Неточные совпадения
Мне хотелось проникнуть в духовные течения
эпохи, постигнуть их
смысл, но я не отдавался им.
Меня называли модернистом, и это верно в том
смысле, что я верил и верю в возможность новой
эпохи в христианстве, —
эпохи Духа, которая и будет творческой
эпохой.
Для явления окончательного добра должен был совершиться процесс истории, и потому все
эпохи истории имеют глубокий религиозный
смысл.
Смысл христианской
эпохи истории был в подвиге самоотречения, в вольном отказе от самоутверждения в порядке природы, и христианские святые и подвижники выполняли эту космическую по своему значению задачу.
Как можно отстоять религиозный
смысл истории, если произошел такой крах с самой религиозной
эпохой, что пропала у человечества охота религиозно организовать жизнь и религиозно направить историю?
В описываемую нами
эпоху, когда ни одно из смешных и, конечно, скоропреходящих стремлений людей, лишенных серьезного
смысла, не проявлялось с нынешнею резкостью, когда общество слепо верило Белинскому, даже в том, например, что «самый почтенный мундир есть черный фрак русского литератора», добрые люди из деморализованных сынов нашей страны стремились просто к добру.
Мысль эта, заключавшая в себе глубокий
смысл нашей
эпохи, едва пришла в сознание и высказалась поэтом-мыслителем, как уже развилась в стройной, строгой, наукообразной форме спекулятивным, диалектическим мыслителем.
Это — тонкая, умная, изящная и страстная комедия, в тесном, техническом
смысле, — верная в мелких психологических деталях, — но для зрителя почти неуловимая, потому что она замаскирована типичными лицами героев, гениальной рисовкой, колоритом места,
эпохи, прелестью языка, всеми поэтическими силами, так обильно разлитыми в пьесе. Действие, то есть собственно интрига в ней, перед этими капитальными сторонами кажется бледным, лишним, почти ненужным.
Оставя две капитальные стороны пьесы, которые так явно говорят за себя и потому имеют большинство почитателей, — то есть картину
эпохи, с группой живых портретов, и соль языка, — обратимся сначала к комедии как к сценической пьесе, потом как к комедии вообще, к ее общему
смыслу, к главному разуму ее в общественном и литературном значении, наконец, скажем и об исполнении ее на сцене.
Поэтому-то оно и до сих пор не стало для нас исполнившимся и в этом
смысле обветшавшим преданием, «ветхим заветом», и этим, быть может, и объясняется то непонятное и загадочное обаяние, которое оно сохраняет над душами и в христианскую
эпоху (чего ведь нельзя в этом же
смысле сказать о Ветхом Завете).
Итак, на эмпирической поверхности происходит разложение религиозного начала власти и торжествует секуляризация, а в мистической глубине подготовляется и назревает новое откровение власти — явление теократии, предваряющее ее окончательное торжество за порогом этого зона [Термин древнегреческой философии, означающий «жизненный век», «вечность»; в иудео-христианской традиции означает «мир», но не в пространственном
смысле (космос), а в историческом и временном аспекте («век», «
эпоха»).]
I в. до н. э., сложившаяся в
эпоху эллинизма, с центром в г. Александрии (Египет); «парнасство» — литературное движение во Франции во 2‑й пол. XIX в.; группа поэтов «Парнас» во главе с Ш. Леконт де Лилем провозгласила принцип «искусства для искусства»; «академизм» — направление в изобразительном искусстве XVI–XIX вв.; в широком
смысле — канонизация идеалов и принципов искусства прошлого.] — естественно возникают в процессе кристаллизации художественного канона.
Но тем знаменательнее, что основное отношение к жизни у них у всех совершенно одинаково, настолько одинаково, что в этом
смысле мы воспринимаем гомеровы поэмы как нечто вполне цельное и однородное [Исключение представляют некоторые вставки в «Одиссею», относительно которых доказано, что они принадлежат к другой, гораздо более поздней
эпохе.
Ошибка Шпенглера заключалась в том, что он придал чисто хронологический
смысл словам «цивилизация» и «культура» и увидел в них смену
эпох.
Но после ужаса мировой войны мы вступаем в
эпоху, когда война теряет
смысл и оправдание, когда борьба против возможности новых войн делается великой этической задачей.
Евангелие обращено к вечному началу человеческой души, не зависящему от исторических
эпох и социальных положений, и в известном
смысле оно не социально.
Есть
эпохи, когда война еще имеет
смысл и оправдание.
Как гимназистиком четвертого класса, когда я выбрал латинский язык для того, чтобы попасть со временем в студенты, так и дальше, в Казани и Дерпте, я оставался безусловно верен царству высшего образования, университету в самом обширном
смысле — universitas, как понимали ее люди
эпохи Возрождения, в совокупности всех знаний, философских систем, красноречия, поэзии, диалектики, прикладных наук, самых важных для человека, как астрономия, механика, медицина и другие прикладные доктрины.
Не нужно забывать и того, что на таких театрах, как"Porte St.Martin"и"Ambigu", развился и исторический театр с
эпохи В.Гюго и А.Дюма-отца. Все эти исторические представления — конечно, невысокого образца в художественном
смысле; но они давали бойкие и яркие картины крупнейших моментов новой французской истории. В скольких пьесах Дюма-отца и его сверстников (вплоть до конца 60-х годов) великая революция являлась главной всепоглощающей темой.
Можно и теперь без преувеличения сказать, что в самом преддверии
эпохи реформ бурши"Рутении"совершенно еще спали, в
смысле общественного обновления; они были — по всему складу их кружковой жизни — дореформенные молодые люди, как бы ничем не связанные с теми упованиями и запросами, которые повсюду внутри страны уже пробивались наружу.
Роль"старосты"в
смысле движения играл Михаэлис — натурой и умом посильнее многих, типичный выученик тогдашней
эпохи, чистокровный"нигилист", каким он явился у Тургенева, пошедший в студенты из лицеистов, совершенно"опростивший"себя — вплоть до своего внешнего вида — при значительной, почти красивой наружности.
Русские гегелианцы 40-х годов сначала поняли Гегеля консервативно и истолковали мысль о «разумности действительности» в том
смысле, что нужно примириться с окружающей действительностью, действительностью Николаевской
эпохи и увидеть в ней разум.
Русская история представлялась ему лишенной
смысла и связи, не принадлежащей ни к Востоку, ни к Западу — отражение той потери культурного стиля и единства, которая характерна для Петровской
эпохи.
Он останется верным сыном своей
эпохи, понимая это в здравом, прогрессивном
смысле.
В известном
смысле, дарвинизм и марксизм незаконные, побочные дети христианства дотворческой
эпохи.
Но в более глубоком
смысле вся новая история с ее рационализмом, позитивизмом, научностью была ночной, а не дневной
эпохой — в ней померкло солнце мира, погас высший свет, все освещение было искусственным и посредственным.
Творческая мировая
эпоха может быть лишь сверхкультурной, а не докультурной и не внекультурной — она принимает положительный религиозный
смысл культуры, признает великую правду всякой культуры против всякого нигилизма.
Каноническое искусство никогда не было творчеством в религиозном
смысле этого слова; оно принадлежит дотворческой
эпохе, оно еще в законе и искуплении.
Весь
смысл нашей
эпохи в том, что она переходит к откровению человека.
Ночь метафизичнее, онтологичнее дня. Дневной покров не только в природе, но и в истории непрочен, он легко скрывается, в нем нет глубины. И весь
смысл нашей
эпохи, столь несчастливой для внешней жизни отдельных людей, в обнажении бездны бытия, в стоянии лицом к лицу перед первоосновой жизни, в раскрытии «наследья рокового». Это и означает вступление в ночь...