Неточные совпадения
После обычных
вопросов о желании их вступить в брак, и не обещались ли они другим, и их странно для них самих звучавших ответов началась новая служба. Кити слушала слова молитвы, желая понять их
смысл, но не могла. Чувство торжества и светлой радости по мере совершения обряда всё больше и больше переполняло ее душу и лишало ее возможности внимания.
В сущности, понимавшие, по мнению Вронского, «как должно» никак не понимали этого, а держали себя вообще, как держат себя благовоспитанные люди относительно всех сложных и неразрешимых
вопросов, со всех сторон окружающих жизнь, — держали себя прилично, избегая намеков и неприятных
вопросов. Они делали вид, что вполне понимают значение и
смысл положения, признают и даже одобряют его, но считают неуместным и лишним объяснять всё это.
— А что отвечал в Москве вот лектор-то ваш на
вопрос, зачем он билеты подделывал: «Все богатеют разными способами, так и мне поскорей захотелось разбогатеть». Точных слов не помню, но
смысл, что на даровщинку, поскорей, без труда! На всем готовом привыкли жить, на чужих помочах ходить, жеваное есть. Ну, а пробил час великий, тут всяк и объявился, чем смотрит…
Вопрос, почему он пошел теперь к Разумихину, тревожил его больше, чем даже ему самому казалось; с беспокойством отыскивал он какой-то зловещий для себя
смысл в этом, казалось бы, самом обыкновенном поступке.
А между тем, казалось бы, весь анализ, в
смысле нравственного разрешения
вопроса, был уже им покончен: казуистика его выточилась, как бритва, и сам в себе он уже не находил сознательных возражений.
— Да перестань, что ты извиняешься? — перебил Базаров. — Кирсанов очень хорошо знает, что мы с тобой не Крезы [Крез — царь Лидии (560–546 гг. до н. э.), государства Малой Азии, обладавший, по преданию, неисчислимыми богатствами; в нарицательном
смысле — богач.] и что у тебя не дворец. Куда мы его поместим, вот
вопрос.
— Сударыня, — торжествующе взывал Пыльников. — Все-таки, все-таки — как же вы решаете
вопрос о
смысле бытия? Божество или человечество?
— Для меня лично корень
вопроса этого,
смысл его лежит в противоречии интернационализма и национализма. Вы знаете, что немецкая социал-демократия своим вотумом о кредитах на войну скомпрометировала интернациональный социализм, что Вандервельде усилил эту компрометацию и что еще раньше поведение таких социалистов, как Вивиани, Мильеран, Бриан э цетера, тоже обнаружили, как бессильна и как, в то же время, печально гибка этика социалистов. Не выяснено: эта гибкость — свойство людей или учения?
«Я не Питер Шлемиль и не буду страдать, потеряв свою тень. И я не потерял ее, а самовольно отказался от мучительной неизбежности влачить за собою тень, которая становится все тяжелее. Я уже прожил половину срока жизни, имею право на отдых. Какой
смысл в этом непрерывном накоплении опыта? Я достаточно богат. Каков
смысл жизни?.. Смешно в моем возрасте ставить “детские
вопросы”».
— Возможно. Если, конечно, восстание будет неудачно, — сказал Самгин и подумал, что, кажется, он придал этим словам
смысл и тон
вопроса. Яков взглянул на него, усмехнулся и, двигаясь к двери на двор, четко выговорил...
Провинциальный кадет Адвокатов поставил
вопрос: «Есть ли у нас демократия в европейском
смысле слова?» — и в полчаса доказал, что демократии в России — нет.
Тут Клим понял
смысл ее
вопроса о деньгах, густо покраснел и не нашел, что сказать ей.
Ольга просто умна: вот хоть сегодняшний
вопрос, как легко и ясно разрешила она, да и всякий! Она тотчас видит прямой
смысл события и подходит к нему по прямой дороге.
— О нет! — с важностью заметил он. — Это не давешний
вопрос, теперь он имеет другой
смысл: если я останусь, то… на каких правах?
На каждый взгляд, на каждый
вопрос, обращенный к ней, лицо ее вспыхивало и отвечало неуловимой, нервной игрой ощущений, нежных тонов, оттенков чутких мыслей — всего, объяснившегося ей в эту неделю
смысла новой, полной жизни.
Я приставал к нему часто с религией, но тут туману было пуще всего. На
вопрос: что мне делать в этом
смысле? — он отвечал самым глупым образом, как маленькому: «Надо веровать в Бога, мой милый».
Шагов сотню поручик очень горячился, бодрился и храбрился; он уверял, что «так нельзя», что тут «из пятелтышки», и проч., и проч. Но наконец начал что-то шептать городовому. Городовой, человек рассудительный и видимо враг уличных нервностей, кажется, был на его стороне, но лишь в известном
смысле. Он бормотал ему вполголоса на его
вопросы, что «теперь уж нельзя», что «дело вышло» и что «если б, например, вы извинились, а господин согласился принять извинение, то тогда разве…»
Если
вопрос противной стороны заключал в себе кроме сказанного еще другой, скрытый
смысл, у Кавадзи невольно появлялась легкая улыбка.
На
вопрос француза, как намерено действовать новое правительство, если оно утвердится, Тайпин-Ван отвечал, что подданные его, как христиане, приходятся европейцам братьями и будут действовать в этом
смысле, но что обязательствами себя никакими не связывают.
На этот
вопрос ответили очень скоро. Все согласились ответить: «да, виновен», признав его участником и отравления и похищения. Не согласился признать виновным Картинкина только один старый артельщик, который на все
вопросы отвечал в
смысле оправдания.
Прямой
вопрос Марьи Степановны, подсказанный ей женским инстинктом, поставил Привалова в неловкое положение, из которого ему было довольно трудно выпутаться; Марья Степановна могла истолковать его молчание о своем прошлом в каком-нибудь дурном
смысле.
Душа эта поглощена решением конечных, проклятых
вопросов о
смысле жизни.
Вопрос ставится о двух состояниях мира, которые соответствуют двум разным структурам и направлениям сознания, прежде всего дуализма свободы и необходимости, внутренней соединенности и вражды,
смысла и бессмыслицы.
Социализм, употребляя это слово в радикальном
смысле, не может решить основных
вопросов человеческого существования.
Ставится
вопрос, в каком
смысле и в какой степени возможен мессианизм христианский, мессианизм после явления Христа — Мессии?
Но
вопрос сей, высказанный кем-то мимоходом и мельком, остался без ответа и почти незамеченным — разве лишь заметили его, да и то про себя, некоторые из присутствующих лишь в том
смысле, что ожидание тления и тлетворного духа от тела такого почившего есть сущая нелепость, достойная даже сожаления (если не усмешки) относительно малой веры и легкомыслия изрекшего
вопрос сей.
Вспомни первый
вопрос; хоть и не буквально, но
смысл его тот: «Ты хочешь идти в мир и идешь с голыми руками, с каким-то обетом свободы, которого они, в простоте своей и в прирожденном бесчинстве своем, не могут и осмыслить, которого боятся они и страшатся, — ибо ничего и никогда не было для человека и для человеческого общества невыносимее свободы!
Я не передаю всех
вопросов и в точности всех ее ответов, я только передаю существенный
смысл ее показаний.
Он упал на свое место, ломая руки в отчаянии. Прокурор и защитник стали предлагать перекрестные
вопросы, главное в том
смысле: «что, дескать, побудило вас давеча утаить такой документ и показывать прежде совершенно в другом духе и тоне?»
— Я на твоем месте, Александр, говорил бы то же, что ты; я, как ты, говорю только для примера, что у тебя есть какое-нибудь место в этом
вопросе; я знаю, что он никого из нас не касается, мы говорим только, как ученые, о любопытных сторонах общих научных воззрений, кажущихся нам справедливыми; по этим воззрениям, каждый судит о всяком деле с своей точки зрения, определяющейся его личными отношениями к делу, я только в этом
смысле говорю, что на твоем месте стал бы говорить точно так же, как ты.
«Чем лучше быть: генералом или архиереем?» — мелькало у меня в голове; но
вопрос этот уже бесчисленное множество раз разрешался мною то в том, то в другом
смысле, а потом и он перестал интересовать.
Вот почему я продолжаю утверждать, что, в абсолютном
смысле, нет возраста более злополучного, нежели детский, и что общепризнанное мнение глубоко заблуждается, поддерживая противное. По моему мнению, это заблуждение вредное, потому что оно отуманивает общество и мешает ему взглянуть трезво на детский
вопрос.
Что касается до нравственного
смысла помещичьей среды нашей местности в описываемое время, то отношения ее к этому
вопросу ближе всего можно назвать страдательными.
Наконец решает
вопрос в отрицательном
смысле, захватывает добычу вилкой и тащит на тарелку.
Всякий истинно русский человек интересуется
вопросом о
смысле жизни и ищет общения с другими в искании
смысла.
Я не только не был равнодушен к социальным
вопросам, но и очень болел ими, у меня было «гражданское» чувство, но в сущности, в более глубоком
смысле, я был асоциален, я никогда не был «общественником».
Меня всегда мучили не столько богословские, догматические, церковные
вопросы или школьно-философские
вопросы, сколько
вопросы о
смысле жизни, о свободе, о назначении человека, о вечности, о страдании, о зле.
Традиционные книги о духовной жизни обыкновенно дают ответ на этот
вопрос в том
смысле, что после переживания греховности и недостоинства человека наступает просветление благодатью.
Это продолжалось многие годы, пока… яркие облака не сдвинулись, вновь изменяя еще раз мировую декорацию, и из-за них не выглянула опять бесконечность, загадочно ровная, заманчивая и дразнящая старыми загадками сфинкса в новых формах… И тогда я убедился, что эти
вопросы были только отодвинуты, а не решены в том или другом
смысле.
Русский безграмотный мужик любит ставить
вопросы философского характера — о
смысле жизни, о Боге, о вечной жизни, о зле и неправде, о том, как осуществить Царство Божье.
Но в Гегеле речь шла о решении
вопроса о
смысле жизни.
Русская философия истории должна была прежде всего решить
вопрос о
смысле и значении реформы Петра, разрезавшей русскую историю как бы на две части.
Появление религии прогресса и социализма обостряет религиозно-эсхатологическую проблему, ставит перед христианским сознанием
вопрос о религиозном
смысле истории и ее завершении, служит возрождению религиозному, связанному с обетованиями и пророчествами.
Вопрос о
смысле истории и есть
вопрос о происхождении зла в мире, о предмирном грехопадении и об искуплении.
Лишь церковная философия в силах решить проклятые
вопросы, лишь ей доступны проблемы свободы и зла, личности и мирового
смысла, реализма и брачной тайны познания.
Это вселенское религиозное миропонимание и мироощущение, к которому современный мир идет разными путями и с разных концов, прежде всего остро ставит
вопрос о
смысле мировой истории, о религиозном соединении судьбы личности и судьбы вселенной.
Вот почему религиозно-антропологический
вопрос есть
вопрос о разрешении
смысла истории.
Презрение к женщине, как к низкому существу или вещи, доходит у гиляка до такой степени, что в сфере женского
вопроса он не считает предосудительным даже рабство в прямом и грубом
смысле этого слова.
Разверни новейшие таинственные творения, возмнишь быти во времена схоластики и словопрений, когда о речениях заботился разум человеческий, не мысля о том, был ли в речении
смысл; когда задачею любомудрия почиталося и на решение исследователей истины отдавали
вопрос, сколько на игольном острии может уместиться душ.
В «темном царстве», рассматриваемом нами, ненормальность общественных отношений доходит до высших своих пределов, и потому очень понятно, что его обитатели теряют решительно всякий
смысл в нравственных
вопросах.