Перебирал, одну за другой, все отрасли своего хозяйства: лес, скотный двор, хлеб, луга и проч., и на каждой созидал узорчатое здание фантастических притеснений, сопровождаемых самыми сложными расчетами, куда входили и штрафы, и ростовщичество, и
общие бедствия, и приобретение ценных бумаг — словом сказать, целый запутанный мир праздных помещичьих идеалов.
Деятельность эта практически представляется мне такою: человек из общества, желающий в тяжелый нынешний год принять участие в
общем бедствии, приезжает в одну из пострадавших от неурожая местностей и начинает там жить, проживая там на месте, в Мамадышском, Лукояновском, Ефремовском уездах в голодной деревне, те обычные десятки тысяч, тысячи или сотни рублей, которые он проживает ежегодно и посвящая свой досуг, употребляемый им в городах на увеселения, на ту деятельность на пользу голодного народа, какая ему будет по силам.
Неточные совпадения
Дети, которые при рождении оказываются не обещающими быть твердыми в
бедствиях, умерщвляются; люди крайне престарелые и негодные для работ тоже могут быть умерщвляемы, но только в таком случае, если, по соображениям околоточных надзирателей, в
общей экономии наличных сил города чувствуется излишек.
Для отвращения подобных
бедствий лет сорок или пятьдесят тому назад в
общем употреблении было одно средство: предварительно опалить кругом стога, лес, гумна и деревню.
Стоит людям только понять это: перестать заботиться о делах внешних и
общих, в которых они не свободны, а только одну сотую той энергии, которую они употребляют на внешние дела, употребить на то, в чем они свободны, на признание и исповедание той истины, которая стоит перед ними, на освобождение себя и людей от лжи и лицемерия, скрывавших истину, для того чтобы без усилий и борьбы тотчас же разрушился тот ложный строй жизни, который мучает людей и угрожает им еще худшими
бедствиями, и осуществилось бы то царство божие или хоть та первая ступень его, к которой уже готовы люди по своему сознанию.
Несколько лет уже продолжался
общий мир во всей Европе; торговля процветала, все народы казались спокойными, и Россия, забывая понемногу прошедшие
бедствия, начинала уже пользоваться плодами своих побед и неимоверных пожертвований; мы отдохнули, и русские полуфранцузы появились снова в обществах, снова начали бредить Парижем и добиваться почетного названия — обезьян вертлявого народа, который продолжал кричать по-прежнему, что мы варвары, а французы первая нация в свете; вероятно, потому, что русские сами сожгли Москву, а Париж остался целым.
Возвратясь домой (Бенни жил в редакции, где все в это время заняты были обстоятельствами ужасного
бедствия), Бенни разделял
общее мнение, что вредных толков, распространяющихся в народе о том, что Петербург поджигают студенты, скрывать не следует, а, напротив, должно немедленно и энергически заявить, что такие толки неосновательны и что, для прекращения их, полиция столицы обязана немедленно назвать настоящих поджигателей, буде они ей известны.
С Кантемира так это и пошло на целое столетие: никогда почти не добирались сатирики до главного, существенного зла, не разражались грозным обличением против того, от чего происходят и развиваются
общие народные недостатки и
бедствия.
Общие же хронические причины
бедствия тоже во много раз более сильные, чем неурожай. Как и везде: малоземельность, пожары, ссоры, пьянство, упадок духа.
Только таким бо́льшим, чем прежнее, братским единением людей не только покроется и нынешнее и ожидаемое
бедствие будущего года, но и поднимется
общее благосостояние всё упадающего и упадающего крестьянства и предотвратится повторение
бедствий 91, 92 и нынешнего годов.
Это особенно ясно видно из того, что в наше время всякий шаг вперед в технических усовершенствованиях не только не содействует
общему благу, но, напротив, всё с большей и большей очевидностью показывает, что все эти усовершенствования могут только увеличить
бедствия людей, но никак не уменьшить их.
«Но всё это
общие соображения, которые, может быть, и справедливы, но относятся к учению Христа и обязательны для тех, которые исповедуют его, но жизнь есть жизнь, и нельзя, указав впереди недостижимый идеал Христа, оставить людей в одном из самых жгучих,
общих и производящих наибольшие
бедствия вопросов с одним этим идеалом без всякого руководства.
Деревня в бедственном состоянии, но очевидно, что не неурожай нынешнего года главное
бедствие. Неурожай этот представляется даже маленькой бедой в сравнении с теми частными причинами
бедствий, которым подвержена каждая отдельная семья, и теми
общими, независимыми от неурожая
бедствиями, которые привели их в то состояние, в котором они находятся.
Бедствия эти могли бы быть случайным, временным явлением, если бы среди этих народов было какое-нибудь
общее им всем религиозное руководящее начало.