Неточные совпадения
Идея демократии была осознана и формулирована в такую историческую эпоху, когда религиозное и философское
сознание передовых
слоев европейского человечества было выброшено на поверхность и оторвано от глубины, от духовных истоков человека.
Но в нашем буржуазно-обывательском
слое не оказалось достаточно сильного нравственного гражданского
сознания, нравственной и гражданской подготовки личности.
Такое
сознание можно встретить у отдельных лиц, но не у общественных
слоев и групп.
Сомнение в оправданности частной собственности, особенно земельной, сомнение в праве судить и наказывать, обличение зла и неправды всякого государства и власти, покаяние в своем привилегированном положении,
сознание вины перед трудовым народом, отвращение к войне и насилию, мечта о братстве людей — все эти состояния были очень свойственны средней массе русской интеллигенции, они проникли и в высший
слой русского общества, захватили даже часть русского чиновничества.
В более глубоком
слое, не нашедшем себе выражения в
сознании, в русском нигилизме, социализме была эсхатологическая настроенность и напряженность, была обращенность к концу.
В Л. Толстом произошло
сознание своей вины в господствующем
слое русского общества.
Изведав опытом, под влиянием христианского воздействия, тщету плодов насилия, люди иногда в одном, иногда через несколько поколений утрачивают те пороки, которые возбуждаются страстью к приобретению власти и богатства, и, становясь менее жестокими, не удерживают своего положения и вытесняются из власти другими, менее христианскими, более злыми людьми и возвращаются в низшие по положению, но высшие по нравственности
слои общества, увеличивая собой средний уровень христианского
сознания всех людей.
Она имеет свою глубину и поверхность: под
сознанием лежит неопределенное количество
слоев бессознательной, вернее, предсознательной или сверхсознательной жизни.
Новые психология и психопатология открывают глубокий, иррациональный
слой в человеческой душе, скрытый от
сознания.
Оно есть продукт
сознания интеллигентными
слоями неоправданности своей жизни, нелепости своей жизни, продукт неорганического характера всего строя русской жизни.
В русском верхнем культурном
слое начала века был настоящий ренессанс духовной культуры, появилась русская философская школа с оригинальной религиозной философией, был расцвет русской поэзии, после десятилетий падения эстетического вкуса пробудилось обостренное эстетическое
сознание, пробудился интерес к вопросам духовного порядка, который был у нас в начале XIX века.
Царская власть, санкционированная религиозно в
сознании народа, и охраняла культурный
слой от народной тьмы, и гнала его.
«Народ» в господствующих формах народнического
сознания не был нацией как целостным организмом, в который входят все классы, все
слои общества, все исторические поколения, интеллигент и дворянин так же, как и крестьянин, купец и мещанин, так же, как и рабочий.
Народничество всегда было знаком слабости в России культурного
слоя, отсутствия в нем здорового
сознания своей миссии.
В XIX веке
сознание культурного
слоя, который с известного момента начал именовать себя «интеллигенцией», сделалось трагическим.
Причин возникновения русского народничества и его долгого господства в интеллигентском
сознании обычно ищут в глубоком и длительном разрыве между высшим культурным
слоем и низинами народной жизни.
Высший, творческий культурный
слой, созидающий духовные ценности, для народнического
сознания всегда отщепенский, утерявший источники правды в себе.
В русском православном
сознании заложено своеобразное народничество, недоверие к культуре и культурному
слою.