Неточные совпадения
Можно установить четыре периода в отношении человека к
космосу: 1) погружение человека в космическую жизнь, зависимость от объектного мира, невыделенность еще человеческой личности, человек не овладевает еще природой, его отношение магическое и мифологическое (примитивное скотоводство и земледелие, рабство); 2) освобождение от власти космических сил, от духов и демонов природы, борьба через аскезу, а не технику (элементарные формы хозяйства, крепостное право); 3) механизация природы, научное и техническое овладение природой, развитие индустрии в форме капитализма, освобождение труда и порабощение его, порабощение его эксплуатацией орудий производства и необходимость продавать труд за заработную плату; 4) разложение космического порядка в открытии бесконечно большого и бесконечно малого, образование
новой организованности, в отличие от органичности, техникой и машинизмом, страшное возрастание силы человека над природой и рабство человека у собственных открытий.
В философии
нового времени христианство проникает в мысль, и это выражается в перенесении центральной роли с
космоса на человека, в преодолении наивного объективизма и реализма, в признании творческой роли субъекта, в разрыве с догматическим натурализмом.
Это не проблема плоти, как у Мережковского, не проблема освящения
космоса, как в софиологическом течении, а проблема творчества, проблема
новой религиозной антропологии.
Но именно поэтому на почве православия легче может раскрыться
новое о человеке и
космосе.
Но сие беззаконное действие распавшейся натуры не могло уничтожить вечного закона божественного единства, а должно было токмо вызвать противодействие оного, и во мраке духом злобы порожденного хаоса с
новою силою воссиял свет божественного Логоса; воспламененный князем века сего великий всемирный пожар залит зиждительными водами Слова, над коими носился дух божий; в течение шести мировых дней весь мрачный и безобразный хаос превращен в светлый и стройный
космос; всем тварям положены ненарушимые пределы их бытия и деятельности в числе, мере и весе, в силу чего ни одна тварь не может вне своего назначения одною волею своею действовать на другую и вредить ей; дух же беззакония заключен в свою внутреннюю темницу, где он вечно сгорает в огне своей собственной воли и вечно вновь возгорается в ней.
Софийность мира имеет для твари различную степень и глубину: в высшем своем аспекте это — Церковь, Богоматерь, Небесный Иерусалим,
Новое Небо и
Новая Земля; во внешнем, периферическом действии в
космосе она есть универсальная связь мира, одновременно идеальная и реальная, живое единство идеальности и реальности, мыслимосТи и бытия, которого ищет новейшая спекулятивная философия (Фихте, Шеллинг, Гегель, неокантианство).
Итак, на эмпирической поверхности происходит разложение религиозного начала власти и торжествует секуляризация, а в мистической глубине подготовляется и назревает
новое откровение власти — явление теократии, предваряющее ее окончательное торжество за порогом этого зона [Термин древнегреческой философии, означающий «жизненный век», «вечность»; в иудео-христианской традиции означает «мир», но не в пространственном смысле (
космос), а в историческом и временном аспекте («век», «эпоха»).]
Совершенное общество мыслимо лишь в совершенном
космосе, как преображение мира, как
новая земля и
новое небо, как
Новый Иерусалим, как наступление Царства Божьего, но не как политическое и социальное устроение в условиях нашей земли и нашего времени.
Путь к красоте как сущему, к
космосу, к
новому небу и
новой земле есть путь религиозно-творческий.
Революции утверждают некосмическое состояние мира, они не связывают
новую жизнь с органическим перерождением мира в
космос, в космическую гармонию.
И только человек, занявший место в
космосе, уготовленное ему Творцом, в силах преобразить
космос в
новое небо и
новую землю.
Единого христианского человечества, единого духовного
космоса уже нет в
новой истории.
Но существовал ли подлинный
космос в
новой истории? XIX век гордился своим правосознанием, своими конституциями, единством своего научного метода и научной культуры.