Неточные совпадения
Но происшествие это было важно в том отношении, что если прежде у Грустилова еще были кое-какие сомнения насчет предстоящего ему
образа действия, то с этой минуты они совершенно исчезли. Вечером того же дня он назначил Парамошу инспектором глуповских училищ, а другому юродивому, Яшеньке, предоставил кафедру философии, которую нарочно для него
создал в уездном училище. Сам же усердно принялся за сочинение трактата:"О восхищениях благочестивой души".
Все это отвечало аристократизму его воображения,
создавая живописную атмосферу; неудивительно, что команда «Секрета», воспитанная, таким
образом, в духе своеобразности, посматривала несколько свысока на все иные суда, окутанные дымом плоской наживы.
Поработав больше часа, он ушел, унося раздражающий
образ женщины, неуловимой в ее мыслях и опасной, как все выспрашивающие люди. Выспрашивают, потому что хотят
создать представление о человеке, и для того, чтобы скорее
создать, ограничивают его личность, искажают ее. Клим был уверен, что это именно так; сам стремясь упрощать людей, он подозревал их в желании упростить его, человека, который не чувствует границ своей личности.
Клим достал из кармана очки, надел их и увидал, что дьякону лет за сорок, а лицо у него такое, с какими изображают на иконах святых пустынников. Еще более часто такие лица встречаются у торговцев старыми вещами, ябедников и скряг, а в конце концов память
создает из множества подобных лиц назойливый
образ какого-то как бы бессмертного русского человека.
«Что беспокоит меня? — размышлял он. — Боязнь пустоты на том месте, где чувство и воображение
создали оригинальный
образ?»
Чуткое воображение, полное грез и ожиданий,
создает среди безмолвия эти звуки, а на фоне этой синевы небес какие-то отдаленные
образы…
А между тем только на этих силах и можно
создать что-нибудь истинно прочное и таким
образом обеспечить за ним будущее.
— Я думаю, что если дьявол не существует и, стало быть,
создал его человек, то
создал он его по своему
образу и подобию.
Хорош же твой Бог, коль его
создал человек по
образу своему и подобию.
Ибо и отрекшиеся от христианства и бунтующие против него в существе своем сами того же самого Христова облика суть, таковыми же и остались, ибо до сих пор ни мудрость их, ни жар сердца их не в силах были
создать иного высшего
образа человеку и достоинству его, как
образ, указанный древле Христом.
Сумерки, угрюмый лес, густой туман и главным
образом эта мертвящая тишина
создавали картину невыразимо жуткую и тоскливую.
Конечно, ни Пушкин, ни Грибоедов не писали точных портретов;
создавая бытовой художественный
образ, они брали их как сырой материал из повседневной жизни.
Относительно Петра Великого и Наполеона,
образов величия и славы, русский народ
создал легенду, что они — антихристы.
Так во сне мозг часто свободно творит идеи и
образы, которых ему никогда бы не
создать при участии воли.
У него еще нет теоретических соображений, которые бы могли объяснить этот факт; но он видит, что тут есть что-то особенное, заслуживающее внимания, и с жадным любопытством всматривается в самый факт, усваивает его, носит его в своей душе сначала как единичное представление, потом присоединяет к нему другие, однородные, факты и
образы и, наконец,
создает тип, выражающий в себе все существенные черты всех частных явлений этого рода, прежде замеченных художником.
Прямым последствием таких речей явилась мысль зажить на новых началах;
создать, вместо вредной родовой семьи, семью разумную, соединяемую не родством, а единством интересов и стремлений, и таким
образом защитить каждого общими силами от недостатков, притеснений и напастей.
Каким я был Жадовым и Белугиным, как я играл Макса, какой
образ я
создал из Вельтищева — это была моя коронная ро-оль.
— К чему вы мне все это говорите! — перебил его уже с некоторою досадой Неведомов. — Вы очень хорошо знаете, что ни вашему уму, ни уму Вольтера и Конта, ни моему собственному даже уму не уничтожить во мне тех верований и
образов, которые дала мне моя религия и
создало воображение моего народа.
Посторонний человек редко проникает глубоко, еще реже задается вопросом, каким
образом из ничего полагается основание миллиона и на что может быть способен человек, который
создал себе как бы ремесло из выжимания пятаков и гривенников.
— Вот так, да! — воскликнул Рыбин, стукнув пальцами по столу. — Они и бога подменили нам, они все, что у них в руках, против нас направляют! Ты помни, мать, бог
создал человека по
образу и подобию своему, — значит, он подобен человеку, если человек ему подобен! А мы — не богу подобны, но диким зверям. В церкви нам пугало показывают… Переменить бога надо, мать, очистить его! В ложь и в клевету одели его, исказили лицо ему, чтобы души нам убить!..
С этого дня я начала мучить воображение мое,
создавая тысячи планов, каким бы
образом вдруг заставить Покровского изменить свое мнение обо мне. Но я была подчас робка и застенчива: в настоящем положении моем я ни на что не могла решиться и ограничивалась одними мечтаниями (и бог знает какими мечтаниями!). Я перестала только проказничать вместе с Сашей; он перестал на нас сердиться; но для самолюбия моего этого было мало.
Есть у него в этом смысле два очень серьезных врага: воображение, способное мгновенно
создавать разнообразные художественные
образы, и чувствительное сердце, готовое раскрываться навстречу первому попавшемуся впечатлению.
Притупленное воображение силилось
создать какие-то
образы, помертвелая память пробовала прорваться в область прошлого, но
образы выходили разорванные, бессмысленные, а прошлое не откликалось ни единым воспоминанием, ни горьким, ни светлым, словно между ним и настоящей минутой раз навсегда встала плотная стена.
И как-то вдруг слышишь, что уже весь лес, за минуту важно задумчивый, налился сотнями птичьих голосов, наполнен хлопотами живых существ, чистейших на земле, — по
образу их человек, отец красоты земной,
создал в утешение себе эльфов, херувимов, серафимов и весь ангельский чин.
Ведь и я буду делать то же, но только не в области живописи, которую Гейне называет плоской ложью, а
создам чудный женский
образ словом.
Он почувствовал, что не отвлеченные верования, а жизненные факты управляют человеком, что не
образ мыслей, не принципы, а натура нужна для образования и проявления крепкого характера, и он умел
создать такое лицо, которое служит представителем великой народной идеи, не нося великих идей ни на языке, ни в голове, самоотверженно идет до конца в неровной борьбе и гибнет, вовсе не обрекая себя на высокое самоотвержение.
— Оттого, что у дураков денег не бывает… Деньги пускают в дело… около дела народ кормится… а ты надо всем тем народом — хозяин… Бог человека зачем
создал? А чтобы человек ему молился… Он один был, и было ему одному-то скучно… ну, захотелось власти… А как человек создан по
образу, сказано, и по подобию его, то человек власти хочет… А что, кроме денег, власть дает?.. Так-то… Ну, а ты — деньги принес мне?
Если женщина дает вам счастье,
создает ваше благополучие, то неужто она не участвует таким
образом в вашем труде и не имеет права на ваш заработок?
И хотя эта суета в конце концов не
созидала и сотой доли того, что она могла бы
создать, если бы была применена более осмысленным
образом, но она помогала жить и до известной степени оттеняла ту вещь, которая известна под именем жуировки и которую, без этих вспомогательных средств, следовало бы назвать смертельною тоской.
Радовалась саду и Елена Петровна, но не умела по возрасту оценить его тайную силу и думала главным
образом о пользе для здоровья детей; для души же ихней своими руками захотела
создать красоту, которой так больно не хватало в прежней жизни с генералом.
Но большею частью рецепт не совсем соблюдается: у поэта, когда он «
создает» свой характер, обыкновенно носится пред воображением
образ какого-нибудь действительного лица; иногда сознательно, иногда бессознательно «воспроизводит» он его в своем типическом лице.
Обыкновенно говорят: «Поэт наблюдает множество живых индивидуальных личностей; ни одна из них не может служить полным типом; но он замечает, что в каждой из них есть общего, типического; отбрасывая в сторону все частное, соединяет в одно художественное целое разбросанные в различных людях черты и таким
образом создает характер, который может быть назван квинт-эссенциею действительных характеров».
Точно так же, как рассказывал лесной охотник о своих ночных страхах и видениях в лесу, рассказывает и рыбак в своей семье о том, что видел на воде; он встречает такую же веру в свой рассказы, и такое же воспламененное воображение
создает таинственных обитателей вод, называет их русалками, водяными девками, или чертовками, дополняет и украшает их
образы и отводит им законное место в мире народной фантазии; но как жители вод, то есть рыбы — немы, то и водяные красавицы не имеют голоса.
Мы с Мухоедовым долго и совершенно безмолвно любовались этой оригинальной картиной, в которой свет и тени
создавали причудливые
образы и нагоняли в душу целый рой полузабытых воспоминаний, знакомых лиц, давно пережитых желаний и юношеских грез; Мухоедов сидел с опущенной головой, длинные волосы падали ему на лоб, папироса давно потухла, но он точно боялся пошевелиться, чтобы не нарушить обаяния весенней ночи.
Я никогда не думал, чтобы мог человек
создать для себя такой ад, в котором ни тени, ни
образа и ничего, что бы сколько-нибудь походило на надежду…
Он или даст тип крайних, несозревших передовых личностей, едва намекающих на будущее и потому недолговечных, каких мы уже пережили немало в жизни и в искусстве, или
создаст видоизмененный
образ Чацкого, как после сервантесовского Дон-Кихота и шекспировского Гамлета являлись и являются бесконечные их подобия.
Верно он говорит: чужда мне была книга в то время. Привыкший к церковному писанию, светскую мысль понимал я с великим трудом, — живое слово давало мне больше, чем печатное. Те же мысли, которые я понимал из книг, — ложились поверх души и быстро исчезали, таяли в огне её. Не отвечали они на главный мой вопрос: каким законам подчиняется бог, чего ради,
создав по
образу и подобию своему, унижает меня вопреки воле моей, коя есть его же воля?
Вызываю в памяти моей
образ бога моего, ставлю пред его лицом тёмные ряды робких, растерянных людей — эти бога творят? Вспоминаю мелкую злобу их, трусливую жадность, тела, согбенные унижением и трудом, тусклые от печалей глаза, духовное косноязычие и немоту мысли и всяческие суеверия их — эти насекомые могут бога нового
создать?
— Бог меня
создал, как всех, по
образу и подобию своему — значит, всё, что я делаю, я делаю по его воле и живу — как нужно ему… Ведь он знает, как я живу? Ну, вот и всё, и вы напрасно ко мне придираетесь!
Они или вместо живого изображения дают нам общие фразы, которые всегда скучны, или, не чувствуя поэзии в простоте и естественности явления, которое берутся изображать, прибегают к преувеличениям и украшениям,
создавая чудовищные, неестественные
образы, каких нет и не может быть в природе.
Он сам
создавал себе систему; она выживалась в нем годами, и в душе его уже мало-помалу восставал еще темный, неясный, но как-то дивно-отрадный
образ идеи, воплощенной в новую, просветленную форму, и эта форма просилась из души его, терзая эту душу; он еще робко чувствовал оригинальность, истину и самобытность ее: творчество уже сказывалось силам его; оно формировалось и крепло.
На это даже и отвлеченным
образом трудно ответить; а художественно
создать эту деятельность, вероятно, еще и невозможно для русского писателя настоящего времени.
«Я думаю, — говорит мисс Кобб, — что великий устроитель всего сущего есть справедливый, святой, милосердный бог; и совершенно немыслимо, чтоб такой бог мог
создать свой мир таким
образом, чтоб человек был принужден искать средств против своих болезней путем причинения мук низшим животным.
Говорят: бог
создал человека по
образу своему; надо бы скорее сказать, что человек по своему
образу создал бога.
Отсюда недалек путь уже к совершенно ложному самосознанию, что не Красота
создает искусство, призывая к алтарю своему его служителя, но искусство само творит красоту, поэтому художник есть бог, который
созидает радужный мир мечты и сказки по
образу своему и подобию.
Он имеет
образ (Шехину [Шехина (арам.: пребывание вблизи) — термин иудейского богословия, означающий пребывание Бога в мире; мистическое присутствие Бога в мире.]), посредством которого
создал мир и охраняет его; но сам в себе Он не имеет никакого
образа, ибо необъемлем.
Гнушение браком строго осуждается церковными канонами [Правило св. Апостолов 51: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или дьякон, или вообще из священного чина, удаляется от брака, мяса и вина, не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что все добро зело, и что Бог,
созидая человека, мужа и жену сотворил их, и таким
образом хуля клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен из священного чина, и отвержен от Церкве.
Столь же в бемовском духе развито и следующее объяснение мирового зла и несовершенства из божественной полноты: «На вопрос, почему Бог не
создал всех людей таким
образом, чтобы они руководствовались одним только разумом, у меня нет другого ответа, кроме следующего: конечно, потому что у него было достаточно материала для сотворения всего, от самой высшей степени совершенства до самой низшей; или, прямее говоря, потому, что законы природы его настолько обширны, что их было достаточно для произведения всего, что только может представить себе бесконечный ум» (ib., 62)134.].
Однако в этом единении с миром для человека таится и опасность, которая может угрожать ему даже и смертью, хотя «Бог и не сотворил смерти», но «
создал человека для нетления и соделал его
образом вечного бытия Своего» (Прем.
Искусство, таким
образом понятое, хочет лишь уводить из этого мира, завораживать, пленять,
создавая свой мир сладостных грез.