Неточные совпадения
— Да, но он
зол. Он надо мной смеялся. Он был дерзок, Алеша, — с содроганием обиды проговорил Иван. — Но он клеветал на меня, он во многом клеветал. Лгал мне же на меня же в глаза. «О, ты идешь
совершить подвиг добродетели, объявишь, что убил отца, что лакей по твоему наущению убил отца…»
Смысл мировой истории не в благополучном устроении, не в укреплении этого мира на веки веков, не в достижении того совершенства, которое сделало бы этот мир не имеющим конца во времени, а в приведении этого мира к концу, в обострении мировой трагедии, в освобождении тех человеческих сил, которые призваны
совершить окончательный выбор между двумя царствами, между добром и
злом (в религиозном смысле слова).
Святые аскеты должны были бросить вызов естественному порядку природы, должны были
совершить свой индивидуальный опыт победы над источником
зла, опыт активного, а не пассивного страдания, чтоб история мира могла продолжиться и завершиться.
С одной стороны, преступление есть осуществление или, лучше сказать, проявление
злой человеческой воли. С другой стороны,
злая воля есть тот всемогущий рычаг, который до тех пор двигает человеком, покуда не заставит его
совершить что-либо в ущерб высшей идее правды и справедливости, положенной в основание пятнадцати томов Свода законов Российской империи.
Не потому должен быть наказан преступник, что этого требует безопасность общества или величие закона, но потому, что об этом вопиет сама
злая воля, служащая источником содеянного преступления. Она сама настаивает на необходимости наказания, ибо в противном случае она не
совершила бы всегоестественного круга, который обязывается
совершить!
Напротив того, теперь, благодаря нашему просвещенному содействию, тот же охочий человек
совершит то же самое, но при этом скажет: по слухам, в этой квартире скрывается
злая и порочная воля — извольте представить ключи!
Сделалось то, что есть теперь: одни люди
совершают насилия уже не во имя противодействия
злу, а во имя своей выгоды или прихоти, а другие люди подчиняются насилию не потому, что они считают, как это предполагалось прежде, что насилие делается над ними во имя избавления их от
зла и для их добра, а только потому, что они не могут избавиться от насилия.
Церковные учители признают нагорную проповедь с заповедью о непротивлении
злу насилием божественным откровением и потому, если они уже раз нашли нужным писать о моей книге, то, казалось бы, им необходимо было прежде всего ответить на этот главный пункт обвинения и прямо высказать, признают или не признают они обязательным для христианина учение нагорной проповеди и заповедь о непротивлении
злу насилием, и отвечать не так, как это обыкновенно делается, т. е. сказать, что хотя, с одной стороны, нельзя собственно отрицать, но, с другой стороны, опять-таки нельзя утверждать, тем более, что и т. д., а ответить так же, как поставлен вопрос в моей книге: действительно ли Христос требовал от своих учеников исполнения того, чему он учил в нагорной проповеди, и потому может или не может христианин, оставаясь христианином, идти в суд, участвуя в нем, осуждая людей или ища в нем защиты силой, может или не может христианин, оставаясь христианином, участвовать в управлении, употребляя насилие против своих ближних и самый главный, всем предстоящий теперь с общей воинской повинностью, вопрос — может или не может христианин, оставаясь христианином, противно прямому указанию Христа обещаться в будущих поступках, прямо противных учению, и, участвуя в военной службе, готовиться к убийству людей или
совершать их?
Но ведь властвовать значит насиловать, насиловать значит делать то, чего не хочет тот, над которым совершается насилие, и чего, наверное, для себя не желал бы тот, который
совершает насилие; следовательно, властвовать значит делать другому то, чего мы не хотим, чтобы нам делали, т. е. делать
злое.
Люди, не знающие истины и делающие
зло, возбуждая в других сострадание к своим жертвам и отвращение к своим поступкам, делают
зло только тем, над кем они
совершают его, но люди, знающие истину и делающие
зло, прикрытое лицемерием, делают
зло и себе и тем, над кем его
совершают, и еще тысячам и тысячам других людей, соблазняемых той ложью, которою они стараются прикрыть совершаемое ими
зло.
И неужели люди низших сословий, все миллионы этих людей могут
совершать с спокойным духом все очевидно
злые дела, истязания и убийства, к которым их принуждают, только потому, что боятся наказаний?
В нем обозначалось, что"дворовый человек Никанор Дмитриев был одержим болезнию, по медицинской части недоступною; и эта болезнь зависящая от
злых людей; а причиной он сам, Никанор, ибо свое обещание перед некою девицей не сполнил, а потому она через людей сделала его никуда не способным, и если б не я в этих обстоятельствах объявился ему помощником, то он должен был совершенно погибнуть, как червь капустная; но аз, надеясь на всевидящее око, сделался ему подпорой в его жизни; а как я оное
совершил, сне есть тайна; а ваше благородие прошу, чтоб оной девице впредь такими
злыми качествами не заниматься и даже пригрозить не мешает, а то она опять может над ним злодействовать".
Иванов. Вижу, тонко ты понимаешь жизнь! Мое нытье внушает тебе благоговейный страх, ты воображаешь, что обрела во мне второго Гамлета, а, по-моему, эта моя психопатия, со всеми ее аксессуарами, может служить хорошим материалом только для смеха и больше ничего! Надо бы хохотать до упаду над моим кривляньем, а ты — караул! Спасать,
совершать подвиг! Ах, как я
зол сегодня на себя! Чувствую, что сегодняшнее мое напряжение разрешится чем-нибудь… Или я сломаю что-нибудь, или…
Что
зло повсюду распространяет свои корни — это ни для кого уже не тайна."Люди обыкновенно начинают с того, что с усмешкой отзываются о сотворении мира, а кончают тем, что не признают начальства. Все это делается публично, у всех на глазах, и притом с такою самоуверенностью, как будто устав о пресечении и предупреждении давно уже
совершил течение свое. Что могут в этом случае сделать простые знаки препинания?
Я весь пылал отвагой, и ужасом, и радостью близкого желанного преступленья; я постоянно поводил головою сверху вниз, я хмурил брови, я шептал: «Погодите!» Я грозил кому-то, я был
зол, я был опасен… и я избегал Давыда! Никто, ни даже он, не должен был иметь малейшее подозрение о том, что я собирался
совершить…
Большая часть людей
совершает проступки всякого рода потому, что ни о чём собственно не имеет определённого понятия, а так себе, колеблется между добром и
злом.
Ты, погибель мою строя,
Тем доволен ли, тиран,
Что, лишив меня покоя,
Совершил свой
злой обман?
Учение о том, что человек никогда не может и не должен делать насилия ради того, что он считает добром, справедливо уже по одному тому, что то, чтò считается добром и
злом, не одно и то же для всех людей. То, что один человек считает
злом, есть
зло сомнительное (другие считают его добром); насилие же, которое он
совершает во имя уничтожения этого
зла — побои, увечья, лишение свободы, смерть — уже наверное
зло.
Так что человек, рассуждающий о жизни, не может не видеть, что причина
зла людей никак не лежит в воображаемом разбойнике, а в заблуждениях людей, из которых одно из самых жестоких состоит в том, чтобы во имя воображаемого
зла совершать действительное.
Главный вред суеверия устроительства жизни других людей насилием в том, что как только человек допустил возможность
совершить насилие над одним человеком во имя блага многих, так нет пределов того
зла, которое может быть совершено во имя такого предположения. На таком же предположении основывались в прежние времена пытки, инквизиции, рабство, в в наше время суды, тюрьмы, казни, войны, от которых гибнут миллионы.
— Что же бы потом еще сделали? Расстреляли или повесили, уж и конец, более уже ничего не сделаете, а вот моя Глафира его гораздо
злее расказнила: она
совершила над ним нравственную казнь, вывернула пред ним его совесть и заставила отречься от самого себя и со скрежетом зубовным оторвать от себя то, что было мило. Короче, она одним своим письмом обратила его на путь истинный. Да-с, полагаю, что и всякий должен признать здесь силу.
Так
совершает Евангелие прорыв из морали нашего мира, мира падшего и основанного на различении добра и
зла, к морали потусторонней, противоположной закону этого мира, морали райской, морали Царства Божьего.
Неверно старое понимание воли как одного из элементов душевной жизни, через который человек
совершает выбор между добром и
злом и делается ответственным за
зло.
Самая большая трудность нравственных конфликтов жизни заключается совсем не в столкновении ясного добра с ясным
злом, а в отсутствии одного, законом данного, нравственно-должного выхода, в неизбежности каждый раз
совершать индивидуальный творческий акт.
Тогда Бог
совершает второй акт, нисходит в ничто, в бездну свободы, переродившейся во
зло, являет себя не в силе, а в жертве.
Воля, определяемая нравственной совестью, не может
совершать чистых и абсолютных нравственных актов потому, что она стоит перед противодействующей
злой волей в мире.
По тем трактам, где они идут «в Россию», то есть
совершают преступное, с точки зрения закона, бегство, в деревнях обязательно выставляют на ночь около изб, на особой полочке, приделанной у ворот, жбан квасу и краюху хлеба для «несчастненьких», а днем охотно оказывают им гостеприимство, и очень редки случаи, когда «варнаки», эти каторжники, платят за добро
злом.
— Не забудь, что буду тебе говорить, Володя. Какое
злое искушение придет тебе на ум, помолись Спасителю, чтобы не допустил тебя
совершить его. Помни, ни одно худое, бесчестное дело не проходит мимо очей всевидящего Бога. Если злодей и кажется счастлив, не верь этому: есть в душе его обличитель, который не дает ему покоя. Не играй в карты, будь честен.
А слухи, после этого посещения, стали еще упорнее и
злее, — и каждое утро
совершал служения о. Василий Фивейский.
Он мог бы не
совершить своего
злого намерения, я же наверное
совершу свое
злое дело.