Неточные совпадения
— Но любовь ли это, друг мой? Искренно ли это? Положим, вы простили, вы прощаете… но имеем ли мы право действовать на
душу этого ангела? Он считает ее
умершею. Он молится за нее и просит Бога простить ее грехи… И так лучше. А тут что он будет думать?
— О своей
душе, известное дело, пуще всего думать надо, — сказала она со вздохом. — Вон Парфен Денисыч, даром что неграмотный был, а так помер, что дай Бог всякому, — сказала она про недавно
умершего дворового. — Причастили, особоровали.
Инспектор врачебной управы вдруг побледнел; ему представилось бог знает что: не разумеются ли под словом «мертвые
души» больные,
умершие в значительном количестве в лазаретах и в других местах от повальной горячки, против которой не было взято надлежащих мер, и что Чичиков не есть ли подосланный чиновник из канцелярии генерал-губернатора для произведения тайного следствия.
Насчет главного предмета Чичиков выразился очень осторожно: никак не назвал
души умершими, а только несуществующими.
— Я придумал вот что. Теперь, покуда новые ревижские сказки не поданы, у помещиков больших имений наберется немало, наряду с
душами живыми, отбывших и
умерших… Так, если, например, ваше превосходительство передадите мне их в таком виде, как бы они были живые, с совершением купчей крепости, я бы тогда эту крепость представил старику, и он, как ни вертись, а наследство бы мне отдал.
— Видите ли что? — сказал Хлобуев. — Запрашивать с вас дорого не буду, да и не люблю: это было бы с моей стороны и бессовестно. Я от вас не скрою также и того, что в деревне моей из ста
душ, числящихся по ревизии, и пятидесяти нет налицо: прочие или померли от эпидемической болезни, или отлучились беспаспортно, так что вы почитайте их как бы
умершими. Поэтому-то я и прошу с вас всего только тридцать тысяч.
2) Оных упомянутых ревижских
душ, пришлых, или прибылых, или, как они неправильно изволили выразиться,
умерших, нет налицо таковых, которые бы не были в залоге, ибо все в совокупности не только заложены без изъятия, но и перезаложены, с прибавкой по полутораста рублей на
душу, кроме небольшой деревни Гурмайловка, находящейся в спорном положении по случаю тяжбы с помещиком Предищевым, и потому ни в продажу, ни в залог поступить не может».
— «Приступая к обдумыванью возложенного на меня вашим высокородием поручения, честь имею сим донести на оное: 1) В самой просьбе господина коллежского советника и кавалера Павла Ивановича Чичикова есть уже некоторое недоразумение: в изъясненье того, что требуются ревизские
души, постигнутые всякими внезапностями, вставлены и
умершие.
— Кошкарев продолжал: — «…в словесных науках, как видно, не далеко… ибо выразились о
душах умершие, тогда как всякому, изучавшему курс познаний человеческих, известно заподлинно, что
душа бессмертна.
Я был при том, когда
умершее на кресте Слово восходило в небо, неся на персях своих
душу распятого одесную разбойника, я слышал радостные взвизги херувимов, поющих и вопиющих...
И он принялся мне рассказывать о том, что это
душа умершего ребенка. Она некоторое время скитается по земле в виде летяги и только впоследствии попадает в загробный мир, находящийся в той стороне, где закатывается солнце.
— Это его, его, — забормотал испуганно Дерсу, и я понял, что он говорит про
души заблудившихся и
умерших. Затем он вскочил на ноги и что-то по-своему стал сердито кричать в тайгу. Я спросил его, что это значит.
Как из дела сего видно, что генерал-аншеф Кирила Петров сын Троекуров на означенное спорное имение, находящееся ныне во владении у гвардии поручика Андрея Гаврилова сына Дубровского, состоящее в сельце Кистеневке, по нынешней… ревизии всего мужеска пола **
душ, с землею, и угодьями, представил подлинную купчую на продажу оного покойному отцу его, провинциальному секретарю, который потом был коллежским асессором, в 17… году из дворян канцеляристом Фадеем Спицыным, и что сверх сего сей покупщик, Троекуров, как из учиненной на той купчей надписи видно, был в том же году ** земским судом введен во владение, которое имение уже и за него отказано, и хотя напротив сего со стороны гвардии поручика Андрея Дубровского и представлена доверенность, данная тем
умершим покупщиком Троекуровым титулярному советнику Соболеву для совершения купчей на имя отца его, Дубровского, но по таковым сделкам не только утверждать крепостные недвижимые имения, но даже и временно владеть по указу…. воспрещено, к тому ж и самая доверенность смертию дателя оной совершенно уничтожается.
Колико крат негодовал я на
умершего моего благодетеля, что дал мне
душу на чувствование.
— У нас требы исправляют по древлеотеческому чину старцы, духовный отец… Не женское это дело. А молиться никому нельзя воспретить: и за живых молимся и за
умерших. По своей силе
душу свою спасаем.
Недаром существует в народе поверье, что
душа грешника,
умершего в светлый праздник, очищается от грехов и уносится в райские обители.
Опять бросились к календарю, и опять ничего не нашли. Но приблизительно вывели, что с 1870 года по 1879-й средний ежегодный прирост населения простирался до 1500000
душ. Но сколько ежегодно было родившихся и сколько
умерших? Это взялся определить уже сам Очищенный при пособии кокоревского глазомера.
В то время как подруги предавались обожанию учителей, Лена Липоватова лелеяла в
душе культ
умершей матери.
После же смерти внушается родным его, что для спасения
души умершего полезно положить ему в руки печатную бумагу с молитвой; полезно еще, чтобы над мертвым телом прочли известную книгу и чтобы в церкви в известное время произносили бы имя
умершего.
« — А что он видел,
умерший Сокол, в пустыне этой без дна и края? Зачем такие, как он, умерши, смущают
душу своей любовью к полетам в небо? Что им там ясно? А я ведь мог бы узнать все это, взлетевши в небо хоть ненадолго.
— Но я целовал крест добровольно. Отец Авраамий, не вынужденная клятва тяготит мою
душу; нет, никто не побуждал меня присягать королевичу польскому! и тайный, неотступный голос моей совести твердит мне ежечасно: горе клятвопреступнику! Так, отец мой! Юрий Милославский должен остаться слугою Владислава; но инок,
умерший для света, служит единому богу…
Люди слышали в этих причудливых звуках стоны покойников, падали на колена, трясясь всем телом, молились за
души умерших, молились за свои
души, если бог не ниспошлет железного терпенья телу, и ждали своей последней минуты.
Мысль, что красноречивая и одушевленная речь об
умершем уже в старости поэте — написана молодым, умирающим поэтом и драматическим писателем, без сомнения, потрясала
души всех слушателей, способных сочувствовать такому горестному событию.
— Ну, конечно. Старуха полумертвая — давно бы уж ей пора в Елисейские поля [Елисейские поля — страна, где пребывают
души умерших героев и праведников (греч. миф.).]! Продолжай.
И замечательно то, что всё это коломенское население, весь этот мир бедных старух, мелких чиновников, мелких артистов и, словом, всей мелюзги, которую мы только поименовали, соглашались лучше терпеть и выносить последнюю крайность, нежели обратиться к страшному ростовщику; находили даже
умерших от голода старух, которые лучше соглашались умертвить свое тело, нежели погубить
душу.
Одно слово, моя ненаглядная Мари, одно слово твое воскресит в
душе моей
умершие надежды.
Но Петрусь не боялся их, и тонким, визгливым, резким голосом, как покрикивала
умершая, начал грозить пану Кнышевскому, чтобы он не полагал ее в отсутствии от себя, что
душа всегда будет находиться в зеленом поставчике и, смотря на его деяния, по ночам будет мучить его, если он неподобное сотворит.
Все эти сознательные мысли представлялись ему всегда нераздельно с ярким, всегда близким и всегда поражавшим его
душу воспоминанием об
умершем ребенке.
Левшин. Милая, — всех мы убиваем! Которых пулями, которых словами, всех мы убиваем делами нашими. Гоним людей со свету в землю и не видим этого, и не чувствуем… а вот когда бросим человека смерти, тогда и поймем немножко нашу вину перед ним. Станет жалко
умершего, стыдно пред ним и страшно в
душе… Ведь и нас так же гонят, и мы в могилу приготовлены!..
Но Мирошев узнает, что тут же живет воспитанница его тетки, бедная сирота, обер-офицерская дочь, и что покойница хотела, но не успела укрепить ей свои 50
душ — и Мирошев опять нищий: он отдает сироте свое родовое имение, исполняя волю
умершей тетки.
Сахатов. Это соисршепно справедливо и понятно; но позвольте спросить: если, как вы изволите говорить, погружение медиума в сон производит пертурбации духовного эфира, то почему же эти пертурбации выражаются всегда, как это подразумевается обыкновенно в спиритических сеансах, проявлением деятельности
душ умерших личностей?
Профессор. А потому, что частицы этого духовного эфира суть ве что иное, как
души живых,
умерших и неродившихся, так что всякое сотрясение этого духовного эфира неизбежно вызывает известное движение его частиц. Частицы же эти суть не что иное, как
души людей, входящие этим движением в общение между собою.
Да, да, виноват, я только хотел сказать Сергею Иванычу на то, что он спрашивал: почему мы узнаем, что с нами общаются
души умерших?
Ну, разве возможно это, чтобы
души умерших и говорили бы и на гитаре играли бы?
Отец сам одевал
умершую свою дочь в приготовленное ею заранее платье, сам клал ее в гроб, выносил в церковь и отнес на кладбище; ни малейшего ропота не произнес его язык, и вся
душа была исполнена благоговейной радости и покорности воле божией.
И вот этим-то людям, имеющим в себе достаточную долю инициативы, полезно вникнуть в положение дела, полезно знать, что большая часть этих забитых, которых они считали, может быть, пропавшими и
умершими нравственно, — все-таки крепко и глубоко, хотя и затаенно даже для себя самих, хранит в себе живую
душу и вечное, неисторжимое никакими муками сознание и своего человеческого права на жизнь и счастье.
Я знаю только одного современного поэта, с такою же мощью затрагивающего мрачные струны
души человеческой. Это также поэт, родившийся в рабстве и
умерший прежде возрождения отечества. Это певец смерти, Леопарди, которому мир казался громадным союзом преступников, безжалостно преследующих горсть праведных безумцев.
Не осудил их, не возненавидел, даже чего-нибудь нового, отталкивающего в них не заметил, — они просто выпали из его
души, как выпадают зубы изо рта, как вылезают волосы, как отпадает
умершая кожа: безболезненно, нечувствительно, спокойно.
Я не спал… Глубокий мрак закинутой в лесу избушки томил мою
душу, и скорбный образ
умершей девушки вставал в темноте под глухие рыдания бури…
И воле человеческой не дано их «тревожить, чтобы они вышли», лишать их места успокоения всевозможными методами регуляции природы [«Блажен путь, в он же идеши днесь, о
душе, яко уготовася тебе место упокоения» — такими словами напутствуется Церковью
умерший при погребении.].
Ибо всякий человек,
умерший без детей, отделяется от супруги навсегда; его
душа не соединится уже с
душой супруги.
Схождение матери и превращение мужского начала в женское и обратно абсолютно неустранимо в подобных случаях, ибо
душа человека,
умершего без детей, не может уже войти в тело мужчины, если она не имеет души-сестры, бывшей раньше супругой.
Душа может возвратиться только в преображенное тело воскресения, и бесполезно снова сшивать из клочков обветшавшую и расползшуюся «кожаную ризу»
умершего тела.
Психе, как указывает Нэгельсбах, есть у Гомера принцип животной, а не духовной жизни, это, сообразно первоначальному значению слова, — «дух», дыхание человека. Покинув тело, эта психе-душа улетает в подземное царство в виде смутного двойника
умершего человека, в виде тени, подобной дыму. (Она лишена чувства, сознания, хотения. — как раз всего того, что составляет «я» человека, его
душу в нашем смысле.)
Первоначальная нравственность строилась под давлением ужаса перед
душами умерших, она определялась не только отношением к людям, но и отношением к богам и полубогам, к демонам и духам.
Боже мой, чего только не выдумывала его больная фантазия: тут были и светлые ангелы, ведущие борьбу с темными духами зла и побеждающие их. Тут были и райские сады с маленькими птичками —
душами рано
умерших детей. Они порхали по душистым цветам Эдема и прославляли пением Великого Творца. Потом он говорил о свирепых горных духах, прятавшихся в пещерах…
«Боже! Спаси папу, маму, братьев, сестер, дедушку, бабушку и всех людей. Упокой, боже,
души всех
умерших. Ангел-хранитель, не оставь нас. Помоги нам жить дружно. Во имя отца и сына и святого духа. Аминь».
В синеватой дали, где последний видимый холм сливался с туманом, ничто не шевелилось; сторожевые и могильные курганы, которые там и сям высились над горизонтом и безграничною степью, глядели сурово и мертво; в их неподвижности и беззвучии чувствовались века и полное равнодушие к человеку; пройдет еще тысяча лет, умрут миллиарды людей, а они всё еще будут стоять, как стояли, нимало не сожалея об
умерших, не интересуясь живыми, и ни одна
душа не будет знать, зачем они стоят и какую степную тайну прячут под собой.
На портрете была изображена красивая полная шатенка, с необычайно добрым выражением карих глаз, и с чуть заметными складочками у красивых губ, указывающих на сильную волю — это была покойная мать Николая Павловича Зарудина,
умершая, когда он еще был в корпусе, но память о которой была жива в его
душе, и он с особою ясностью именно теперь припомнил ее мягкий грудной голос, похожий на голос Талечки, и ее нежную, теплую, ласкающую руку.
Купец-хозяин был одинокий вдовец и жил с племянницей, дочерью его
умершей любимой сестры, девушкой некрасивой, не первой молодости, но с доброй
душой и нежным сердцем.