Если возможен социализм (а он возможен лишь условно, так как он в значительной степени
есть абстракция), то он может быть лишь результатом высокого развития производительных сил, интенсификации культуры, лишь порождением народного богатства, той избыточности, которая добывается творческой производительностью во всех сферах жизни.
Неточные совпадения
— Вы очень много посвящаете сил и времени
абстракциям, — говорил Крэйтон и чистил ногти затейливой щеточкой. — Все, что мы знаем, покоится на том, чего мы никогда не
будем знать. Нужно остановиться на одной
абстракции. Допустите, что это — бог, и предоставьте цветным расам, дикарям тратить воображение на различные, более или менее наивные толкования его внешности, качеств и намерений. Нам пора привыкнуть к мысли, что мы — христиане, и мы действительно христиане, даже тогда, когда атеисты.
Интернационализм
был явной ошибкой марксизма, отвергнутой самой жизнью, вращением в
абстракциях.
Само человечество
есть конкретная индивидуальность высшей иерархической степени, соборная личность, а не
абстракция, не механическая сумма.
Средненормальное сознание
есть одна из
абстракций.
Вывод тот, что национальность
есть положительная ценность, обогащающая жизнь человечества, без этого представляющего собой
абстракцию, национализм же
есть злое, эгоистическое самоутверждение и презрение и даже ненависть к другим народам.
Космополитизм и философски и жизненно несостоятелен, он
есть лишь
абстракция или утопия, применение отвлеченных категорий к области, где все конкретно.
Но единое человечество не
есть только
абстракция мысли, оно
есть известная ступень реальности в человеческой жизни, высокое качество человека, его всеобъемлющая человечность.
Но,
быть может, под этим скрывается другая проблема, более жизненная и гораздо более изначальная, предшествующая самой
абстракции «субъекта»: проблема отношения бытия к бытию, одной функции жизни к досугам функциям мировой жизни.
«Наука
есть наука, и единый путь ее —
абстракция», это стих их Корана.
И тут же вдруг, как снег на голову, грянут с каким-нибудь маленьким требованьем:
будь, дескать, добродетелен, служи бескорыстно, ставь общее благо выше собственного, и т. п.
абстракции, весьма милые и вполне справедливые, но, к несчастью, редко зависящие от воли частного человека…
Тело и материя отнюдь не тождественны, как это обычно считают, связь телесности с материей
есть загадка, по-своему не менее таинственная, нежели связь души с телом; бестелесное же существование идей
есть фикция и
абстракция: nulla idea sine corpore [Нет идеи без тела (лат.).].
И для Платона, и для Аристотеля
было одинаково бесспорно, что существует нечто общее в понятиях, род или идея, причем ни тот ни другой не понимали их в смысле номинализма, т. е. только как
абстракции или условные имена — vox, но видели в них некие realia.
С. 298.], то «эта тощая непосредственность, которая
есть бытие, вершина сухой
абстракции,
есть самое пустое, скудное определение» (ib).
Но для Канта истинное время именно и
есть такая
абстракция, а на нее опирается как на фундамент все тяжеловесное здание кантовских «критик».
Есть ли это
абстракции, прагматически и в этом смысле произвольно установляемые разумом термины, nomina, flaces vocis [Имена, изреченные слова (лат.).], или же в них говорят сами res о сокровенном своем существе?
Состояние внеипостасности или бессознательности просто не может
быть по-настоящему ни помышлено, ни почувствовано человеком,
есть совершеннейшая
абстракция, отрицательное понятие.
Ошибочно и поверхностно думать, что защита немца, француза или русского
есть защита конкретного существа, защита же человека, всякого человека, потому что он человек,
есть защита
абстракции.
Бытие
есть понятие, т. е. что-то прошедшее через объективированную мысль, на нем лежит печать
абстракции, и потому оно порабощает человека, как и всякая объективация.
Даже пролетариат внутри каждой страны
есть некая
абстракция; конкретно существуют лишь разнохарактерные группы рабочих, отличные по своим интересам и по своей психологии.