Неточные совпадения
Во всяком случае, Свидригайлова надо увидать как можно скорее, решил он про себя окончательно. Слава
богу, тут не так нужны подробности, сколько
сущность дела; но если, если только способен он, если Свидригайлов что-нибудь интригует против Дуни, — то…
«Дурочка — по-другому? Верует в
бога. И, кажется, иронизирует над собой. Неужели — в церковного
бога? В
сущности, она, несмотря на объем ее, тоже — нереальна. Необычна», — уступил он кому-то, кто хотел возразить.
«Человек — это система фраз, не более того. Конурки
бога, — я глупо сказал. Глупо. Но еще глупее московский
бог в рубахе. И — почему сны в Орле приятнее снов в Петербурге? Ясно, что все эти пошлости необходимы людям лишь для того, чтоб каждый мог отличить себя от других. В
сущности — это мошенничество».
— Он, как Толстой, ищет веры, а не истины. Свободно мыслить о истине можно лишь тогда, когда мир опустошен: убери из него все — все вещи, явления и все твои желания, кроме одного: познать мысль в ее
сущности. Они оба мыслят о человеке, о
боге, добре и зле, а это — лишь точки отправления на поиски вечной, все решающей истины…
Сущность богослужения состояла в том, что предполагалось, что вырезанные священником кусочки и положенные в вино, при известных манипуляциях и молитвах, превращаются в тело и кровь
Бога.
— Отчего пропал? Гм! В
сущности… если все целое взять —
Бога жалко, вот отчего!
Сущность христианства и величайшая его новизна была в раскрытии человечности
Бога, в боговочеловечении, в преодолении пропасти между
Богом и человеком.
В
сущности, не
Бог оправдывается в теодицее, а мир оправдывается
Богом, с миром примиряется наше сознание.] невозможна, то бытие не имеет никакого смысла и никакого не может иметь оправдания.
А если, может быть, и хорошо (что тоже возможно), то чем же опять хорошо?» Сам отец семейства, Иван Федорович, был, разумеется, прежде всего удивлен, но потом вдруг сделал признание, что ведь, «ей-богу, и ему что-то в этом же роде всё это время мерещилось, нет-нет и вдруг как будто и померещится!» Он тотчас же умолк под грозным взглядом своей супруги, но умолк он утром, а вечером, наедине с супругой, и принужденный опять говорить, вдруг и как бы с особенною бодростью выразил несколько неожиданных мыслей: «Ведь в
сущности что ж?..» (Умолчание.) «Конечно, всё это очень странно, если только правда, и что он не спорит, но…» (Опять умолчание.) «А с другой стороны, если глядеть на вещи прямо, то князь, ведь, ей-богу, чудеснейший парень, и… и, и — ну, наконец, имя же, родовое наше имя, всё это будет иметь вид, так сказать, поддержки родового имени, находящегося в унижении, в глазах света, то есть, смотря с этой точки зрения, то есть, потому… конечно, свет; свет есть свет; но всё же и князь не без состояния, хотя бы только даже и некоторого.
Это мне баба сказала, почти этими же словами, и такую глубокую, такую тонкую и истинно религиозную мысль, такую мысль, в которой вся
сущность христианства разом выразилась, то есть всё понятие о
боге как о нашем родном отце и о радости
бога на человека, как отца на свое родное дитя, — главнейшая мысль Христова!
Учение Христа только тогда имеет силу, когда оно требует полного совершенства, т. е. слияния божеской
сущности, находящейся в душе каждого человека, с волей
бога, — соединения сына с отцом. Только это освобождение сына божия, живущего в каждом человеке, из животного и приближение его к отцу и составляет жизнь по учению Христа.
Так это сказано в русском военном уставе и точно то же, хотя и другими словами, сказано во всех военных уставах, как оно и не может быть иначе, потому что в
сущности на этом обмане освобождения людей от повиновения
богу или своей совести и замене этого повиновения повиновением случайному начальнику основано всё могущество войска и государства.
Христианское учение есть указание человеку на то, что
сущность его души есть любовь, что благо его получается не оттого, что он будет любить того-то и того-то, а оттого, что он будет любить начало всего —
бога, которого он сознает в себе любовью, и потому будет любить всех и всё.
— Да, молодое, славное, смелое дело. Смерть, жизнь, борьба, падение, торжество, любовь, свобода, родина… Хорошо, хорошо. Дай
Бог всякому! Это не то что сидеть по горло в болоте да стараться показывать вид, что тебе все равно, когда тебе действительно, в
сущности, все равно. А там — натянуты струны, звени на весь мир или порвись!
Но это, в
сущности, ничего не значит: застарелые понятия не мешают рыбаку молиться в такое время и просить
бога послать утешение и помощь мореходам, плавающим в море, и пешеходам-странникам, идущим по дорогам.
Сам Бегушев, не признавая большой разницы в религиях, в
сущности был пантеист, но вместе с тем в
бога живого, вездесущего и даже в громах и славе царствующего любил верить.
А в
сущности, все это нарисовал Асклипиодот, и то под пьяную руку, как
бог на душу положит.
В
сущности, это были все чаще и чаще приходившие ему на память, «внезапно и
бог знает почему», иные происшествия из его прошедшей и давно прошедшей жизни, но приходившие каким-то особенным образом.
— Ей-богу, это мило… — пробормотал он, разглядывая нас, как манекенов. — Это именно и есть жизнь… Такою в
сущности и должна быть действительность. А вы что же молчите, Пелагея Ивановна? — обратился он к Татьяне Ивановне.
«Зачем ты спрашиваешь об имени моем? — говорит
бог Моисею. — Если позади того, что движется, ты можешь видеть то, что всегда было, есть и будет, то ты знаешь меня. Мое имя такое же, как моя
сущность. Я — сущий. Я то, что есть.
Так что
бог есть та
сущность жизни, которую человек сознает в себе и познает во всем мире как желание блага и осуществление его.
— Э, батенька, я ни с кем церемонных-то знакомств не имею! — махнул рукой Ардальон. — Я ведь человек прямой! Мы ведь с вами никаких столкновений не имели — так чего же нам?! А что если я тогда был секундантом у Подвиляньского, так это что же? Дело прошлое! А я, собственно, ни против вас, ни против Устинова ничего не имею, да и все это, знаете, в сущности-то, одна только ерунда! Ей-Богу, ерунда! Порядочным людям из-за такого вздора расходиться нечего! Все это се sont des пустяки! Дайте-ка мне папиросочку.
«Будете как
боги»: имея в себе образ Божий как повторение Первообраза, ощутите его как самостоятельно, от себя обладаемую
сущность.
Общее содержание отрицательного богословия, развиваемого преимущественно в первой и отчасти во второй книге «De divisione naturae», основного трактата Эриугены, последний определяет так: в нем выясняется, что «
Бога Ничто из всего, что существует и чего не существует, не выражает в Его
сущности, что и сам Он совершенно не знает, что Он есть, ибо Он никоим образом не может быть определяем по величине или свойству, ибо ничто не подходит к Нему и сам Он ничем не постигается, и что сам Он в том, что существует и не существует, собственно говоря, не выражается в самом себе, — род незнания, превосходящий всякое знание и понимание»***.
Однако это возражение было бы неотразимо лишь в том случае, если бы мир идей представлял собою самодовлеющую божественную
сущность, сонм
богов без единого
Бога.
Василий Великий говорит: «Кто утверждает, что не знает
сущности, тот еще не признается, что не знает
Бога…
«Ибо все вещи произошли от вечного духа, как образ вечного; невидимая
сущность, которая есть
Бог и вечность, в своем собственном вожделении ввела себя в видимую
сущность и открылась чрез (mit) время таким образом, что она есть во времени как жизнь, а время в ней как бы немо».
Ибо
Бог превышает (ύπερκείται) всякую
сущность, сам не будучи чем-либо из сущего, но превыше сущего, и из Него же все сущее; ибо только для всех скрытое божество одного
Бога есть изначальная божественная (θεαρχική) сила, которая управляет и т. наз.
богами, и ангелами, и святыми людьми, а также она творит (δημιουργός) тех, кто чрез сопричастность становится
богами, действительно, сама происходя из себя самой и беспричинно будучи божеством» (εξ εαυτής και άναιτίως αϋτοθεοτης οδσα).] от всего сущего (δια της πάντων όντων αφαιρέσεως).
— «Логика… есть истина, какова она без покровов, в себе и для себя самой… изображение
бога, каков он в своей вечной
сущности до сотворения природы и какого бы то ни было конечного духа» (Гегель.
Мы утверждаем, что познаем
Бога нашего действованием, но не даем обещания приблизиться к самой
сущности.
Это определение приводит, таким образом, к чистой антиномии: «сверхсущностная
сущность оказывается совершенно неделимою, а божественная энергия
Бога нераздельно разделяющею (αμέριστος δε μερίζουσα)» [Ibid., 941].
Бог не есть
сущность (субстанция — ουσία), как разумеется она просто или в том смысле, что она есть и начало; и не есть потенция, как разумеется потенция просто или в том смысле, чтобы быть посредствующей (срединой, μεσάτης); и не есть энергия, как разумеется она просто или в том смысле, что она есть цель преднамечаемого сообразно потенции и вытекающего из
сущности движения.
«Как человек сотворен в образ и подобие
Бога, так равно и ангелы, ибо они братья людей», «святая душа человека и дух ангела имеют единую
сущность и существо, и нет никакого различия в них, кроме самого только качества их телесного проявления» [Аврора, 60, 63.].
Выступая из сверхсущностной своей природы, в которой
Бог означает небытие, Он в своих первоначальных причинах творим самим собой и становится началом всякой
сущности и всякой жизни [Ibid., Ill, 20.].
И однако вследствие неделимости Божества в Его ουσία, каждый образ божественной энергии, каждый ее луч сообщает все Божество: «несообщимость
сущности (ουσία) нисколько не препятствует тому, что чрез каждую из энергий сообщается весь
Бог… ибо нетелесное не делится телесно…
«Религия не имеет никакого отншения даже и к этому знанию (т. е. такому, в котором «естествознание восходит от законов природы к высочайшему и вселенскому Управителю» и II котором «вы не познаете природы, не постигая вместе с тем и
Бога»), ее
сущность постигается вне участия последнего.
«Мы, христиане, говорим:
Бог тройственен (dreifaltig), но един в существе, обычно даже говорится, что
бог тройственен в лицах, это плохо понимается неразумными, а отчасти и учеными, ибо
Бог не есть лицо кроме как во Христе [Сын же «потому называется лицом, что он есть самостоятельное существо, которое не принадлежит к рождению природы, но есть жизнь и разум природы» (IV, 59, § 68).] (Gott ist keine Person als nur in Christo), но Он есть вечнорождающая сила и царство со всеми
сущностями; все берет свое начало от него.
Но как бы восхищенный и в энтузиазме покоится он в уединении, никуда не склоняясь и даже не обращаясь вокруг себя, стоя твердо и как бы сделавширь неподвижностью (στάσις); и о прекрасном не думает он, находясь уже выше прекрасного, выше хора добродетелей, подобный человеку, который проник в самое внутреннее святилище и оставил позади себя в храме изображения
богов, и, лишь выходя из святилища, впервые встречает их, после внутреннего созерцания и обращения с тем, что не есть ни образ, ни вид, но сама божественная
сущность; образы же, следовательно, были бы предметами созерцания второго порядка.
Религиозный имманентизм, к которому и сводится
сущность психологизма в религии, враждебно направляется против веры в трансцендентного
Бога и тем самым уничтожает своеобразную природу религии, подвергая при этом ложному и насильственному истолкованию основные религиозные понятия.
Беме на тот же, в
сущности, вопрос отвечал учением о различении в
Боге трех принципов, причем первому из них, началу гнева, огня и тьмы, соответствует своя особая категория творений, и паразиты кн.
Бог-Творец есть для него лишь определенная и охраниченная ступень в Абсолютном и, в
сущности, не
Бог, а некий демиург, космическая ипостась Абсолютного.
«
Сущность (ουσία)
Бога совершенно неименуема, так как и совершенно непостижима…
Поэтому всякое нечто:
бог ли или человек, небо или ад, ангелы или демоны, — имеет одну природу или
сущность, как в системе Спинозы единая абсолютная субстанция существует в бесконечном множестве атрибутов и модусов.
Вопрос о софийной природе понятий [Учение Николая Мальбранша о видении вещей в
Боге и о богопознании как
сущности познания вещей представляет большую аналогию к учению, здесь развиваемому (обстоятельный очерк учения Мальбранша на русском языке см. у Μ. Η. Ершова.
Для Эриугены ясно, что
Бог «делает все из ничего, изводя из своей сверхсущественности
сущности, из сверхжизненности живые существа, из соединения всего, что есть и что не есть, из утверждения всего, что есть и не есть.
«И навел Господь
Бог на человека крепкий сон», экстаз — εκστασιν, по переводу LXX [Так называемая «Септуагинта» — перевод Ветхого Завета на греч. язык, выполненный в Александрии во II в. до н. э. «70‑ю толковниками» (лат. septuaginta — семьдесят, LXX; отсюда название этого перевода).] (Быт. 2:21), и во время этого таинственного, самим
Богом наведенного сна, помимо его ведома и сознания, органическим выделением его же женской
сущности была создана
Богом жена.
А в отношении
сущности тот же самый
Бог недоступен общению (αμέθεκτον)?
Бесспорно, вся
сущность религии состоит в том, чтобы ощущать все, определяющее наше чувство в его высшем единстве, «как нечто единое и тождественное, а все единичное и особое как обусловленное им, т. е. (!!) чтобы ощущать наше бытие и жизнь в
Боге и через
Бога» (50–51).
В учении этого гениального мыслителя XV века, еще ждущего надлежащего изучения, идея трансцендентности
Бога, составляющая
сущность отрицательного богословия, положена в основу его системы, и даже положительное его учение о
Боге понятно только в свете этой центральной идеи.
Таким образом, по мысли Беме, природа в
сущности не создана, но, так сказать, автоматически, с правильностью часового механизма, с которым так часто сравнивается у Беме мироздание, возникает в
Боге и раскрывается на разных ступенях.