Неточные совпадения
Устанавливают три периода в идейном развитии Белинского: 1) нравственный идеализм, героизм; 2) гегелевское принятие
разумности действительности; 3) восстание против действительности для ее радикального изменения во имя
человека.
Но основы этой жизни, ее внутренняя сила — совершенно непонятны для жалких
людей, отвыкших от всякой
разумности и правды в своих житейских отношениях.
Не говоря о всех других противоречиях жизни и сознания, которые наполняют жизнь
человека нашего времени, достаточно одного этого последнего военного положения, в котором находится Европа, и его христианского исповедания для того, чтобы
человеку прийти в отчаяние, усомниться в
разумности человеческой природы и прекратить жизнь в этом безумном и зверском мире.
Не может
человек не страдать, когда вся его жизнь вперед определена законами, которым он должен повиноваться под угрозой наказания и —
разумности, справедливости которых он не только не верит, но несправедливость, жестокость, неестественность которых он часто ясно сознает.
И потому
люди нашего времени не могут верить тому, чтобы повиновение законам гражданским или государственным удовлетворяло бы требованиям
разумности человеческой природы.
Люди давно уже знают, что неразумно повиноваться такому закону, в истинности которого может быть сомнение, и потому не могут не страдать, повинуясь закону,
разумность и обязательность которого не признают.
От этого происходит то, что все эти
люди, начиная от Конта, Страуса, Спенсера и Ренана, не понимая смысла речей Христа, не понимая того, к чему и зачем они сказаны, не понимая даже и вопроса, на который они служат ответом, не давая себе даже труда вникнуть в смысл их, прямо, если они враждебно настроены, отрицают
разумность учения; если же они хотят быть снисходительны к нему, то с высоты своего величия поправляют его, предполагая, что Христос хотел сказать то самое, что они думают, но не сумел этого сделать.
Никита видел, что Вялов работает легко и ловко, проявляя в труде больше
разумности, чем в своих тёмных и всегда неожиданных словах. Так же, как отец, он во всяком деле быстро находил точку наименьшего сопротивления, берёг силу и брал хитростью. Но была ясно заметна и разница: отец за всё брался с жаром, а Вялов работал как бы нехотя, из милости, как
человек, знающий, что он способен на лучшее. И говорил он так же: немного, милостиво, многозначительно, с оттенком небрежности, намекающе...
Суеверие
разумности возмездия сильнее всего поддерживается тем, что страх перед наказанием на время удерживает
людей от совершения запрещенных поступков. Но запрещение это не уменьшает, а увеличивает желание дурного, как плотина не уменьшает напора течения реки, а только усиливает его.
Учение Христа оказывается рядом нравственных предписаний, которые
человеку легко осуществить, если он признает их
разумность.
Как у Платона есть миф о том, что Бог определил сперва
людям срок жизни 70 лет, но потом, увидав, что
людям хуже от этого, переменил на то, что есть теперь, т. е. сделал так, что
люди не знают часа своей смерти, — так точно верно определял бы
разумность того, что есть, миф о том, что
люди сначала были сотворены без ощущения боли, но что потом для их блага сделано то, что теперь есть.
Человек умер, но его отношение к миру продолжает действовать на
людей, даже не так, как при жизни, а в огромное число раз сильнее, и действие это по мере
разумности и любовности увеличивается и растет, как всё живое, никогда не прекращаясь и не зная перерывов.
Кроме того, Сперанский, потому ли что он оценил способности князя Андрея, или потому что нашел нужным приобресть его себе, Сперанский кокетничал перед князем Андреем своим беспристрастным, спокойным разумом и льстил князю Андрею тою тонкою лестью, соединенною с самонадеянностью, которая состоит в молчаливом признавании своего собеседника с собою вместе единственным
человеком, способным понимать всю глупость всех остальных,
разумность и глубину своих мыслей.
И если, медленно это движение, то только благодаря тому, что ясность, простота,
разумность, неизбежность и обязательность учения Христа скрыты от большинства
людей самым хитрым и опасным образом, скрыты под чужим учением, ложно называемым его учением.
Сперанский в глазах князя Андрея был именно тот
человек, разумно объясняющий все явления жизни, признающий действительным только то, чтó разумно, и ко всему умеющий прилагать мерило
разумности, которым он сам так хотел быть.