Неточные совпадения
«Я слишком увлекся
наблюдением и ослабил свою волю к действию. К чему, в
общем и глубоком смысле, можно свести основное действие человека, творца истории? К самоутверждению, к обороне против созданных им идей, к свободе толкования смысла “фактов”».
Когда я делаю вывод из
наблюдений,
общий обзор фактов, я теперь в час кончаю то, над чем прежде должен был думать несколько часов.
Еще несколько слов: в течение двадцати лет сряду изъездил я Россию по всем направлениям; почти все почтовые тракты мне известны; несколько поколений ямщиков мне знакомы; редкого смотрителя не знаю я в лицо, с редким не имел я дела; любопытный запас путевых моих
наблюдений надеюсь издать в непродолжительном времени; покамест скажу только, что сословие станционных смотрителей представлено
общему мнению в самом ложном виде.
Говорить о преимуществе изб перед
общими камерами мы можем, конечно, только с вероятностью, так как точных
наблюдений по этой части у нас пока нет вовсе.
Никакой книгопечатник да не потребуется к суду за то, что издал в свет примечания, цененея,
наблюдения о поступках
общего собрания, о разных частях правления, о делах
общих или о поведении служащих, поколику оное касается до исполнения их должностей».
Для того чтобы сказать что-нибудь определенное о таланте Островского, нельзя, стало быть, ограничиться
общим выводом, что он верно изображает действительность; нужно еще показать, как обширна сфера, подлежащая его
наблюдениям, до какой степени важны те стороны фактов, которые его занимают, и как глубоко проникает он в них.
Пробойная и дошлая на все руки Марфа Петровна, кажется, знала из своего уголка решительно все на свете и, как какой-нибудь астроном или метеоролог, делала ежедневно самые тщательные
наблюдения над состоянием белоглинского небосклона и заносила в свою памятную книжку малейшие изменения в
общем положении отдельных созвездий, в состоянии барометра и колебаниях магнитной стрелки.
Теперь уже высказывают свое мнение просто затем, что лучше его объявить, нежели скрывать, высказывают потому, что считают полезным обмен мыслей, признают за каждым право заявлять свой взгляд и свои требования, наконец, считают даже обязанностью каждого участвовать в
общем движении, сообщая свои
наблюдения и соображения, какие кому по силам.
Теология, древние писатели, еврейский язык, объяснения темных фраз какой-нибудь рукописи, опыты без связи,
наблюдения без
общей цели — вот их предмет; когда же им случится иметь дело с действительностию, они хотят подчинить ее своим категориям, и из этого выходят пресмешные уродства.
Воспитателю оставалось только заполнить на обложке пустые места и затем излагать
общими фразами свои бесхитростные
наблюдения.
Мы, [к несчастию], должны признать справедливость
наблюдения, — давно, впрочем, сделавшегося
общим местом, — что [мундир и] сюртук не внушают особенного доверия крестьянам.
Если из круга моих
наблюдений, из сферы действий, в которой вращаюсь я, исключены идеи и побуждения, имеющие предметом
общую пользу, то есть исключены гражданские мотивы, что остается наблюдать мне? в чем остается участвовать мне?
Как близки друг другу в этой области переживания, казалось бы, не имеющие решительно ничего
общего, показывает одно интересное
наблюдение, сделанное исследователем русского мистического сектантства, профессором Д. Г. Коноваловым: «Экстаз имеет наклонность разряжаться по проторенным, привычным для организма путям.
Прежде всего я узнал в калитке стоявшего для
наблюдения — кого же? Моего цензора Нордштрема, в шляпе и шинели, с лицом официального соглядатая. Но ведь он был чиновник Третьего отделения и получил это"особое"поручение, с драматической цензурой имевшее мало
общего.
Короленко:
наблюдений, конечно, неоткуда черпать, как не из жизни; нужно стараться изображать не единичного человека, а тип; совершенно недопустимо делать так, как делают Боборыкин или Иероним Ясинский, — сажать герою бородавку именно на правую щеку, чтоб никакого уж не могло быть сомнения, кто выведен. Но
общего правила дать тут нельзя, в каждом случае приходится сообразоваться с обстоятельствами.
А то, что критики старого пошиба называли «воссозданием», — просто выдохшееся
общее место, и ни один писатель, честно и просто относящийся к своему делу, не станет скрывать того, что он в непосредственном
наблюдении действительности черпает весь материал своего творчества, что без отдельных лиц не может быть в мозгу писателя конкретных образов.
Я согласен, что определять законы мира из одних выводов разума без опыта и
наблюдения есть путь ложный и ненаучный, т. е. не могущий дать истинного знания; но если изучать заявления мира опытом и
наблюдениями, и вместе с тем руководствоваться в этих опытах и
наблюдениях понятиями не основными,
общими всем, а условными, и описывать результаты этих опытов словами, которым можно приписывать различное значение, то не будет ли еще хуже?
Философ, так же как и верующий, как будто озабочен не своею личной жизнью, а только
наблюдением над
общими законами всего человечества.
Устава о предупреждении и пресечении преступлений (Св. зак., т. XIV): «раскольники не преследуются за мнения их о вере, но запрещается им совращать и склонять кого-либо в раскол свой, под каким бы то ни было видом, чинить какие-либо дерзости против православной церкви или против ее священнослужителей, и вообще уклоняться почему-либо от
наблюдения общих правил благоустройства, законами определенных».
Не выпуская уже аббата и Пьера, Анна Павловна для удобства
наблюдения присоединила их к
общему кружку.
Причина этого неизбежного недостатка заключается опять-таки в той же недостаточности сведений и неясности понятий наших об
общем духе каждой секты, сведений, которые можно получить лишь прямо из
наблюдений над расколом в живых его проявлениях.
Ибо то, что с точки зрения
наблюдения, разум и воля суть только отделения (sécrétion) мозга, и то, что человек, следуя
общему закону, мог развиться из низших животных в неизвестный период времени, уясняет только с новой стороны тысячелетия тому назад признанную всеми религиями и философскими теориями, истину о том, что с точки зрения разума человек подлежит законам необходимости, но ни на волос не подвигает разрешение вопроса, имеющего другую, противоположную сторону, основанную на сознании свободы.
Вопрос состоит в том, что, глядя на человека, как на предмет
наблюдения с какой бы то ни было точки зрения, — богословской, исторической, этической, философской — мы находим
общий закон необходимости, которому он подлежит так же, как и всё существующее. Глядя же на него из себя, как на то, чтò мы сознаем, мы чувствуем себя свободными.
Из этого продукта долголетних
наблюдений видно, что в
общем содержание обывательских писем колеблется, смотря по сезону.