Но любить или не любить народ, как что-то особенное, он не мог, потому что не только жил с народом, не только все его интересы были связаны с народом, но он считал и самого себя частью народа, не видел в себе и народе никаких особенных качеств и недостатков и не мог
противопоставлять себя народу.
В другое время, заключенный в отдельное свое существование, он мог только
противопоставлять себя этой силе, робко поклоняясь ей; но в эти часы высшего подъема пламенное переполнение духа разбивало все грани и вело к целостному единению с этою силою; здесь собственная жизнь человека терялась на мгновение в жизни божества».
Например, в третьей «Лекции о сущности религии» он пишет: «Существо, которое человек
противопоставляет себе в религии и теологии как совершенно иное, от него отличное, есть его собственное существо» (Фейербах Л. Избранные философские произведения/ М., 1955 Т. 2. С. 517).].
Неточные совпадения
Но глуповцы тоже были
себе на уме. Энергии действия они с большою находчивостью
противопоставили энергию бездействия.
Скорее можно было бы назвать схоластикой отвлеченную философию и современную гносеологию, так как они порвали с духом жизни, жизни
себя противопоставили.
Мудрость и любовь требуют обсудить всякий взгляд, но мы считаем
себя обязанными неотразимую убедительность фактов
противопоставить той жестокой мысли, по которой право человеческое становится в зависимость от милости человеческой».
И притом не просто в разрез, а в такую минуту, когда это большинство, совершенно довольное
собой и полное воспоминаний о недавних торжествах, готово всякого апологиста разорвать на куски и самым веским и убедительным доказательствам
противопоставить лишь голое fin de nonrecevoir? [отказ дать судебному делу законный ход.]
Я
противопоставляю два различных мироощущения, два навыка мысли, две души. Основная сущность их — одинакова, — стремление к добру, красоте жизни, к свободе духа. Но по силе целого ряда сложных причин большинство человечества еще не изжило древнего страха перед тайнами природы, не возвысилось до уверенности в силе своей воли, не чувствует
себя владыкой своей планеты и не оценило сущности деяния как начала всех начал.
Всё родит
себе подобное, и пока мы не
противопоставим обидам и насилиям злодеев совсем противные им дела, а, напротив, будем делать то же самое, что и они, то тем будем только пробуждать, поощрять и воспитывать в них всё то зло, об искоренении которого мы как будто хлопочем.
«Созерцающий не созерцает и не
противопоставляет созерцаемое как другое, но словно сам становится другим и сам более уже не принадлежит
себе, весь он принадлежит тому и становится едино с ним, соединенный с ним как центр к центру; и здесь сложные вещи составляют единое, а двойственность имеет место лишь в том случае, если они разделены, — в таком случае говорим мы о различенном.
Сократ противополагал
себя софистам, как отвлеченным идеалистам и рационалистам или вовсе не верящим в истину, или же надеющимся обрести ее путем спекулятивно-идеалистическим, которому Сократ, а за ним и его великий ученик
противопоставляли полноту религиозного, философского и жизненного опыта.
Баадер
противопоставляет творение и эманацию (2, 89, ib.) и видит пантеизм в объединении Бога с творением, считая ложным, противоречащим всякой религии утверждением, что «Бог дает
себе содержание лишь чрез творение, и что всеопределяющее определяет, наполняет, осуществляет
себя лишь чрез акт творения, становясь действительным Богом из того, что не есть Бог» (I, 396, ib. 119).
Всякую мировую данность он
себе внеполагает и
противопоставляет, как некое что, сам оставаясь от нее свободным и ей трансцендентным.
Официальная теология, получившая социальную санкцию, почитала
себя объективной и
противопоставляла свою объективность субъективности мистики.
Придворные не замедлили вывести из этого свои заключения. Стали говорить, что, если граф Разумовский приблизил к
себе Бекетова, это сделано с целью
противопоставить его молодому камер-юнкеру Шувалову, так как бывший кадет обратил на
себя особенное внимание государыни.
Горняя, духовная борьба сложно вплетается в эту серединную материальную борьбу, и из этого серединного смешения необходимо выделить высшие и чистые духовные начала и
противопоставить торжествующей тьме и торжествующему хамству: но и самая высшая духовная борьба в серединном царстве должна проявить
себя, как борьба за творчество культуры в объявшей нас тьме.