Неточные совпадения
Притом их связывало детство и школа — две сильные пружины, потом русские, добрые, жирные ласки, обильно расточаемые в семействе Обломова на немецкого мальчика, потом роль сильного, которую Штольц занимал при Обломове и в физическом и в
нравственном отношении, а наконец, и более всего, в
основании натуры Обломова лежало чистое, светлое и доброе начало, исполненное глубокой симпатии ко всему, что хорошо и что только отверзалось и откликалось на зов этого простого, нехитрого, вечно доверчивого сердца.
Далее: «Во-вторых, защитник Масловой, — продолжал он читать, — был остановлен во время речи председателем, когда, желая охарактеризовать личность Масловой, он коснулся внутренних причин ее падения, на том
основании, что слова защитника якобы не относятся прямо к делу, а между тем в делах уголовных, как то было неоднократно указываемо Сенатом, выяснение характера и вообще
нравственного облика подсудимого имеет первенствующее значение, хотя бы для правильного решения вопроса о вменении» — два, — сказал он, взглянув на Нехлюдова.
В расшатанных ли до
основания нравственных началах наших или в том, наконец, что этих
нравственных начал, может быть, у нас совсем даже и не имеется?
Это ревнители тихого разврата, рыцари безделицы, показывающие свои патенты лишь таким же рыцарям, как и они, посетители «отдельных кабинетов», устроиватели всевозможных комбинаций на
основании правила: «И волки сыты, и овцы целы», антреметтёры высшей школы, политические и
нравственные кукушки, потихоньку кладущие свои яйца в чужие гнезда, при случае — разбойники, при случае — карманные воришки.
— А на том
основании, что его
нравственная физиономия выше, нежели
нравственная физиономия какого-нибудь эльзасца, воспитанного в растлевающей французской школе!
— Господствует учение энциклопедистов… подкопаны все
основания общественные, государственные, религиозные… затем кровь… безурядица. Что можно было из этого предвидеть?.. Одно, что народ дожил до
нравственного и материального разложения; значит, баста!.. Делу конец!.. Ничуть не бывало, возрождается, как феникс, и выскакивает в Наполеоне Первом. Это черт знает что такое!
На
основании романов у меня даже составились новые идеалы
нравственных достоинств, которых я желал достигнуть.
Поэтому, если и чувствовалась надобность в каком-либо исключительном праве, то отнюдь не в виде пропинационного, а в таком, которое имело бы
основание преимущественно
нравственное и философическое («вот кабы в зубы беспрекословно трескать можно было!» — секретно думал Фуксёнок, но мысли своей, однако, не высказал).
Несколько минут спустя после реплики, в которой Дикой так решительно отвергал, в пользу собственного каприза, все
нравственные и логические
основания для суждения о человеке, этот же самый Дикой напускается на Кулигина, когда, тот, для объяснения грозы, выговорил слово электричество.
Другой род трагического — трагическое
нравственного столкновения — эстетика выводит из той же мысли, только взятой наоборот: в трагическом простой вины
основанием трагической судьбы считают мнимую истину, что каждое бедствие, и особенно величайшее из бедствий — погибель, есть следствие преступления; в трагическом
нравственного столкновения [основываются эстетики гегелевской школы на] мысли, что за преступлением всегда следует наказание преступника или погибелью или мучениями его собственной совести.
И, как ручательство за славное будущее, г. Головачев представляет в статье своей такого рода рассуждения: «Освобождение крестьян, говорит, не может основаться на духовно-нравственном чувстве, а должно иметь
основанием право и законность» (стр. 252).
В промежуток этого времени у нас утверждалось правильное общественное устройство на религиозно-нравственных
основаниях; в Европе народ был в дремоте, ничего не делал, и только абсолютизм утверждался все более и более.
Это, кажется, ясно; и на
основании этого взгляда нетрудно решить вопрос о
нравственном достоинстве Станкевича в двух словах: если жизнь должна быть рядом лишений и страданий в силу велений долга, так это ведь потому, что наши собственные стремления не сходятся с требованиями долга.
И в буддизме ничто есть 1) абсолютное
основание мира, именно положительная причина полагающей мир иллюзии, 2) абсолютное существо (хотя и ничто), которое лежит в основе феноменального мира, 3) абсолютная цель мира, к которой стремится мировой процесс и в котором он находит абсолютное искупление и 4) носитель и источник религиозно-нравственного миропорядка, который представляет единственно истинное и постоянное в иллюзии и лишь который делает иллюзорный мировой процесс действительным процессом спасения.
Конечно, также и по чисто спекулятивным
основаниям следует отвергнуть идею доказательства бытия Божия [Имеются в виду следующие системы доказательств бытия Божия: 1) космологическая (Аристотель); 2) телеологическая (Платон); 3) онтологическая (Ансельм Кентерберийский); 4) историческая или психологическая (Декарт); 5)
нравственная (И. Кант).
Какое может быть для человека разумное
основание любить людей, быть
нравственным и благородным?
Вечные вопросы Достоевского: почему я должен быть
нравственным, почему я должен быть порядочным, раз нет бога? — вызвали бы у Ницше только усмешку: «Мы отнеслись бы с предубеждением к человеку, если бы услышали, что ему нужны особые
основания, чтобы оставаться порядочным. Словечко «ибо» в известных случаях компрометирует; иногда мы даже опровергаем себя самих единственным «ибо».
Нравственная максима Канта, что каждого человека нужно рассматривать не как средство, а как самоцель, подрывается законническим
основанием этики, ибо каждый человек оказывается средством и орудием осуществления отвлеченного, безличного, общеобязательного закона.
Значительна только та философия, в
основании которой лежит духовный и
нравственный опыт и которая не есть игра ума.
В
основании этики лежит
нравственный опыт.
Есть очень большие
основания верить в реальность мифа об Атлантиде, в которой очень высокая цивилизация подверглась
нравственной порче и погибла.
Более того, в
основании философии лежит
нравственный опыт.
И драматическое искусство, не имея религиозного
основания, стало во всех христианских странах все более и более уклоняться от своего высокого назначения и вместо служения богу стало служить толпе (я разумею под толпой не одно простонародье, но большинство людей безнравственных или не
нравственных и равнодушных к высшим вопросам жизни человеческой).
Явился даже соблазн отождествить религиозное с
нравственным, и находились для этого
основания как в Евангелии, так и в творениях святых отцов.
«Может быть это не нужно было делать так педантически, может быть и вовсе не нужно», думал Николай; но это неустанное, вечное душевное напряжение, имеющее целью только
нравственное добро детей — восхищало его. Ежели бы Николай мог сознавать свое чувство, то он нашел бы, что главным
основанием его твердой, нежной и гордой любви к жене было всегда это чувство удивления перед ее душевностью, перед тем, почти недоступным Николаю возвышенным,
нравственным миром, в котором всегда жила его жена.