Неточные совпадения
В-третьих, подвергаясь постоянной опасности жизни, — не говоря уже об исключительных случаях солнечных ударов, утопленья, пожаров, — от постоянных в местах заключения заразных болезней, изнурения, побоев, люди эти постоянно находились в том положении, при котором самый добрый, нравственный человек из чувства самосохранения совершает и извиняет других в
совершении самых ужасных по жестокости
поступков.
Мы оба обвинялись в одних и тех же преступлениях, а именно: 1) в тайном сочувствии к превратным толкованиям, выразившемся в тех уловках, которые мы употребляли, дабы сочувствие это ни в чем не проявилось; 2) в сочувствии к мечтательным предприятиям вольнонаемного полководца Редеди; 3) в том, что мы
поступками своими вовлекли в соблазн полицейских чинов Литейной части, последствием какового соблазна было со стороны последних бездействие власти; 4) в покушении основать в Самарканде университет и в подговоре к тому же купца Парамонова; 5) в том, что мы, зная силу законов, до нерасторжимости браков относящихся, содействовали
совершению брака адвоката Балалайкина, при живой жене, с купчихой Фаиной Стегнушкиной; 6) в том, что мы, не участвуя лично в написании подложных векселей от имени содержательницы кассы ссуд Матрены Очищенной, не воспрепятствовали таковому писанию, хотя имели полную к тому возможность; 7) в том, что, будучи на постоялом дворе в Корчеве, занимались сомнительными разговорами и, между прочим, подстрекали мещанина Разно Цветова к возмущению против купца Вздолшикова; 8) в принятии от купца Парамонова счета, под названием"Жизнеописание", и в несвоевременном его опубликовании, и 9) во всем остальном.
Так что человек, не свободный в
совершении тех или других
поступков, свободен в том, на основании чего совершаются
поступки. Вроде того как машинист на паровозе, не свободный в том, чтобы изменить уже совершившееся или совершающееся движение паровоза, свободен в том, чтобы вперед определить его будущие движения..
Но человек — существо сознательное и познающее всё большую и большую степень истины, и потому, если человек и не свободен в
совершении тех или других
поступков, потому что для каждого
поступка существует причина, самые причины этих
поступков, заключающиеся для сознательного человека в том, что он признает ту или другую истину достаточной причиной
поступка, находятся во власти человека.
Делается, во-1-х, тем, что всем рабочим людям, не имеющим времени самим разбирать нравственные и религиозные вопросы, с детства и до старости, примером и прямым поучением внушается, что истязания и убийства совместимы с христианством и что для известных государственных целей не только могут быть допущены, но и должны быть употребляемы истязания и убийства; во-2-х, тем, что некоторым из них, отобранным по набору, по воинской повинности или найму, внушается, что
совершение своими руками истязаний и убийств составляет священную обязанность и даже доблестный, достойный похвал и вознаграждений
поступок.
Так, человек, совершив под влиянием страсти
поступок, противный сознанной истине, остается все-таки свободным в признании или непризнании ее, т. е. может, не признавая истину, считать свой
поступок необходимым и оправдывать себя в
совершении его, и может, признавая истину, считать свой
поступок дурным и осуждать себя в нем.
И все они знают это; все они знают, что то, что они делают, дурно, и ни за что бы не стали делать этого, если бы были в состоянии противостоять тем силам, которые, закрывая их глаза на преступность их
поступков, влекут их к
совершению их.
Ничто не дает такой уверенности для
совершения дурных
поступков, как товарищество, то есть то, чтобы нескольким людям, выделившись от всех остальных, соединяться только между собою.
Усилие это не есть усилие движения, усилие открытия нового миросозерцания, новых мыслей и
совершения особенных новых
поступков. Усилие, которое нужно для вступления в царство божие или в новую форму жизни, есть усилие отрицательное, усилие неследования за потоком, усилие неделания
поступков, не согласных с внутренним сознанием.
Самым ярким доказательством того, насколько часто под словом «наука» подразумеваются не только самые ничтожные, но и самые гадкие предметы, служит то, что существует наука о наказании, то есть о
совершении самого невежественного
поступка, свойственного только человеку на самой низкой ступени развития — ребенку, дикому.
Суеверие разумности возмездия сильнее всего поддерживается тем, что страх перед наказанием на время удерживает людей от
совершения запрещенных
поступков. Но запрещение это не уменьшает, а увеличивает желание дурного, как плотина не уменьшает напора течения реки, а только усиливает его.
Самым ярким доказательством того, насколько часто под словом «наука» подразумеваются не только самые ничтожные, но и самые гадкие предметы, служит то, что существует наука о наказании, то есть о
совершении самого невежественного
поступка, свойственного только человеку на самой низкой ступени, — ребенку, дикому.
22) Во-вторых, усилия эти во власти человека еще и потому, что они заключаются не в
совершении каких-либо могущих быть неисполнимыми
поступков, а только в воздержании, всегда возможном для человека: усилия воздержания от
поступков, противных любви к ближнему и сознанию человеком в себе божественного начала.
Костерев согласился на предложение и пошел было в квартиру, чтобы собраться в дорогу, но поселяне из какого-то опасения не отпустили его от себя и в эту же ночь непосредственно за
совершением убийств, отстраня капитана, отправили восемь человек выборных из хозяев в Царское Село, для донесения государю императору о происшедшем и для оправдания в своих
поступках.
Ведь есть
поступки, совершаются ли они частными людьми, или правительствами, про которые нельзя рассуждать хладнокровно, осуждая
совершение этих
поступков только при известных условиях.
И со слезами на глазах и с радостью сознания
совершения великодушного
поступка, она, несколько раз прерываясь от слез, которые отуманивали ее бархатные, черные глаза, написала то трогательное письмо, получение которого так поразило Николая.
Должен сказать, что приговоры одними людьми других к смерти и еще других к
совершению этого
поступка: смертная казнь, всегда не только возмущала меня, но представлялась мне чем-то невозможным, выдуманным, одним из тех
поступков, в
совершение которых отказываешься верить, несмотря на то, что знаешь, что
поступки эти совершались и совершаются людьми.
И это понятно, но совершенно непонятно рассуждение о том, что насилие может быть средством побуждения людей к
совершению желательных нам
поступков.
Смертная казнь, как была, так и осталась для меня одним из тех людских
поступков, сведения о
совершении которых в действительности не разрушают во мне сознания невозможности их
совершения.