Неточные совпадения
«Итак,
зло не есть
сущее — ουκ αρά δ ν το κακόν» [De div. nom., IV, 20 (Migne, IV, с. 273).].
Дары ангельские и в них не изменились, хотя сами они уже не видят их, но насколько они существуют, они причастны добру, ёк αγαθού είσι, а насколько злы, постольку и не существуют, καθ δ ουκ είσιν, и, стремясь к не-сущему, стремятся ко
злу (IV, 23) [Ср. там же.
Зло дальше отстоит от добра, чем не-сущее, т. е. материя, и соответственно более лишено субстанциальности (άνουσιώτερον), чем материя; само по себе
зло есть совершенное ничто (το αυτό κακόν ως πάντη ουδέν ον).
Или еще:
зло есть неразумное движение естественных сил по ошибочному суждению к чему-либо иному помимо цели, целью же называю Причину
сущего, к которой естественно влечется все» [Вопросоответы к Фалассию.
По определению св. Максима Исповедника, «
зло и не было и не будет самостоятельно существующим по собственной природе, ибо оно и не имеет в
сущем ровно никакой сущности, или природы, или самостоятельного лика, или силы, или деятельности, и не есть ни качество, ни количество, ни отношение, ни место, ни время, ни положение, ни действие, ни движение, ни обладание, ни страдание, так чтобы естественно созерцалось в чем-либо из
сущего, и вовсе не существует во всем этом по естественному усвоению; оно не есть ни начало, ни средина, ни конец».
Зла же как такового (αΟτόκακον) не существует ни в
сущем, так или иначе стремящемся к добру, ни в не-сущем…
В своем комментарии к этому творению Ареопагита св. Максим Исповедник говорит следующее: «Мы сказали, что если Бог, сверхсущественно
сущий (ύπερουσίως δν), называется безначальным и всего виновником, то антитезой, предлогом бытия и бессущностным (εσχατον των όντων και οίνούσιον) подобно тому, как Бог сверхсущностен, является материя (Ολη), она называется и не (μη) существующим и существующим в (εν) Боге, возникая благодаря Его благости, и через смещение с чувственным становится не вполне
злом и не вполне добром, обнаруживаясь через неустойчивое (αστατον).
Все
сущее происходит из добра, а не из
зла, а потому и
зло не есть вполне
зло, но участвует в добре.
3:
зло есть «то έστερήσθαι του δντος» (быть лишенным
сущего).
С. 54 (4.24, 725): «…Ни в демонах, ни в нас нет
зла как
сущего, и проявляется оно только как оскудение совершенств и при отречении от присущих нам добродетелей».], ибо и в них
зло есть отсутствие, неполнота блага.
Господствующее мнение церковных писателей восточной церкви о природе
зла сводится к тому, что оно рассматривается как не-сущее; оно есть отрицание или ущерб (στέρησις) блага.
Св. Афанасий Великий λόγος κατά Ελλήνων, с. 4: οντά δε φημϊ τα καλά καθότι εκ του δντος θεοΰ τα παραδήγματα έχει ουκ οντά δε τα κακά λέγω (и
сущее я называю добром, поколику оно имеет для себя образцы в
сущем Боге, а не-сущее называю
злом).
Для него перестает существовать мир
сущих идей и остается только мир идей о
сущем, нет уже Бога, но есть разнообразные идеи о Боге, которые он исследует, нет уже
сущего добра и
зла, но есть разнообразные идеи о добре и
зле и т. д.