Неточные совпадения
Правдин (останавливая ее). Поостановитесь, сударыня. (Вынув бумагу и важным голосом Простакову.) Именем правительства вам приказываю сей же час
собрать людей и
крестьян ваших для объявления им указа, что за бесчеловечие жены вашей, до которого попустило ее ваше крайнее слабомыслие, повелевает мне правительство принять в опеку дом ваш и деревни.
— Чужому, незнакомому человеку! — с удивлением возразила Ольга. —
Собирать оброк, разбирать
крестьян, смотреть за продажей хлеба…
Теперь же он просил управляющего
собрать на другой день сходку
крестьян трех деревень, окруженных землею Кузминского, для того, чтобы объявить им о своем намерении и условиться в цене за отдаваемую землю.
Замедлил же он высылкой потому, что никак не мог
собрать с
крестьян, которые в своей недобросовестности дошли до такой степени, что для понуждения их необходимо было обратиться к власти.
В юности моей, давно уже, чуть не сорок лет тому, ходили мы с отцом Анфимом по всей Руси,
собирая на монастырь подаяние, и заночевали раз на большой реке судоходной, на берегу, с рыбаками, а вместе с нами присел один благообразный юноша,
крестьянин, лет уже восемнадцати на вид, поспешал он к своему месту назавтра купеческую барку бечевою тянуть.
Чиновники, которым вверена была сельскохозяйственная колония, в громадном большинстве до своего поступления на службу не были ни помещиками, ни
крестьянами и с сельским хозяйством не были знакомы вовсе; для своих ведомостей они всякий раз пользовались только теми сведениями, которые
собирали для них надзиратели.
Ты
собираешь и то, что тебе не надобно, несмотря на то, что неприкрытая нагота твоих
крестьян тебе в обвинение будет.
Приезжал из города какой-то чиновник,
собрал всех
крестьян, прочел им указ и ввел моего отца во владение доставшимся ему именьем по наследству от нашего покойного дедушки.
Все это прежде монастырское было, к монастырю было приписано; как наша матушка Екатерина-то воцарилась — и отняла все у монастыря; а монастырь, однако ж, озеро-то удержал за собой: тысяч пять он
собирал каждый год за позволенье
крестьянам ловить в озере рыбу.
— А та и крайность, что ничего не поделаешь. Павел-то Павлыч, покудова у него крепостные были, тоже с умом был, а как отошли, значит,
крестьяне в казну — он и узнал себя. Остались у него от надела клочочки — сам оставил: всё получше, с леском, местечки себе выбирал — ну, и не
соберет их. Помаялся, помаялся — и бросил. А Сибирян эти клочочки все к месту пристроит.
Так и говорят — вполголоса — двое людей, сидя в хаосе камня на берегу острова; один — таможенный солдат в черной куртке с желтыми кантами и коротким ружьем за спиною, — он следит, чтоб
крестьяне и рыбаки не
собирали соль, отложившуюся в щелях камней; другой — старый рыбак, обритый, точно испанец, темнолицый, в серебряных баках от ушей к носу, — нос у него большой и загнут, точно у попугая.
В конце марта Машу, по ее желанию, назначили попечительницей куриловской школы, а в начале апреля мы три раза
собирали сход и убеждали
крестьян, что их школа тесна и стара и что необходимо строить новую.
По мнению Ольги Федотовны, бабушка не любила семинаристов за то, что, ходя с отцами в праздники по приходу, они ловят кур и вообще очень обижают
крестьян,
собирая с них без милосердия все, что взять можно. Но бабушка знала, разумеется, что и из семинаристов бывают исключения, и при этом ей опять представлялся Сперанский… Он очень занимал ее.
Ко всему этому прибавляли, что Степанида Матвеевна управляет всем имением князя безгранично и самовластно; отрешает управителей, приказчиков, прислугу,
собирает доходы; но что управляет она хорошо, так что
крестьяне благословляют судьбу свою.
Совершая для
крестьян за гроши, а чаще безвозмездно разные межевые работы и лесообходные съемки, он
собирал сходы, говорил горячо и просто о великом значении в сельском хозяйстве больших лесных площадей и заклинал
крестьян беречь лес пуще глаза.
Теперь нет уголка во всей России, где бы не рассказывали о том, как, при начале дела освобождения, помещичьи
крестьяне собирали сходки и отправляли депутации — или к помещику, или к священнику, или даже к земским властям, чтобы разузнать, что и как намерены решить насчет их…
Староста доносит о сборе оброка с
крестьян и извиняет недоимки тем, что «
крестьяне скудны, взять негде нынешним годом, хлеб не родился, насилу могли семена в гумны
собрать, да бог посетил нас скотским падением».
Но было ясно, что Семен не верил учительнице. Ей
крестьяне не верили; они всегда так думали, что она получает слишком большое жалованье — двадцать один рубль в месяц (было бы довольно и пяти), и что из тех денег, которые она
собирала с учеников на дрова и на сторожа, большую часть она оставляла себе. Попечитель думал так же, как все мужики, и сам кое-что наживал с дров и за свое попечительство получал с мужиков жалованье, тайно от начальства.
Семену Родионовичу приглянулся, положим, известный участок земли, и вот он объявляет свою претензию на эту дачу; приезжают следователи;
собирают крестьян-понятых, которых по приказанию Богачева тотчас же и ведут на барский двор, велят разуться и в их лапти насыпают земли с богачевского двора; затем понятые обуваются и идут на спорную дачу.
Кроме обычных посетителей и просителей, нынче еще особенные: первый — это бездетный, доживающий в большой бедности свой век, старик
крестьянин; второй — это очень бедная женщина с кучей детей; третий — это
крестьянин, сколько я знаю, достаточный. Все трое из нашей деревни, и все трое по одному и тому же делу.
Собирают перед Новым годом подати, и у старика описали самовар, у бабы овцу и у достаточного
крестьянина корову. Все они просят защиты или помощи, а то и того и другого.
Собрали после ранних обедов и сходку. Вышел на эту сходку и священник.
Крестьяне сняли шапки, тишина стала мертвая, а мужики все моргают, на небо посматривают: не видать ли тучки, да губами чмокают, словно у них лишний зуб во рту: вытащить бы его, и сейчас все бы отлично стало.
В подтверждение этого
крестьяне ссылались на то, что некоторые из доверенных ей мужиков тихонько
собирали для нее, по ее указанию, каких-то гадов, которых она варила и употребляла как одно из средств ворожбы.
«За десятину плетей — десятину на лето убрать». То есть за право
собрать с десятины выкопанного картофеля картофельную ботву
крестьянин обязывается вспахать, посеять, скосить, связать, свезти десятину хлеба, т. е. по обыкновенным дешевым ценам розничной работы сработать но крайней мере на 8 рублей, а по установленной в той местности цене выходит пять.
Если принять во внимание то, что только осенью, когда есть еще подножный корм, для
крестьянина есть возможность ехать вдаль за дровами, и то, что только осенью можно
собирать не засыпанный еще снегом валежник, и то, что теперь каждый день может уже выпасть зима, — можно смело сказать, что это, другое дело, исполнено тоже неудачно.
Крестьяне доделывают постройки, возят навоз, скотина голодает на высохшем пару, ожидая отавы. Коровы и телята зыкаются с поднятыми крючковато хвостами, бегают от пастухов со стойла. Ребята стерегут лошадей по дорогам и обрезам. Бабы таскают из леса мешки травы, девки и девочки вперегонку друг с другом ползают между кустов по срубленному лесу,
собирают ягоды и носят продавать дачникам.