Гносеологи пытаются преодолеть этот непреодолимый факт тем соображением, что познание совершается в «сознании вообще», в трансцендентальном сознании, а не в индивидуальном
психологическом сознании, что сверхиндивидуальный субъект производит суждения и оценки.
И остается совсем невыясненным, как трансцендентальное сознание овладевает
психологическим сознанием, как психологическое сознание возвышается до трансцендентального сознания.
Я говорил уже в первой главе, что проблема человека не может быть подменена ни проблемой субъекта, трансцендентального сознания, ни проблемой души,
психологического сознания, ни проблемой духа, ни проблемой идеальных ценностей, идей добра, истины, красоты и пр.
Пусть трансцендентальное сознание имеет твердые и незыблемые основания для познания, но трансцендентальное сознание совсем не есть человек; человек обречен быть
психологическим сознанием, которое находится во власти релятивизма.
Неточные совпадения
Пролетариат свободен от греха эксплуатации и в нем даны благоприятные социально-психологические условия для проникновения истиной и справедливостью, определяемых трансцендентальным
сознанием.
Выходило, что у рабочего класса происходит максимальное сближение и отождествление
психологического и трансцендентального
сознания.
С одной стороны, гносеологов подстерегает метафизика и онтология (сверхиндивидуальный субъект,
сознание вообще и т. п.); с другой, подстерегает психология и биология (психофизическая организация, субъект
психологический и биологический).
Сверхиндивидуальное
сознание неизбежно принимает онтологический характер, или, как у позитивистов, оно принимает характер
психологический и биологический.
На Страшном суде человек, поставленный лицом к лицу с Христом и в Нем познавший истинный закон своей жизни, сам сделает в свете этого
сознания оценку своей свободе в соответствии тому «подобию», которое создано творчеством его жизни, и сам различит в нем призрачное, субъективное, «
психологическое» от подлинного, реального, онтологического.
Мы отмечаем лишь то своеобразное употребление трансцендентально-аналитического метода, которое он получает здесь в руках своего творца, и особенно то расширенное его понимание, при котором ему ставится задача вскрыть условия не только научной и этической, но и эстетической значимости, причем анализ этих сторон
сознания ведется не в субъективно-психологической, а в трансцендентальной плоскости.
Заставить воевать человеческие массы можно, лишь парализуя их
сознание, путем системы гипноза, опаивания,
психологического и физического, и путем террора, который всегда вводят во время войны Военный стиль общества всегда означает насилие и порабощение человека, психическое и физическое.
И это столкновение современной души и современного
сознания с архаическими, инфантильными и патологическими элементами создает необычайную сложность человеческой души, с трудом поддающуюся исследованию старыми
психологическими методами.
И вот для новой психологии и
психологической антропологии основным является различение в человеческой душе
сознания и подсознательного.
Теория познания должна стать философской антропологией, учением о человеке, а не учением о трансцендентальном
сознании и гносеологическом субъекте, но и не
психологическим или социологическим учением о человеке, а онтологическим и пневмотологическим учением о человеке.
Сознание не есть лишь
психологическое понятие, в нем есть конструирующий его духовный элемент.
Новое
сознание творческой эпохи должно признать в сфере
психологической равноценность совершенства познавательного и эстетического совершенству нравственному и в сфере мистической равноценность гениальности и святости.