Неточные совпадения
Сузив
понятие «народ» до
понятия «рабочий
класс», марксизм тоже требует «раствориться в массах», как этого требовали: толстовец, переодетый мужиком, писатель Катин, дядя Яков.
Он видел себя умнее всех в
классе, он уже прочитал не мало таких книг, о которых его сверстники не имели
понятия, он чувствовал, что даже мальчики старше его более дети, чем он.
Впрочем, мы видели только поселян и земледельцев; высшие
классы и правительство, конечно, имеют
понятие о государственных сношениях, следовательно, и о политике: они сносятся же с китайцами, с японцами и с ликейцами.
Существует разительное противоречие между материализмом и логическим реализмом
понятий, признающим подлинность реальности общего, например,
класс реальнее конкретного человека, идея пролетариата важнее самого пролетариата.
Через год после того, как пропал Рахметов, один из знакомых Кирсанова встретил в вагоне, по дороге из Вены в Мюнхен, молодого человека, русского, который говорил, что объехал славянские земли, везде сближался со всеми
классами, в каждой земле оставался постольку, чтобы достаточно узнать
понятия, нравы, образ жизни, бытовые учреждения, степень благосостояния всех главных составных частей населения, жил для этого и в городах и в селах, ходил пешком из деревни в деревню, потом точно так же познакомился с румынами и венграми, объехал и обошел северную Германию, оттуда пробрался опять к югу, в немецкие провинции Австрии, теперь едет в Баварию, оттуда в Швейцарию, через Вюртемберг и Баден во Францию, которую объедет и обойдет точно так же, оттуда за тем же проедет в Англию и на это употребит еще год; если останется из этого года время, он посмотрит и на испанцев, и на итальянцев, если же не останется времени — так и быть, потому что это не так «нужно», а те земли осмотреть «нужно» — зачем же? — «для соображений»; а что через год во всяком случае ему «нужно» быть уже в Северо — Американских штатах, изучить которые более «нужно» ему, чем какую-нибудь другую землю, и там он останется долго, может быть, более года, а может быть, и навсегда, если он там найдет себе дело, но вероятнее, что года через три он возвратится в Россию, потому что, кажется, в России, не теперь, а тогда, года через три — четыре, «нужно» будет ему быть.
Я не думаю, чтоб люди всегда были здесь таковы; западный человек не в нормальном состоянии — он линяет. Неудачные революции взошли внутрь, ни одна не переменила его, каждая оставила след и сбила
понятия, а исторический вал естественным чередом выплеснул на главную сцену тинистый слой мещан, покрывший собою ископаемый
класс аристократий и затопивший народные всходы. Мещанство несовместно с нашим характером — и слава богу!
Но ежели такая смута в
понятиях о государстве господствует в дирижирующих
классах общества, то что же должны мы ожидать от непросвещенной черни!
Несмотря на несколько революций, во Франции, как и в других странах Европы, стоят лицом к лицу два
класса людей, совершенно отличных друг от друга и по внешнему образу жизни, и по
понятиям, и по темпераментам.
— Нас заставляли танцевать, фехтовать, делать гимнастику. В низших
классах учили повиноваться, в высших — повелевать. Сверх того: немного истории, немного географии, чуть-чуть арифметики и, наконец, краткие
понятия о божестве. Вот и все. Виноват: заставляли еще вытверживать басни Лафонтена к именинам родителей…
Высший
класс нашего общества не имеет
понятия, как заботятся о «несчастных» купцы, мещане и весь народ наш.
В театр впервые я попал зимой 1865 года, и о театре до того времени не имел никакого
понятия, разве кроме того, что читал афиши на стенах и заборах. Дома у нас никогда не говорили о театре и не посещали его, а мы, гимназисты первого
класса, только дрались на кулачки и делали каверзы учителям и сторожу Онисиму.
Но всего более приводили меня в отчаяние товарищи: старшие возрастом и ученики средних
классов не обращали на меня внимания, а мальчики одних лет со мною и даже моложе, находившиеся в низшем
классе, по большей части были нестерпимые шалуны и озорники; с остальными я имел так мало сходного, общего в наших
понятиях, интересах и нравах, что не мог с ними сблизиться и посреди многочисленного общества оставался уединенным.
Выигранное такими отсрочками время дворянство употребило на то, чтобы привыкнуть к новым
понятиям и изучить их, для чего появилось даже в этом
классе (к чему здесь «даже» относится?) несколько рукописных сочинений за и против реформы.
[Я и мой товарищ по гимназии, нынче известный русский математик К. Д. Краевич, знавали этого антика в конце сороковых годов, когда мы были в третьем
классе Орловской гимназии и жили вместе в доме Лосевых, «Антон-астроном» (тогда уже престарелый) действительно имел кое-какие
понятия о небесных светилах и о законах вращения, но главное, что было интересно: он сам приготовил для своих труб стекла, отшлифовывая их песком и камнем из донышек толстых хрустальных стаканов, и через них он оглядывал целое небо…
Не мешает это и потому, что изложение взглядов и приемов г. Жеребцова может показать, какие
понятия возможны еще у нас даже между людьми, принадлежащими к образованному
классу общества, путешествовавшими по разным странам Европы, читавшими и узнавшими кое-что, — хотя и поверхностно, — и умеющими написать по-французски два толстых тома о предметах, вызывающих на размышление.
Вследствие таких
понятий и такого порядка вещей установились почти повсюду враждебные отношения рабочего
класса к подрядчикам и заводчикам, — и обратно.
Таким образом, значительная часть рабочего
класса в Англии имеет гораздо более, нежели в других странах, здравые
понятия о всех вопросах, касающихся их обеспечения и благосостояния.
Роберт Овэн посетил также в недавнее время некоторые из старых государств Европы, чтобы приготовить их к изменениям, которые становятся неизбежными при развитии истинных
понятий в рабочих
классах.
Бывает время, когда народный дух ослабевает, подавляемый силою [победившего
класса], естественные влечения замирают на время и место их заступают искусственно возбужденные, насильно навязанные
понятия и взгляды в пользу победивших; тогда и литература не может выдержать: и она начинает воспевать нелепые и беззаконные затеи [
класса] победителей, и она восхищается тем, от чего с презрением отвернулась бы в другое время.
Правда, и в этом
классе людей крепостное устройство произвело значительное искажение
понятий и стремлений: в Надёже и ее подругах, в безответной Игрушечке, в свирепом Ефиме мы видели, как ложно развиваются в них нередко самые добрые начала, самые естественные требования.
Это обстоятельство не осталось для нас незамеченным, и мы не намерены его оправдывать, хотя и должны оговорить, что подобного рода ложные и невежественные
понятия гораздо простительнее крестьянам, нежели другим, высшим
классам общества, имеющим претензию на образованность.
Марксизм разложил
понятие народа, как целостного организма, разложил на
классы с противоположными интересами.
Сковывание духа социальной обыденностью мы видим в организации государства, церкви как социального института, догмы как системы рациональных
понятий, академий, сословий и
классов, семейного строя, нравов, законов и норм.
Марксизм теоретически разложил
понятие «народа» на
классы и этим нанес удар народническому сознанию, но потом сам подвергся народническому перерождению.