Нравственный акт и оценка личности окутаны социальными наслоениями групп, семейств, классов, партий, направлений, верований, предвзятых идей, и до свободного и чистого
нравственного суждения тут невозможно добраться.
Это не значит, что для того, чтобы
нравственное суждение было правдивым, свободным и первородным, личность должна себя изолировать от всех социальных, сверхличных образований и целостей, от своей семьи, своего народа, своей церкви и т. д., но это значит, что личность должна в первородном акте своей совести отделить правду от лжи в оценках давящих ее социальных группировок.
Неточные совпадения
Ложь коллективизма заключается в том, что он переносит
нравственный экзистенциальный центр, совесть человека и его способность к
суждениям и оценкам из глубины человеческой личности в quasiреальность, стоящую над человеком.
Внемли, когда в умствованиях, когда в
суждениях о вещах
нравственных и духовных начинается ферментация и восстает муж твердый и предприимчивый на истину или на прельщение, тогда последует премена царств, тогда премена в исповеданиях.
Такое
суждение обнаруживает полное непонимание не только Шекспира и Островского, но и вообще
нравственного свойства драматических положений.
В городе, несмотря на резкость его
суждений и нервность, его любили и за глаза ласково называли Ваней. Его врожденная деликатность, услужливость, порядочность,
нравственная чистота и его поношенный сюртучок, болезненный вид и семейные несчастья внушали хорошее, теплое и грустное чувство; к тому же он был хорошо образован и начитан, знал, по мнению горожан, все и был в городе чем-то вроде ходячего справочного словаря.
Несколько минут спустя после реплики, в которой Дикой так решительно отвергал, в пользу собственного каприза, все
нравственные и логические основания для
суждения о человеке, этот же самый Дикой напускается на Кулигина, когда, тот, для объяснения грозы, выговорил слово электричество.
Здесь уже нельзя узнать прежнего сочинителя: все светские лица, лица не русские, лишены жизни и действительности, и повесть делается скучною, неестественною, не возбуждающею интереса, хотя написана языком прекрасным и содержит в себе много прямых, здравых
суждений и
нравственных истин, выражающих горячую благонамеренность автора.
Пожалуй, смотрите на это, как хотите, но согласитесь, что в отчаянии Надёжи и Ивана
нравственная сторона дела понята гораздо выше и чище, нежели в наших житейских
суждениях и привычках.
Она соответствует чувству прекрасного или способности эстетического
суждения в эстетике и
нравственной воле в этике.
Но приговор о неисправимости Лары показался Синтяниной обидным, и она ответила своей собеседнице, что
нравственные переломы требуют времени, и, к тому же, на свете есть такие ложные шаги, от которых поворот назад иногда только увеличивает фальшь положения. Бодростина увидела здесь шпильку, и между двумя дамами началась легкая перепалка. Глафира сказала, что она не узнает Синтянину в этих словах и никогда бы не ожидала от нее таких
суждений.
Пошлыми могут делаться
суждения нравственные и эстетические, ставшие модными, бесконечно повторяемыми, самодовольными в своем пребывании в замкнутом кругу.
Ее нет в тех
нравственных актах и
суждениях, которые определяются наслоениями социальной среды, наследственности, общественного мнения, партии и пр., т. е. нет в значительной части
нравственной жизни.
В
нравственном различении, оценке,
суждении и суде есть элемент трансформированной первобытной мести.
Жизнь в себе, первожизнь есть лишь в первородных, свободных
нравственных актах и
суждениях.
Не возникает вопроса о личной вине, потому что личность не является
нравственным субъектом и не ей принадлежит
суждение и оценка.
Революционная мораль не знает личности как основы всех
нравственных оценок и
суждений.
Суждение о том, что род человеческий прекратится, если люди всеми силами будут стремиться к целомудрию, подобно тому, которое сделали бы (да и делают), что род человеческий погибнет, если люди, вместо борьбы за существование, будут всеми силами стремиться к осуществлению любви к друзьям, к врагам, ко всему живущему.
Суждения такие вытекают из непонимания различия двух приемов
нравственного руководства.