Неточные совпадения
— Мысль, что «сознание
определяется бытием», — вреднейшая мысль, она ставит
человека в позицию механического приемника впечатлений бытия и не может объяснить, какой же силой покорный раб действительности преображает ее? А ведь действительность никогда не была — и не будет! — лучше
человека, он же всегда был и будет не удовлетворен ею.
— Суббота для
человека, а не
человек для субботы, — говорил он. — Каждый свободен жертвовать или не жертвовать собой. Если даже допустить, что сознание
определяется бытием, — это еще не определяет, что сознание согласуется с волею.
Райский, воротясь с прогулки, пришел к завтраку тоже с каким-то странным, решительным лицом, как будто у
человека впереди было сражение или другое важное, роковое событие и он приготовлялся к нему. Что-то обработалось, выяснилось или
определилось в нем. Вчерашней тучи не было. Он так же покойно глядел на Веру, как на прочих, не избегал взглядов и Татьяны Марковны и этим поставил ее опять в недоумение.
Это был
человек совершенно противоположного склона духовной жизни, чем Симонсон. Симонсон был один из тех
людей, преимущественно мужского склада, у которых поступки вытекают из деятельности мысли и
определяются ею. Новодворов же принадлежал к разряду
людей преимущественно женского склада, у которых деятельность мысли направлена отчасти на достижение целей, поставленных чувством, отчасти же на оправдание поступков, вызванных чувством.
Если в буржуазном капиталистическом обществе мнение
людей определялось их собственностью и материальным положением, то это менее всего значит, что это мнение было индивидуальным и персональным.
В действительности неотъемлемые права
человека, устанавливающие границы власти общества над
человеком,
определяются не природой, а духом.
Революционность в социальной борьбе за новое общество
определяется обычно не по социальному идеалу, и не по духовному и моральному изменению
людей, создающих новое общество, а по средствам, которые применяются в борьбе, по степени применения насилия.
Центральное положение
человека в природе
определяется совсем не астрономически, и оно не меняется после Коперника; оно совсем не зависит от того, что открывают естественные науки.
Истина открывается, когда
человек преодолевает ограниченность своим классовым положением, так как этим классовым положением
определяется не весь
человек, а лишь некоторые его стороны.
И потому
человек определяется своим отношением к Богу, к природе, к обществу.
Сартр хочет найти выход в признании свободы
человека, которая не
определяется его свободой.
Тело
человека определяется и процессами физико-химическими.
Вместе с тем отношение
человека к космосу
определяется тем, что он есть микрокосм, он заключает в себе космос или заключает в себе историю.
Это положение
человека определяется духом.
— Нет-с, еще не служу, а думаю скоро
определиться. Да что служба?..
Люди — вот главное. С какими я здесь
людьми познакомился!..
— Благодарю вас. Теперь мое личное дело разрешено. Вернемся к первому, общему вопросу. Мы начали с того, что
человек действует по необходимости, его действия
определяются влияниями, под которыми происходят; более сильные влияния берут верх над другими; тут мы и оставили рассуждение, что когда поступок имеет житейскую важность, эти побуждения называются выгодами, игра их в
человеке — соображением выгод, что поэтому
человек всегда действует по расчету выгод. Так я передаю связь мыслей?
Я спокойно (или беспокойно) наслаждался моею славою, как
определился к нам молодой
человек богатой и знатной фамилии (не хочу назвать его).
Повторяю: подобные сцены возобновляются изо дня в день. В этой заглохшей среде, где и смолоду
люди не особенно ясно сознают, что нравственно и что безнравственно, в зрелых летах совсем утрачивается всякая чуткость на этот счет. «Житейское дело» — вот ответ, которым
определяются и оправдываются все действия, все речи, все помышления. Язык во рту свой, не купленный, а мозги настолько прокоптились, что сделались уже неспособными для восприятия иных впечатлений, кроме неопрятных…
Средний
человек, средняя масса всегда
определялась коллективностью, социальной группой, и так было с первобытных кланов.
Величавость и торжественность греческой трагедии
определялась тем, что
люди поставлены перед роком, то есть тайной, и что с
людьми действуют и боги.
И отношение к Богу
определяется не как зависимость
человека, а как его свобода.
Но творческий акт
человека не может целиком
определяться материалом, который дает мир, в нем есть новизна, не детерминированная извне миром.
Я думаю, что трудно найти
человека, у которого было бы не только отсутствие, но и глубокое противление всякому иерархическому порядку, Я никогда не мог вынести, чтобы отношения
людей определялись по иерархическим чинам.
Это
определяется тем, что познает не трансцендентальный субъект, не универсальный разум, как учил германский идеализм, а конкретный
человек с известной душевной структурой, с зависимостью от социальных отношений
людей.
Жизнь
людей и народов выброшена во вне, и эта выброшенность во вне
определяется прежде всего страшной трудностью и стесненностью жизни.
Эта загадочность
человека определяется тем, что он, с одной стороны, есть природное существо, с другой же стороны, он не вмещается в природный мир и выходит за его пределы.
Русские моральные оценки
определяются по отношению к
человеку, а не к отвлеченным началам собственности, государства, не к отвлеченному добру.
«
Люди захотели, чтобы их жизнь и судьба
определялись не ими самими, а внешними материальными причинами».
Русские суждения о собственности и воровстве
определяются не отношением к собственности как социальному институту, а отношением к
человеку.
Странность эта
определяется желанием построить жизнь независимо от того, есть ли бытие и что есть бытие, безотносительно к существу
человека, к его происхождению и предназначению, его месту в мироздании и смыслу его жизни.
Лишь тогда познание будет свободно от психологизма и антропологизма, если
определяться оно будет не трансцендентальным
человеком, а трансцендентальной вселенной, т. е. церковью.
В старосты попадают обыкновенно
люди степенные, смышленые и грамотные; должность их еще не
определилась вполне, но они стараются походить на русских старост; решают разные мелкие дела, назначают подводы по наряду, вступаются за своих, когда нужно, и проч., а у рыковского старосты есть даже своя печать.
«Устава о ссыльных» на Сахалине, «тюремный надзор образуют старшие и младшие надзиратели, число коих, полагая одного старшего на сорок
человек и одного младшего на двадцать
человек каторжных,
определяется ежегодно главным тюремным управлением».
— Ты паскудник, — горячится, в свою очередь, последний, — тебе этого не понять! Ты все на свой ясный паскудный язык перевести хочешь! Ты всюду с своим поганым, жалким умишком пролезть усиливаешься! Шиш выкусишь — вот что! «Почва» не
определяется, а чувствуется — вот что! Без «почвы»
человек не может сознавать себя
человеком — вот что! Почва, одним словом, это… вот это!
Между строк скоро выработалось то молчаливое соглашение, при помощи которого
определяются взаимные отношения
людей, видевших друг друга в первый раз.
В этом миниятюрном мире, где все взаимные отношения
определяются в самое короткое время с изумительнейшею точностию, где всякая личность уясняется до малейшей подробности, где нахально выметается в публику весь сор с заднего двора семейного пандемониума [21] — все интересы, все явления делаются до того узенькими, до того пошлыми, что
человеку, имеющему здоровое обоняние, может сделаться тошно.
Остается теперь только одна область деятельности людской, не захваченная правительственной властью, — область семейная, экономическая, область частной жизни и труда. И эта область теперь, благодаря борьбе коммунистов и социалистов, уже понемногу захватывается правительствами, так что труд и отдых, помещение, одежда, пища
людей, всё понемногу, если только исполнятся желания реформаторов, будет
определяться и назначаться правительствами.
У него вы ясно видите, как самодурство опирается на толстой мошне, которую называют «божьим благословением», и как безответность
людей перед ним
определяется материальною от него зависимостью.
Его жест смутил Фому, он поднялся из-за стола и, отойдя к перилам, стал смотреть на палубу баржи, покрытую бойко работавшей толпой
людей. Шум опьянял его, и то смутное, что бродило в его душе,
определилось в могучее желание самому работать, иметь сказочную силу, огромные плечи и сразу положить на них сотню мешков ржи, чтоб все удивились ему…
Было это доброе, простодушное время, когда в известных слоях петербургского общества нельзя было повернуться, не сталкиваясь с Шпандорчуком или Вырвичем, и когда многими нехитрыми
людьми ум и нравственные достоинства
человека определялись тем, как этот
человек относится к Шпандорчукам и Вырвичам.
Не вдаваясь в метафизические суждения о том, каковы на самом деле каузальные отношения между общим и частным (причем необходимо было бы прийти к заключению, что для
человека общее только бледный и мертвый экстракт на индивидуального, что поэтому между ними такое же отношение, как между словом и реальностью), скажем только, что на самом деле индивидуальные подробности вовсе не мешают общему значению предмета, а, напротив, оживляют и дополняют его общее значение; что, во всяком случае, поэзия признает высокое превосходство индивидуального уж тем самым, что всеми силами стремится к живой индивидуальности своих образов; что с тем вместе никак не может она достичь индивидуальности, а успевает только несколько приблизиться к ней, и что степенью этого приближения
определяется достоинство поэтического образа.
Когда же рассказал он, в чем дело, она всплеснула руками и сказала, что нужно идти прямо к частному, что квартальный надует, пообещается и станет водить; а лучше всего идти прямо к частному, что он даже ей знаком, потому что Анна, чухонка, служившая прежде у нее в кухарках,
определилась теперь к частному в няньки, что она часто видит его самого, как он проезжает мимо их дома, и что он бывает также всякое воскресенье в церкви, молится, а в то же время весело смотрит на всех, и что, стало быть, по всему видно, должен быть добрый
человек.
Это только у французов и, пожалуй, у некоторых других европейцев так хорошо
определилась форма, что можно глядеть с чрезвычайным достоинством и быть самым недостойным
человеком.
— Раздельный акт имению отставного штык-юнкера и столбового дворянина Мартына Харлова, им самим, в полном и здравом уме и по собственному благоусмотрению составленный, и в коем с точностию
определяется, какие угодия его двум дочерям, Анне и Евлампии (кланяйтесь! — они поклонились), предоставляются, и коим образом дворовые
люди и прочее имущество и живность меж оными дочерьми поделяется! Рукою властной!
Кураев, наконец, уехал в Петербург, а Павел
определился на службу. Случилось это следующим образом: Владимир Андреич, как мы видели еще в первой главе, советовал зятю, не рассчитывая на профессорство,
определиться к должности, а потом начал убеждать его сильнее и даже настаивать, говоря Павлу, что семейный
человек не то, что холостой, — он должен трудиться каждую минуту и не имеет никакого права терять целые годы для слишком неверных надежд, что семьянину даже неприлично сидеть, как школьнику, за учебником.
Наконец, самое главное, нужно, чтобы значение
человека в обществе
определялось его личными достоинствами и чтобы материальные блага приобретались каждым в строгой соразмерности с количеством и достоинством его труда: тогда всякий будет учиться уже и затем, чтоб делать как можно лучше свое дело, и невозможны будут тунеядцы, подобные Худовоспитаннику, который выходит в отставку, чтобы в деревне безобразничать над крестьянами.
Я уведомлял тебя, что еду в Москву
определяться в статскую службу; но теперь я тебе скажу философскую истину:
человек предполагает, а бог располагает; капризная фортуна моя повернула колесо иначе; вместо службы, кажется, выходит, что я женюсь, и женюсь, конечно, как благородный
человек, по страсти.
Определился в наш земский суд секретарем из приказных гражданской палаты молодой
человек, как бы ни было, губернский секретарь.
Все старые слова, которыми
определяются чувства вражды
человека к
человеку, ненависть, гнев, презрение, не подходили к тому, что испытывали женщины.
Находя, что приближается в действительности для них решительная минута, которою
определится навеки их судьба, мы все еще не хотим сказать себе: в настоящее время не способны они понять свое положение; не способны поступить благоразумно и вместе великодушно, — только их дети и внуки, воспитанные в других понятиях и привычках, будут уметь действовать как честные и благоразумные граждане, а сами они теперь не пригодны к роли, которая дается им; мы не хотим еще обратить на них слова пророка: «Будут видеть они и не увидят, будут слышать и не услышат, потому что загрубел смысл в этих
людях, и оглохли их уши, и закрыли они свои глаза, чтоб не видеть», — нет, мы все еще хотим полагать их способными к пониманию совершающегося вокруг них и над ними, хотим думать, что они способны последовать мудрому увещанию голоса, желавшего спасти их, и потому мы хотим дать им указание, как им избавиться от бед, неизбежных для
людей, не умеющих вовремя сообразить своего положения и воспользоваться выгодами, которые представляет мимолетный час.