Неточные совпадения
Лекция
была озаглавлена «Интеллект и
рок», —
в ней доказывалось, что интеллект и является выразителем воли
рока, а сам «
рок не что иное, как маска Сатаны — Прометея»; «Прометей — это тот, кто первый внушил человеку
в раю неведения страсть к познанию, и с той поры девственная, жаждущая веры душа богоподобного человека сгорает
в Прометеевом огне; материализм — это серый пепел ее».
— Стало
быть, побои городничего выступают
в повести, как fatum [
рок (лат.).] древних трагиков? — сказал Обломов.
Вещи, которые
были для нас святыней, которые лечили наше тело и душу, с которыми мы беседовали и которые нам заменяли несколько друг друга
в разлуке; все эти орудия, которыми мы оборонялись от людей, от ударов
рока, от самих себя, что
будут они после нас?
Русская революция стояла под знаком
рока, как и гитлеровская революция
в Германии, она не
была делом свободы и сознательных актов человека.
Но здесь ей надели повязку для того, должно
быть, чтобы она не видела роскоши соседнего храма Бахуса, поклонники которого оттуда время от времени поднимались волей
рока в храм Фемиды.
Лаврецкий действительно не походил на жертву
рока. От его краснощекого, чисто русского лица, с большим белым лбом, немного толстым носом и широкими правильными губами, так и веяло степным здоровьем, крепкой, долговечной силой. Сложен он
был на славу, и белокурые волосы вились на его голове, как у юноши.
В одних только его глазах, голубых, навыкате, и несколько неподвижных, замечалась не то задумчивость, не то усталость, и голос его звучал как-то слишком ровно.
Но
в самом деле победитель
Был рок, упорный мой гонитель.
Он
был, по их речам, и страшен и злонравен. И, верно, Душенька с чудовищем жила. Советы скромности
в сей час она забыла, Сестры ли
в том виной, судьба ли то, иль
рок, Иль Душенькин то
был порок, Она, вздохнув, сестрам открыла, Что только тень одну
в супружестве любила, Открыла, как и где приходит тень на срок, И происшествия подробно рассказала, Но только лишь сказать не знала, Каков и кто ее супруг, Колдун, иль змей, иль бог, иль дух.
У обоих руки
в крови и разбиты сердца, оба пережили тяжелую драму суда над ними — никому
в Сенеркии не показалось странным, что эти люди, отмеченные
роком, подружились и решили украсить друг другу изломанную жизнь; оба они
были молоды, им хотелось ласки.
…Душа моя мрачна. Скорей, певец, скорей!
Вот арфа золотая:
Пускай персты твои, промчавшися по ней,
Пробудят
в струнах звуки рая.
И если не навек надежды
рок унес —
Они
в груди моей проснутся,
И если
есть в очах застывших капля слез —
Они растают и прольются…
И если не навек надежды
рок унес —
Они
в груди моей проснутся,
И если
есть в очах застывших капля слез —
Они растают и прольются…
Суворов
был один из самых счастливейших Полководцев; подобно Александру, сколько раз сражался, столько раз побеждал; подобно Цесарю, ставил себя выше
Рока, и
Рок не смел изобличить его
в ошибке.
Солнце задело багряным краем за черту горизонта, когда мы подъехали к логу. Свету
было еще достаточно, хотя
в логу залегали уже густые вечерние мó
роки.
Было прохладно и тихо. «Камень» молчаливо стоял над туманами, и над ним подымался полный, хотя еще бледный, месяц. Черная тайга, точно заклятая, дремала недвижимо, не шелохнув ни одною веткой. Тишина нарушалась только звоном колокольчика, который гулко носился
в воздухе, отдаваемый эхом ущелья. Сзади слышался такой же звон, только послабее.
Гордость, славолюбие, героическая добродетель
есть свойство великого мужа: жена слабая бывает сильна одною любовию, но, чувствуя
в сердце ее небесное вдохновение, она может превзойти великодушием самых великих мужей и сказать
року: «Не страшусь тебя!» Так Ольга любовию к памяти Игоря заслужила бессмертие; так Марфа
будет удивлением потомства, если злословие не омрачит дел ее
в летописях!..»
Казалось,
рок забыл о них. Но раз
(Не помню я,
в который день недели), —
Уж пролетел давно свиданья час,
А Саша всё один
был на постели.
Он сел к окну
в раздумьи. Тихо гас
На бледном своде месяц серебристый,
И неподвижно бахромой волнистой
Вокруг его висели облака.
Дремало всё, лишь
в окнах изредка
Являлась свечка, силуэт рубчатый
Старухи, из картин Рембрандта взятый...
Ты сохранил
в блуждающей судьбе
Прекрасных лет первоначальны нравы:
Лицейский шум, лицейские забавы
Средь бурных волн мечталися тебе;
Ты простирал из-за моря нам руку,
Ты нас одних
в младой душе носил
И повторял: «На долгую разлуку
Нас тайный
рок,
быть может, осудил...
Увы! пока народы
Влачатся
в нищете, покорствуя бичам,
Как тощие стада по скошенным лугам,
Оплакивать их
рок, служить им
будет Муза,
И
в мире нет прочней, прекраснее союза!..
Первый муж ее
был богат, скучен и тучен, но не именит и никаким особенным вниманием и влиянием не пользовался, но
рок, однако, судил так, что он целые полгода исправлял «по случаю» предводительскую должность и с достоинством умер
в этом почтенном звании.
Кошэ. Кошэ — статуя, поставленная
роком невежеству. Прочь рутина! Кошэ последовал за Теодором. Я почувствовал, что
в груди у меня осталась одна только любовь. Я пал лицом на землю и заплакал от восторга. Слезы восторга — результат божественной реакции, производимой
в недрах любящего сердца. Лошади весело заржали. Как тягостно
быть не человеком! Я освободил их от животной, страдальческой жизни. Я убил их. Смерть
есть и оковы и освобождение от оков.
В этом гармоническом чувствовании мирового ритма,
в этом признании божественной сущности судьбы коренится та любовь к
року, — amor fati, — о которой
в позднейших своих работах с таким восторгом говорит Ницше: «Моя формула для величия человека
есть amor fati: не хотеть ничего другого ни впереди, ни позади, ни во всю вечность. Не только переносить необходимость, но и не скрывать ее, — любить ее… Являешься необходимым, являешься частицею
рока, принадлежащим к целому, существуешь
в целом»…
Это глубоко аполлоновское настроение совершенно непонятно «твердым» людям типа Ницше. Для них одно из двух: либо разбей голову об стену от отчаяния и ужаса перед жестокостью жизни, либо — возьми себя
в руки, внуши себе: «Я
рок, я буря, я вихрь!» — и, глядя на жестокости жизни, скажи: «Да, так я и хотел, так
буду я хотеть!»
Кнышенко
был добрый и очень нежный мальчик: он пламенно любил свою мать, говорил о ней с восторгом и стремился к ней с какою-то болезненною страстностью. У него
была тетрадка,
в которой он ежедневно зачеркивал дни разлуки, — и, не зачеркнув только трех дней, расстался с нею навеки. Я видел
в этом злую насмешку
рока.
В этом мире нет человеческой справедливости, но
есть жестокая, бесчеловечная справедливость, справедливость
рока.
Античная трагедия
есть трагедия
рока, христианская же трагедия
есть трагедия свободы, и
в ней и открывается первофеномен трагического.
Ад
есть иррациональная, темная, меоническая свобода, превратившаяся
в рок.
Возрастание силы
есть рок государств,
есть демоническое
в них начало.
Идея ада
есть идея
рока на вечность, ибо
в аду нет уже ни свободы, ни благодати, которые могли бы из него вывести.
Назвать этот
рок торжеством божественной справедливости
есть великая неправда, ибо муки
в вечности как воздаяние за грех и преступление во времени невозможно мыслить как осуществление справедливости.
Но он же
был человеком судьбы,
рока, т. е. иррационального
в истории.
При имени Волынского княжна затрепетала. Фатализм, которым она с малолетства
была напитана, сказал ей, что это самый тот,неизбежимый ею, суженый ей
роком, что она ведена с пепелища отцовского дома
в Хотин и оттуда
в страну, о которой и не мыслила никогда, потому единственно, что еще при рождении назначено ей любить русского, именно Волынского.
Амалия сделалась вновь беременной: это обстоятельство принесло отраду растерзанной душе барона. Может
быть, она подарит ему другого сына… Тогда первый пусть идет
в жертву неумолимому
року, пусть
будет лекарем!..
«Поднять хворого с одра? — думал, усмехаясь, Мамон. — Что
поет нам этот лекаришка!.. Кому
роком уложено жить, тот из проруби вынырнет, из-под развалин дома выпрыгнет и
в гробу встанет; кому суждено умереть, того и палка Ивана Васильевича не поднимет. Вырастил бы бороду да спознался б с лукавым! Вот этот, батюшка, и сотню немецких лекарей заткнет за пояс. Лучше пойти к лихой бабе или к жиду с Адамовой книгой».
Античный человек или человек древнего Востока не знал этой свободы, он
был закован
в необходимости,
в природном порядке, покорен
року.
О, если б они поняли, что свободы нет, что свободы не нужно, — как
были бы они счастливы
в сознании мудрой подчиненности целесообразным и строгим велениям
рока.
Я дал мужику два двугривенных и хотел ему собрать завтра между знакомыми все пятнадцать рублей, которые у него странник украл. Он мои двугривенные кинул себе
в рот (карманов у него, как у настоящего праведника, не
было). И затем он ушел и более уже
в наших местах не показывался. Я уж думал, не повлек ли его
рок в Нижний за краткой развязкою?..
Всякое слово судьи принималось играющими, как неоспоримое слово
рока, — а Борька
был судья очень строгий, почти придирчивый; ни одним словом не перекидывались играющие, только, когда нужно, — призывный хлопок
в ладоши; не касались друг друга, не толкались, не задерживали мяча; каждая бегала, как будто одна
была на площадке, и мяч летал без остановки, как будто живой.