует себя несоизмеримым в
отношении к отдельным
художественным специальностям, и не согласилось бы променять на них своего бессилия, и, жаждая мирового преображения, удовлетвориться… советом.
Глубокая и таинственная серьезность «живой жизни», форма проявления ее в том светлом существе, которое называется человеком, счастье в его отличии от удовольствия, уплощение и омертвение жизни, когда дело ее берется творить живой мертвец, — все эти стороны
художественного жизнепонимания Толстого особенно ярко и наглядно проявляются в
отношении его к любви между мужчиной и женщиной.
Картина г. Флавицкого, заслуживающая, по отзывам знатоков, большую похвалу в
отношении художественном и удостоенная Академией заслуженной награды, еще более распространила в публике уверенность в истине небывалого происшествия, придуманного досужими иностранцами, писавшими много разнообразного вздора об Екатерине II.
Но есть нравственный акт в
отношении к познавательному и
художественному акту.
Совершенно так же жизнь есть только в первородных эстетических восприятиях и суждениях, в творчески-художественном
отношении к жизни, и ее нет в эстетическом снобизме.
Но Стасов был поклонник не уваровской формулы — он и вовсе не дружил с тогдашними"почвенниками", вроде Ал. Григорьева, а преклонялся скорее перед Добролюбовым и — главное — перед Чернышевским, воспитал свое
художественное понимание на его диссертации"Эстетические
отношения искусства к действительности"и держался весьма либеральных взглядов.
Общество кременчугских врачей прислало мне официальное письмо, где сообщало, что оно в течение трех заседании подвергло подробному обсуждению книгу и «пришло к заключению, что Ваша книга имеет громадное общественное значение, и постановило выразить Вам глубокую признательность за столь правдивое изображение в
художественной форме многих насущных вопросов врачебного быта и общественно-медицинских
отношений».
Но было у нее огромное интуитивное понимание того, что хочет и может дать ее муж-художник, и в этом
отношении она была живым воплощением его
художественной совести.
Как слепые долго и много перекладывали бы камушки и в конце концов не могли бы прийти ни к какому другому выводу, как тот, что все камни драгоценны, особенно же драгоценны самые гладкие, так и эстетические критики, лишенные
художественного чувства, не могли не прийти к таким же результатам по
отношению к Шекспиру.
— Мы писали по одному и тому же плану, — продолжал он, — и всегда одно и то же, в общих чертах, но мне принадлежала более мыслительная сторона романа: последовательность и детали душевного анализа и общественного
отношения действующих лиц; брат прибавлял к этому
художественные подробности описательного характера и отделывал язык в местах патетических. Он был настоящий артист, резчик, un ciseleur.
В творчески-художественном
отношении к миру уже приоткрывается мир иной.
Ярко творческое
отношение к науке, к философии, общественной жизни, морали считают
художественным.