Неточные совпадения
— Истина
буддизма в аксиоме: всякое существование
есть страдание, но в страдание оно обращается благодаря желанию. Непрерывный рост страданий благодаря росту желаний и, наконец, смерть — убеждают человека в иллюзорности его стремления достигнуть личного блага.
Исключительная религия сострадания, боящаяся всякой боли и страдания, как, например,
буддизм,
есть религия бездвижности, покоя.
Перед Европой и перед Россией
будут поставлены с небывалыми остротой и конкретностью не только внешние, но и внутренние духовные вопросы о Турции и панславизме, о Палестине, об Египте, об Индии и
буддизме, о Китае и панмонголизме.
Но в русском непротивленстве
есть опасный, расслабляющий уклон, уклон от христианства к
буддизму.
У меня всегда
была большая чуткость ко всем направлениям и системам мысли, особенно к тоталитарным, способность вживаться в них. Я с большой чуткостью мог вжиться в толстовство,
буддизм, кантианство, марксизм, ницшеанство, штейнерианство, томизм, германскую мистику, религиозную ортодоксию, экзистенциальную философию, но я ни с чем не мог слиться и оставался самим собой.
Но он
был ближе к
буддизму и к стоицизму, чем к христианству.
В своей критике, в которой
было много правды, он зашел так далеко, что начал отрицать самые первоосновы христианства и пришел к религии более близкой к
буддизму.
Нужно ли говорить, что самоубийство
есть всегда и всецело акт жизнеутверждения, хотя больной, капризный или своевольный; от него далеко отстоит та воля к небытию, о которой бессильно вздыхает
буддизм.
И в
буддизме ничто
есть 1) абсолютное основание мира, именно положительная причина полагающей мир иллюзии, 2) абсолютное существо (хотя и ничто), которое лежит в основе феноменального мира, 3) абсолютная цель мира, к которой стремится мировой процесс и в котором он находит абсолютное искупление и 4) носитель и источник религиозно-нравственного миропорядка, который представляет единственно истинное и постоянное в иллюзии и лишь который делает иллюзорный мировой процесс действительным процессом спасения.
Таким образом,
буддизм есть атеизм не в том смысле, чтобы он отрицал бога, т. е. предмет религиозного отношения, но только в том, что он ничто, и privativum, делает богом.
Из области оргиазма, — говорит Ницше, — для народа
есть только один путь, — путь к индийскому
буддизму; чтоб вообще
быть выносимым с его влечением в Ничто,
буддизм нуждается в этих редких состояниях экстаза с их подъемом над временем, пространством и индивидуальностью.
Буддизм есть по-своему великое учение о спасении от мук и страдания без Спасителя.
Сострадание в
буддизме есть желание небытия для страждущего,
есть отказ нести страдание не только для себя, но и для других.
Буддизм не знает, как жизнь может
быть выносимой при принятии страдания, не знает тайны креста.
Сострадание целиком
было отнесено к
буддизму и вытеснено из христианства.
Буддизм признает сострадание, но отрицает любовь, ибо сострадание может
быть путем избавления от муки бытия, любовь же утверждает бытие и, следовательно, муку, любовь умножает скорбь и страдания.
Но и
буддизм и стоицизм интересны тем, что они поняли, что жизнь
есть страдание,
буддизм — прямо, стоицизм — косвенно.
«Это
буддизм, нирвана», говорят они, и им кажется, что этими словами они опровергли всё то, что признавалось и признается миллиардами людей и что каждый из нас в глубине души знает очень хорошо, — именно, что жизнь для целей личности губительна и бессмысленна, и что если
есть какой-нибудь выход из этой губительности и бессмысленности, то выход этот несомненно ведет через отречение от блага личности.
Буддизм есть предельное выражение аскетической метафизики.
И так я и жил уже, не лютуя с прежнею прытью, а терпеливо и даже, может
быть, леностно влача кресты, от Христа и не от Христа на меня ниспадавшие, из коих замечательнейшим
был тот, что я, ревностно принявшись за изучение
буддизма, сам рачением моего зырянина прослыл за потаенного буддиста…
Но как
было со всеми учениями: браминизмом, иудаизмом,
буддизмом, так
было и с учением Христа.
Религиозные и философские учения всех народов, за исключением философских учений псевдо-христианского мира, все, которые мы знаем: иудаизм, конфуцианство,
буддизм, браманизм, греческая мудрость, — все учения имеют целью устройство жизни людской и уяснение людям того, как каждый должен стремиться к тому, чтобы
быть и жить лучше.