Неточные совпадения
Это великая заслуга в муже; эта великая награда покупается только высоким
нравственным достоинством; и кто заслужил ее, тот вправе считать себя
человеком безукоризненного благородства, тот смело может надеяться, что совесть его чиста и всегда будет чиста, что мужество никогда ни в чем не изменит ему, что во всех испытаниях, всяких, каких бы то ни было, он останется спокоен и тверд, что судьба почти не властна над миром его души, что с той поры, как он заслужил эту великую честь, до последней минуты жизни, каким бы ударам ни подвергался он, он будет счастлив
сознанием своего человеческого достоинства.
Не явно ли и
нравственное ничтожество этого
человека, у которого ни разу во всей пьесе не проявлялось чувство законности и
сознания долга?
В
людях, воспитанных под таким владычеством, не может развиться
сознание нравственного долга и истинных начал честности и права.
Девушка эта встретилась в Петербурге с студентом Тюриным, сыном земского начальника Симбирской губернии, и полюбила его, но полюбила она не обыкновенной женской любовью с желанием стать его женой и матерью его детей, а товарищеской любовью, питавшейся преимущественно одинаковым возмущением и ненавистью не только к существующему строю, но и к
людям, бывшим его представителями, и [
сознанием] своего умственного, образовательного и
нравственного превосходства над ними.
Но мало того, что все
люди, связанные государственным устройством, переносят друг на друга ответственность за совершаемые ими дела: крестьянин, взятый в солдаты, — на дворянина или купца, поступившего в офицеры, а офицер — на дворянина, занимающего место губернатора, а губернатор — на сына чиновника или дворянина, занимающею место министра, а министр — на члена царского дома, занимающего место царя, а царь опять на всех этих чиновников, дворян, купцов и крестьян; мало того, что
люди этим путем избавляются от
сознания ответственности за совершаемые ими дела, они теряют
нравственное сознание своей ответственности еще и оттого, что, складываясь в государственное устройство, они так продолжительно, постоянно и напряженно уверяют себя и других в том, что все они не одинаковые
люди, а
люди, различающиеся между собою, «как звезда от звезды», что начинают искренно верить в это.
Да, впрочем, в таких ли мы условиях воспитывались, которые могли бы серьезно породить в нас подобное
сознание, составляющее, так сказать, венец
нравственного и умственного развития
человека?
В одно время личность бывает исполнена
сознанием своей
нравственной цели, является так, как есть, прекрасною в глубочайшем смысле слова; но в другое время
человек занят бывает чем-нибудь имеющим только посредственную связь с целью жизни его, и при этом истинное содержание характера не проявляется в выражении лица; иногда
человек бывает занят делом, возлагаемым на него только житейскою или жизненною необходимостью, и при этом всякое высшее выражение погребено под равнодушием или скукою, неохотою.
Но отнимите это
сознание всякой ответственности, поставьте пред нами существа беззащитные, безответные, состоящие в полном нашем распоряжении, — и заметка г. Аксакова о Куролесове вполне оправдается на каждом
человеке, который долгою работою над самим собою не приобрел
нравственной независимости от внешних развращающих влияний.
Мало того, что
люди этим путем избавляются от
сознания ответственности за совершаемые ими дела, они теряют
нравственное сознание своей ответственности еще и оттого, что, складываясь в государственное устройство, они так продолжительно, постоянно и напряженно уверяют себя и других в том, что все они не одинаковые
люди, а
люди, различающиеся между собою, «как звезда от звезды», что начинают искренно верить в это.
Если же бы они этого не сделали, и
сознание возвышенного назначения
человека не оказало бы никакого действия, и телесная жизнь приобрела бы, от стремления к наслаждению, будто бы совпадающему с назначением, некоторую силу, то
нравственная жизнь исчезла бы безвозвратно.
Особенная любовь к своему народу прежде соединяла
людей, в наше же время, когда
люди уже соединены путями сообщения, торговлей, промышленностью, наукой, искусством, а главное,
нравственным сознанием, такая особенная любовь к своему народу не соединяет, а разъединяет
людей.
Люди говорят о
нравственном и религиозном учении и о совести, как о двух раздельных руководителях
человека. В действительности же есть только один руководитель — совесть, то есть
сознание того голоса бога, который живет в нас. Голос этот несомненно решает для каждого
человека, что ему должно и чего не должно делать. И этот голос всегда может быть вызван в себе всяким
человеком усилием мысли.
Но ему становилось досадно при
сознании, что вот этот
человек, с которым он едва знаком, забирает над ним какую-то силу, какое-то
нравственное преобладание, от которых, пожалуй, можно и освободиться, да только не иначе, как в явный ущерб самому себе же.
Трансцендентный Бог, многочастно и многообразно открывающийся
человеку, заменяется здесь
нравственным законом, соответствующим определенному состоянию греховного человеческого
сознания.
Веления совести, которые
человек считает для себя законом, получают и религиозную санкцию, и это тем острее, чем глубже религиозное
сознание: они облекаются в форму религиозных заповедей, нарушение которых ощущается как грех (а это есть уже религиозно-нравственная категория).
С одной стороны, христианству обязан
человек своим высочайшим
нравственным сознанием и своими высочайшими
нравственными эмоциями.
Нравственный тип воина, рыцаря,
человека, с оружием в руках защищающего свою честь, честь слабых, честь своей семьи, честь своей родины, был преобладающим и оказал подавляющее влияние на
нравственное сознание и на этос, он ставился выше других типов.
Человек стал рабом принадлежащих ему материальных благ, и сама идея абсолютной частной собственности исказила его
нравственное сознание и сделала его несправедливым.
Древнее насилие клана и рода над
человеком, установившее неисчислимое количество табу, запретов и вызывающее страхи и ужасы, из
нравственного закона, каким оно было в древние времена, переходит в атавистические инстинкты, с которыми должно бороться более высокое
нравственное сознание.
Та степень свободы зла, свободы греховной похоти, которая определяет жизнь буржуазно-капиталистического общества, этически не может быть терпима, как не может быть терпима на известной ступени
нравственного сознания свобода зла и греховной похоти, определявшей строй, основанный на рабстве, на превращении
человека, несущего образ и подобие Божье, в вещь, которую можно продавать и покупать.
Ужасом пола и энергией половой полярности поражено все существо
человека, его мышление и его чувства, его творчество и его
нравственное сознание не меньше, чем жизнь его организма.
Нравственное сознание, через которое общество диктует свою волю индивидууму, сталкивается с глубокими и древними инстинктами
человека, скрытыми в подсознательном.
Нравственное излечение
человека не может быть достигнуто при помощи
нравственного сознания, которое и делает
человека больным.
Общество изначально смиряет, обуздывает, дисциплинирует инстинкты
человека, и потом то, что оно вложило в
человека для его обуздания, превращается в хаотические инстинкты на более высоких ступенях
нравственного сознания.
И, характеризуя первобытное
нравственное сознание, мы не должны предрешать вопроса об истоках человечества, о древнем
человеке.
Ужас его положения усугубляется
сознанием своего
нравственного падения: он уподоблялся
человеку, катящемуся с крутой, совершенно лишенной растительности горы, с головокружительною быстротою и неимеющему за что ухватиться, не для того уже, чтобы воздержаться от падения, а лишь для того, чтобы оно не было таким стремительным.
И вот
нравственная задача, которая стоит перед
человеком с таким
сознанием, Достоевским упрощается до элементарной теоремы.
Только освободитесь все вы, страдающие
люди христианского мира, как властвующие и богатые, так же и подавленные и бедные, от тех обманов лжехристианства и государственности, которые скрывают от вас то, что открыл вам Христос и чего требует ваш разум и ваше сердце, — и вам ясно станет, что в вас, только в вас самих причины всех телесных страданий — нужды — и духовных:
сознания несправедливости, зависти, раздражения, которые мучают вас, задавленных и бедных; и в вас же, вы, властвующие и богатые, — причины тех страхов, укоров совести,
сознания греха своей жизни, которые более или менее, по степени вашей
нравственной чуткости, тревожат и вас.